Беречь как зеницу ока

БЕРЕЧЬ КАК ЗЕНИЦУ ОКА

СОВЕТЫ ВРАЧА

БЕРЕЧЬ КАК ЗЕНИЦУ ОКА

Вряд ли нужно говорить, что значат глаза, зрение для автомобилиста. Сегодня доктор медицинских наук Юрий Борисович СЛОНИМСКИЙ — известный специалист в области офтальмологии, хирург, занимающийся лечением болезней роговицы, — дает советы автолюбителям.

Каждый автомобилист обязательно должен следить за своим зрением, руководствуясь некоторыми правилами. Именно каждый, а не только те, у кого что-то не в порядке с глазами. Ведь проблемы могут возникнуть и у водителя с нормальным зрением, например, из-за яркого солнца днем, света фар встречных машин ночью, усталости и напряжения в любое время суток.

Многие относятся к этому как к неизбежной неприятности: ну что, действительно, поделать с солнцем или темнотой? Оказывается, можно. Темные очки — но не любые, а только с защитой от ультрафиолетового излучения! — помогут в ясный день. Специальные светофильтры — для езды ночью, а очки, улучшающие контрастность, — на случай утомления глаз. Только обязательное условие: все ваши очки (кстати, с диоптриями — тоже) должны быть травмобезопасными, чтобы не разбились и не поранили глаза. Есть такие и импортные, и наши — из очень прочной, легкой пластмассы CR-39.

Кстати, травмы глаз подстерегают водителей не только в пути, но и во время ремонта автомобиля, и даже тогда, когда, казалось бы, они вообще не могут случаться. В последнее время в продаже появились комплекты импортных резиновых жгутов для крепления груза к багажнику на крыше. Удобно, надежно... Но если при натягивании жгута он сорвется и его металлический крючок, не дай Бог, попадет в глаз (а такое уже бывало), не исключено кровоизлияние в стекловидное тело или, что еще хуже, в сетчатку. Снаружи это можно и не заметить, а последствия очень тяжелые. В таких случаях — немедленно к врачу. Так же как и в других — когда что-то попадает в глаз. Даже если после этого вы ничего в нем не обнаружите, не спешите радоваться — инородный предмет может проникнуть внутрь.

Время от времени наши автомобилисты проходят медкомиссию. Проверяют остроту зрения и, получив положительное заключение, успокаиваются. А напрасно: есть заболевания, которые поверхностное обследование обнаружить не может. Например, глаукома. Она особенно коварна для водителя: при 100-процентном центральном зрении резко сужается поле зрения. То есть прямо перед собой человек видит хорошо, а сбоку — ничего не различает. Представляете, к какой беде это может привести? Поэтому контролируйте себя сами: хорошее ли у вас боковое зрение. Если чувствуете что-то неладное, обязательно проверьте у врача глазное давление — при глаукоме оно повышено. И знайте, после сорока лет риск заболевания глаукомой возрастает.

Очень распространена (особенно в пожилом возрасте) и катаракта — помутнение хрусталика. Для многих из тех, кому врачи поставили такой диагноз, она кажется катастрофой. Ждать, пока катаракта созреет, все больше и больше терять зрение, лишаясь возможности управлять автомобилем, — перспектива, действительно, безрадостная. Хотя ее нельзя назвать неотвратимой. Потому что вовсе не обязательно ждать полного созревания катаракты — можно сделать операцию раньше, тем более что ее методика у нас тщательно отработана. Но, конечно, показания к хирургическому вмешательству определяет окулист.

Неплохо знать и свои возможности различать контрастность: это позволит определить, насколько быстро утомляются глаза, как быстро в них начинает рябить от однообразной картины. При отклонениях потребуется скорректировать зрение и таким образом не только избежать неприятных ощущений, но и, возможно, предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Отдельный разговор о гипертониках. При гипертоническом кризе, когда резко подскакивает давление, может произойти кровоизлияние в глаз. Особенно опасно, если оно затрагивает сетчатку — человек внезапно слепнет. И хотя перестает видеть один глаз, это все равно чревато последствиями. Поэтому те, у кого нестабильное давление, должны по возможности избегать стрессовых ситуаций, всегда иметь при себе необходимые лекарства.

Иногда спрашивают: есть ли какие-нибудь специальные упражнения для тренировки зрения? А нужны ли они? Ведь жизнь сама по себе и есть лучшая тренировка. Мы смотрим вдаль, потом — по сторонам, потом разглядываем что-то под самым носом... Конечно, если часами смотреть в какую-то точку — это не полезно для глаз, но автомобилистам такая опасность не грозит. Дорога разнообразна, да и на приборную панель приходится поглядывать, и в зеркало заднего вида, и в боковое.

А вот что вызывает настоящее беспокойство, так это своеобразная мода на одну, все более распространяющуюся глазную операцию — насечки на роговице при близорукости. Ради того, чтобы уменьшить выпуклость роговицы, на ней делают насечки, то есть надрезают в нескольких местах и не зашивают. Когда они зарубцовываются, ткань стягивается, роговица становится более плоской. Вроде бы очень эффективно: близорукость исчезает или заметно уменьшается. Но зато теперь достаточно любой случайности, чтобы произошло несчастье. Удар, попадание чего-нибудь в глаз, малейшая травма — и рубцы расходятся. Стоит ли рисковать?

«Беречь как зеницу ока» — из этой пословицы ясно, что отношение к глазу испокон веков было эталоном бережного отношения. Не забывайте и вы, что ваше зрение — ценность, достойная самого заботливого сохранения.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые