Караул! местный рэкет

КАРАУЛ! МЕСТНЫЙ РЭКЕТ

]

ПРАВО НА ЗАЩИТУ

КАРАУЛ! МЕСТНЫЙ РЭКЕТ

Помните анекдот? Японцы восхищаются техническими решениями российских конструкторов автомобилей: «Чего только не придумают, лишь бы дороги не строить!» Эту фразу, немного изменив, можно с успехом вынести в эпиграф статьи. Что только не придумывали местные власти, лишь бы казну пополнить да себя не забыть.

Дмитрий ЖЕРНОВ

Ненаказуемая «инициатива» чиновников была основана на президентском указе № 2268 от 22.12.1993-го, разрешающем вводить дополнительные налоги и сборы местным органам государственной власти. Причем в неограниченном количестве. А денежный вес «домашних» налогов определялся самим чиновником.

Не прошло и месяца со дня рождения указа, как на голову беспечных горожан посыпались распоряжения глав администраций. От местной «экзотики» пострадали в основном автомобилисты. В 1994 году региональная фантазия ограничилась платными штрафными стоянками. Позже родился «пограничный налог»: города и деревни обросли шлагбаумами. К теще в гости — только за деньги. Транзит — плати. В качестве пугала активно привлекали к работе ГАИ. Иногда начальнику автоинспекции «спускали» распоряжение, но чаще пытались лично заинтересовать в выгодном мероприятии. Естественно, куда шли немалые суммы, никому не известно. Ведь права мытарей делегировались частным коммерческим структурам.

Поняв перспективность дела, изобретательные умы пошли дальше. Появились экологические службы, весовой контроль и таможенные посты. На привыкших к поборам водителей началась настоящая охота. Как затравленные звери, они короткими перебежками двигались от одного поста ГАИ к другому. Взмах жезла и — пожалуйте: вам на весы, вам платить за въезд, вам проверять токсичность. Непокорных ждали эвакуаторы, блокираторы и штрафные площадки. По самым скромным подсчетам, при более чем двух сотнях местных налогов один владелец машины кормил двоих коммерсантов плюс ГАИ и администрацию. Но и этого показалось мало: к кормушке припадали все новые «должностные лица». Можно понять желание екатеринбургских властей помочь бедствующей медицине путем сбора податей «на помощь пострадавшим в ДТП». Не исключено, что и правда, на деньги, изъятые при прохождении владельцами машин техосмотра, врачи покупали гипс, бинты и ящики йода. Можно понять стремление тольяттинской и прочих администраций снизить количество угонов методом принудительной кодировки автомобилей. Вытерпим, не привыкать к произволу. Но как отнестись к ростовским «инициативам»? Не иначе, как к апофеозу поборов, верху наплевательства на законы, права граждан и Конституцию.

Постановление № 51 главы администрации Ростовской области г-на Чуба, дабы «обеспечить соблюдение требований правил безопасности дорожного движения», вводит... переэкзаменовку! Причем «водители индивидуального транспорта привлекаются к сдаче экзаменов в ГАИ в случаях допущения ими нарушений ПДД, повлекшее задержание, связанное с лишением водительского удостоверения» (здесь и далее сохранена орфография оригинала — ред.). Но ведь в нашем КоАПе практически за все провинности — задержание водительского удостоверения! А «задержаний, связанных с лишением» в природе не существует. Но это еще цветочки. Главное, за проверку знаний надо платить! Пополнять хилый областной бюджет. Иначе — в постановлении со всей революционной категоричностью написано — «Не подтвердивших знания ПДД водителей от управления транспортом отстранять».

Администрация города Таганрога, будто соревнуясь с ростовскими коллегами, издает свое постановление № 4. Конечно, «О совершенствовании работы по предупреждению ДТП среди граждан...». А чтобы население в полной мере ощутило шокирующий эффект «№ 4», начальник ГАИ и председатель ВОА (бывший ВДОАМ) дают на страницах «Таганрогской правды» разъяснение под заголовком «Совместными усилиями».

Статья начинается цифрами ДТП и объяснением, почему, «овладевая новым опытом организаторской, производственно-финансовой и коммерческой работы, мы (ВОА- ред.) прекрасно осознаем, что нужны принципиально новые формы защиты прав и законных интересов членов ВОА». Следствие этого «осознания» уже знакомо: после двадцатичасовой (платной) подготовки все (!) — на сдачу экзаменов. Совершенствовать знания ПДД будет, естественно, ВОА. Там же выдадут справку, которую «надо будет предъявлять при ТО» и «по требованию работников ГАИ на маршрутах патрулирования». По мнению авторов, эти нововведения позволят разрядить напряженную ситуацию на улицах патриархального Таганрога. А заодно станут средством для поддержания штанов местной организации автомобилистов. Поскольку, «несмотря на огромные усилия сотрудников ГАИ по поддержанию высокой транспортной дисциплины, еще немало любителей... перебежать перед близко идущей машиной, без остановки проехать дорожный знак „Стоп“, объехать выбоину слева...» Бред какой-то. Может быть, в Ростове ради «высокой дисциплины» ввели свои ПДД и КоАП? В местных «Правилах» появились и знак «Стоп» (2.5.1?), и левый объезд (по встречной полосе?). А в административном кодексе гражданина Таганрога существуют и переэкзаменовка, и «задержания после лишения». Другое объяснение трудно придумать. Если, конечно, не допустить крамольную мысль, что господа начальники не имеют представления о российских законах и Правилах дорожного движения. В чем им активно помогает ВОА.

Кстати, о нем. Очевидно, подобные методы работы Общество автомобилистов получило в наследство от времен добровольно-принудительного ВДОАМа. Что подтверждает и деятельность его ростовской организации. Представьте себе, там решили проводить медицинское освидетельствование водителей и ввели... «преимущественный ценз»! ВОА договорилось с ГАИ штрафовать «своих» на льготных условиях! Звучит это так: «Укрепляя авторитет городской организации... ВОА... определила ряд преимуществ для его членов при... нарушении ПДД (при предъявлении... членского билета с отметкой об уплате взносов за текущий год)». «Всего... льгот установлено по 43 пунктам ПДД, и распространяются они на всей территории Ростовской области». Просто нарочно не придумаешь! Пока автоинспекция жаловалась на свою тяжкую долю, на безопасности дорожного движения начали наживаться все кому не лень. Это только кажется, что водителя останавливает инспектор. Его жезлом сегодня руководят совсем другие товарищи.

Остается надеяться, что ГУ ГАИ России, наконец, поинтересуется делами в своих подразделениях, обидится и разберется с «наследниками». Мы еще верим. Тем более, что с 1 января 1997 года Президент новым указом № 1214 отменил предоставленное ранее местным властям право устанавливать собственные налоги и сборы. Правда, руководители Алтайского края, Иркутской, Владимирской и ряда других областей не согласились с «ущемлением» их свобод и обратились в Конституционный суд. Однако и высшая судебная инстанция признала неконституционность местной барщины. Отныне, кроме официальных сборов, установленных федеральным законом, российский гражданин ничего платить не обязан.

А что делать, если очередной губернатор или городничий захочет собрать с водителей очередной оброк? Обращаться в прокуратуру и, ссылаясь на решение Конституционного суда, требовать признания областного нормотворчества незаконным. И, в первую очередь, это должна сделать ГАИ. Хотя бы для защиты собственного авторитета. Конечно, в небольшом городе, где все друг друга знают, нужна большая смелость, чтобы противостоять администрации и ее приятелям из ВОА. Но, господа работники ГАИ, кроме вас — некому. И здесь мы, как никогда, с вами. И есть шанс победить. Совместными усилиями.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии