Парковка внутри Садового кольца: напрасные надежды

Уже несколько лет московские власти пытаются так организовать движение в городе, чтобы исчезли пробки и он наконец-то поехал. Вот и парковка в пределах Садового кольца с сегодняшнего дня стала платной в угоду этой идее. Однако все подобные начинания обречены на провал.

Parking

Parking

Зону платных парковок в центре Москвы расширили до Садового кольца; попал в нее и Селиверстов переулок, где расположена наша редакция. Многие коллеги возмущались (кому понравится платить по 60 руб. в час за то, что вчера еще не стоило ни копейки), а я вот не против платных парковок. Потому что понимаю, что это единственный способ отучить тысячи автомобилистов ехать на машине в центр по поводу и без повода (себя я тоже имею в виду, хотя денег ужасно жалко).

Надо отдать должное нынешним городским властям: они всерьез решили разрулить проблему с пробками и подошли к ней вполне по-научному. Департамент транспорта решил собрать статистические данные о том, кто, куда и зачем в городе ездит (раньше этими вопросами никто вообще не заморачивался). Для этого весь город увесили датчиками и получили некоторую картину. В результате в дептрансе поняли, что пробки в Москве происходят из-за того, что три четверти рабочих мест сосредоточены в центре, а люди на работу и с работы едут на личных автомобилях. Причем, чтобы город хоть как-то ехал, надо убрать с улиц 500–600 тыс. автомобилей (ЗР № 11, 2013). Выход напрашивался сам собой: по примеру западных городов сделать парковку в центре платной, чтобы не ездили туда на своих авто. А чтобы можно было к месту работы добраться — развивать общественный транспорт; в частности, сделать на основных магистралях выделенные полосы. Вроде бы все правильно, все должно сработать, ведь работает это в Берлине, Риме и Париже! Но — не сработает, и объясню почему.

_YAK2264

_YAK2264

Главная проблема в том, что Департамент транспорта честно (пусть не очень умело, о разных ляпах мы писали не раз) пытается решить транспортную проблему в мегаполисе, а надо смотреть на жизнь шире. И если посмотреть на крупнейший российский город широко раскрытыми глазами с высоты птичьего полета, станет ясно, что Москва — одно из немногих мест в стране, где зарабатываются и крутятся деньги. Есть еще ряд точек, где добываются нефть и газ, но не о них сегодня речь. Главные деньги в стране — в столице, и сюда стремятся все, кто хочет эти деньги заработать (и потратить, соответственно!). И нужно создать им для этого возможности! Чем, собственно, в первую очередь и занимается столичная власть.

Не буду голословным. Вот ругали Лужкова за то, что при нем расцвела практика точечной застройки; где можно было найти (или создать) пустырь — тут же возникала башня торгового, офисного центра или жилого дома бизнес-класса. Эта практика ныне заклеймена! И что же? Недавно правительство Москвы утвердило проект торгового центра на Хорошевском шоссе, у метро «Полежаевская» (площадь 115 тыс. кв. м). Это, между прочим, почти в два раза больше, чем ГУМ на Красной площади. Представляете? Причем каждый вечер пробки на Хорошевском шоссе — 8–9 баллов! Но если сюда поедут за покупками тысячи москвичей, а товары им повезут десятки фур?.. Впрочем, это еще не все. В ближайшие годы в столице обещают построить несколько миллионов квадратных метров торговых центров. Например, сейчас уже строится еще один гигант — на Кутузовском проспекте, у метро «Славянский бульвар», на 200 тыс. кв. м. А на Ходынском Поле начнут возводить «Авиа Парк». Это 400 тыс. кв. м, шесть ГУМов в одном флаконе! И это не считая миллионов квадратных метров новых офисных зданий, которые запланированы по всему городу, в первую очередь — на западе, северо-западе и юго-западе (Можайское шоссе, Ленинградское, Ленинский проспект, Профсоюзная улица)… 

Для кого все это строится? А вот для кого: в последние годы ближайшее Подмосковье активно (и самым варварским образом!) застраивается. В пределах 20 км зоны от МКАД уже вырос новый «жилой пояс», а в планах областных чиновников за 20 лет построить тут почти 300 млн кв. м жилья! Московские власти видят, что такой «жирный кусок» уплывает соседям. Решили подключиться к соревнованию: недавно мэр Собянин заявил, что объем потенциального строительства жилья в Москве — до 200 млн. кв. м. И призвал инвесторов работать активнее, ведь за 2012 год, к примеру, было возведено всего 7,6 млн кв. м жилья… А теперь прикинем. Общепринятая сегодня норма — около 25 кв. м жилой площади на человека; так и будем считать. Получается, что в планах двух губернаторов — построить в Москве и ближайшем Подмосковье примерно 500 млн кв. м жилья… на 20 млн человек! То есть, если сейчас в столичной агломерации живет примерно 10% российского населения, то через двадцать лет москвичом будет каждый четвертый житель страны. Концепция ясна: зачем нам развивать Дальний Восток, возрождать города Нечерноземья, спасать умирающие промышленные центры? Пусть развивается «нефтянка», а население само соберется в столице и еще нескольких успешных мегаполисах, так проще…

Проще ли? Я уже не говорю о том, что при таком подходе умрут тысячи небольших поселений; это тема отдельная. Но каково будет жить в Москве? Жилье, торговые и офисные центры строятся — в общем, все, что можно продать, а вот с дорогами в том же Подмосковье, да и в самой столице не очень... Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов тут произвел несложный подсчет. Жилой квартал в Подмосковье на 10 000 квартир по сегодняшним ценам застройщик может продать и получить чистой прибыли 5 млрд руб. (с учетом всех расходов, налогов и даже взяток чиновникам). Отлично! Только вот графы «развитие транспортной инфраструктуры» в обязательствах застройщика нет; в лучшем случае он построит примыкание к уже существующему (и перегруженному!) шоссе. Но как будут выбираться в столицу (а работа есть только там!) 15 тысяч жильцов нового микрорайона? При нынешнем уровне автомобилизации 5 тыс. из них поедут на личных автомобилях, а остальные — на общественном транспорте (электричка + автобус), потом пересадка на метро. То есть надо добавить минимум 50 дополнительных вагонов, или 10 новых составов (1 вагон стоит 100 млн руб.), построить новые или отремонтировать старые железнодорожные пути…

Расширить существующие или построить новые автомагистрали, по которым пустить новые маршруты автобусов (один стоит 4–5 млн руб.)… То есть запуск в строй одного не самого большого жилого микрорайона для нормальной жизни по хорошему требует создания транспортной инфраструктуры на 4–6 млрд руб. Между прочим, примерно столько составляет прибыль застройщика. Только я не думаю, что он от нее откажется, и не вижу расходов подобного уровня именно на транспорт как в бюджете города, так и области. Зато раздаются речи чиновников, что «строительством новых дорог проблему уже решить нельзя». А раз «нового Токио» из Москвы сделать нельзя, то надо переходить к разного рода репрессиям и ограничивать въезд в центральную часть города — все парковки сделать, например, платными, сузить трассы за счет полос для общественного транспорта… А в перспективе, думаю, и сам въезд станет платным. То есть надо убрать с улиц те самые «600 тыс. лишних автомобилей». Число которых скоро перепишут — миллион лишних, два… И так до бесконечности. Точнее, до коллапса. Который, видимо, настанет скоро. Потому что пока одна рука пытается по-европейски организовать движение транспорта, несколько других рук в сумасшедшем ритме продолжают строить, и строить, и строить жилье для новых миллионов москвичей…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии