Беречь как зеницу ока

БЕРЕЧЬ КАК ЗЕНИЦУ ОКА

]

СОВЕТЫ ВРАЧА

БЕРЕЧЬ КАК ЗЕНИЦУ ОКА

Вряд ли нужно говорить, что значат глаза, зрение для автомобилиста. Сегодня доктор медицинских наук Юрий Борисович СЛОНИМСКИЙ — известный специалист в области офтальмологии, хирург, занимающийся лечением болезней роговицы, — дает советы автолюбителям.

Каждый автомобилист обязательно должен следить за своим зрением, руководствуясь некоторыми правилами. Именно каждый, а не только те, у кого что-то не в порядке с глазами. Ведь проблемы могут возникнуть и у водителя с нормальным зрением, например, из-за яркого солнца днем, света фар встречных машин ночью, усталости и напряжения в любое время суток.

Многие относятся к этому как к неизбежной неприятности: ну что, действительно, поделать с солнцем или темнотой? Оказывается, можно. Темные очки — но не любые, а только с защитой от ультрафиолетового излучения! — помогут в ясный день. Специальные светофильтры — для езды ночью, а очки, улучшающие контрастность, — на случай утомления глаз. Только обязательное условие: все ваши очки (кстати, с диоптриями — тоже) должны быть травмобезопасными, чтобы не разбились и не поранили глаза. Есть такие и импортные, и наши — из очень прочной, легкой пластмассы CR-39.

Кстати, травмы глаз подстерегают водителей не только в пути, но и во время ремонта автомобиля, и даже тогда, когда, казалось бы, они вообще не могут случаться. В последнее время в продаже появились комплекты импортных резиновых жгутов для крепления груза к багажнику на крыше. Удобно, надежно... Но если при натягивании жгута он сорвется и его металлический крючок, не дай Бог, попадет в глаз (а такое уже бывало), не исключено кровоизлияние в стекловидное тело или, что еще хуже, в сетчатку. Снаружи это можно и не заметить, а последствия очень тяжелые. В таких случаях — немедленно к врачу. Так же как и в других — когда что-то попадает в глаз. Даже если после этого вы ничего в нем не обнаружите, не спешите радоваться — инородный предмет может проникнуть внутрь.

Время от времени наши автомобилисты проходят медкомиссию. Проверяют остроту зрения и, получив положительное заключение, успокаиваются. А напрасно: есть заболевания, которые поверхностное обследование обнаружить не может. Например, глаукома. Она особенно коварна для водителя: при 100-процентном центральном зрении резко сужается поле зрения. То есть прямо перед собой человек видит хорошо, а сбоку — ничего не различает. Представляете, к какой беде это может привести? Поэтому контролируйте себя сами: хорошее ли у вас боковое зрение. Если чувствуете что-то неладное, обязательно проверьте у врача глазное давление — при глаукоме оно повышено. И знайте, после сорока лет риск заболевания глаукомой возрастает.

Очень распространена (особенно в пожилом возрасте) и катаракта — помутнение хрусталика. Для многих из тех, кому врачи поставили такой диагноз, она кажется катастрофой. Ждать, пока катаракта созреет, все больше и больше терять зрение, лишаясь возможности управлять автомобилем, — перспектива, действительно, безрадостная. Хотя ее нельзя назвать неотвратимой. Потому что вовсе не обязательно ждать полного созревания катаракты — можно сделать операцию раньше, тем более что ее методика у нас тщательно отработана. Но, конечно, показания к хирургическому вмешательству определяет окулист.

Неплохо знать и свои возможности различать контрастность: это позволит определить, насколько быстро утомляются глаза, как быстро в них начинает рябить от однообразной картины. При отклонениях потребуется скорректировать зрение и таким образом не только избежать неприятных ощущений, но и, возможно, предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Отдельный разговор о гипертониках. При гипертоническом кризе, когда резко подскакивает давление, может произойти кровоизлияние в глаз. Особенно опасно, если оно затрагивает сетчатку — человек внезапно слепнет. И хотя перестает видеть один глаз, это все равно чревато последствиями. Поэтому те, у кого нестабильное давление, должны по возможности избегать стрессовых ситуаций, всегда иметь при себе необходимые лекарства.

Иногда спрашивают: есть ли какие-нибудь специальные упражнения для тренировки зрения? А нужны ли они? Ведь жизнь сама по себе и есть лучшая тренировка. Мы смотрим вдаль, потом — по сторонам, потом разглядываем что-то под самым носом... Конечно, если часами смотреть в какую-то точку — это не полезно для глаз, но автомобилистам такая опасность не грозит. Дорога разнообразна, да и на приборную панель приходится поглядывать, и в зеркало заднего вида, и в боковое.

А вот что вызывает настоящее беспокойство, так это своеобразная мода на одну, все более распространяющуюся глазную операцию — насечки на роговице при близорукости. Ради того, чтобы уменьшить выпуклость роговицы, на ней делают насечки, то есть надрезают в нескольких местах и не зашивают. Когда они зарубцовываются, ткань стягивается, роговица становится более плоской. Вроде бы очень эффективно: близорукость исчезает или заметно уменьшается. Но зато теперь достаточно любой случайности, чтобы произошло несчастье. Удар, попадание чего-нибудь в глаз, малейшая травма — и рубцы расходятся. Стоит ли рисковать?

«Беречь как зеницу ока» — из этой пословицы ясно, что отношение к глазу испокон веков было эталоном бережного отношения. Не забывайте и вы, что ваше зрение — ценность, достойная самого заботливого сохранения.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии