Возвращение skf

ВОЗВРАЩЕНИЕ SKF

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ВОЗВРАЩЕНИЕ SKF

Подшипник, работающий в тех условиях, на которые он рассчитан, — вечен. Российский автомобилист, конечно, вряд ли согласится с таким утверждением. А вот инженеры фирмы SKF, крупнейшего в мире производителя подшипников, добавят: по статистике большая часть

этих деталей живет дольше, чем сами машины. Новинки фирмы

представляет Аркадий АЛЕКСЕЕВ.

Для начала, видимо, стоит сказать несколько слов об SKF. Родилась фирма в 1907 году, когда шведский инженер Свен Вингквист получил патент на самоустанавливающийся шариковый подшипник. Чуть позже там решили заняться также автомобильными подшипниками и собственно автомобилями. Первое производство развивалось и укреплялось, а вот второе вскоре отделилось от SKF и получило самостоятельность. В отличие от большинства небольших автомобильных фирм начала века, оно сохранилось до сих пор. Вы прекрасно его знаете — это «Вольво». «Материнская» же компания шла своей дорогой, наращивая производство, расширяя ассортимент и не забывая о научных исследованиях. На сегодня более 90% типоразмеров подшипников, выпускаемых в мире, можно найти и в производственных каталогах фирмы SKF. Есть изделия и для огромных прокатных станов, и для прецизионных станков, и, конечно же, для автомобилей.

С Россией шведскую фирму связывает... Второй государственный подшипниковый завод. Вернее, связывал — до 1928 года завод назывался «Шарикоподшипник SKF», реклама его продукции встречалась в номерах журнала «За рулем» тех лет. В 28-м завод стал государственным. Говорят, до сих пор на нем сохранилась часть еще того, шведского оборудования, остаются в программе завода и некоторые изделия тех времен. Вернемся, однако, к продукции фирмы SKF, поскольку для этого есть серьезный повод: ее изделия сегодня могут приобретать российские автомобилисты.

Качество подшипников — это и качество металла, из которого они изготовлены, и кондиции смазки, и долговечность уплотнений. И все эти компоненты выпускает сама фирма, количество же покупных изделий очень невелико. Это, как показывает опыт SKF, и позволяет гарантировать долговечность. Остановимся на нескольких интересных решениях последнего времени.

Первую идею назовем организационной. Как известно, значительная часть современных моторов имеет привод газораспределительного механизма зубчатым ремнем, который работоспособен примерно до 80–100 тысяч километров пробега. Однако вместе с ремнем изнашиваются обычно и натяжные ролики, а иногда и шкивы. Владельцам, конечно, удобнее заменять все эти детали одновременно. Иначе представьте: вы только что установили новый ремень и тут же вынуждены вновь его снимать, поскольку истерлась поверхность натяжного ролика или «запел» его подшипник. И фирма SKF поставляет комплекты, в которые входят все «расходные» детали, при этом ремень произведен одной из наиболее известных специализированных фирм, а ролики, естественно, собственные. Выпускаются такие комплекты и для российских машин, например для VAZ 2108.

Многие наши автолюбители, не доверяя качеству отечественных запчастей, стремятся по возможности применять импортные — тормозные колодки, фильтры, ремни. И, конечно, подшипники — в каталоге SKF нетрудно найти подшипники для ВАЗов, «москвичей» и даже ЗИЛа, причем по вполне приемлемой цене. Заметим, что при подготовке к выпуску тех или иных узлов и агрегатов в опытном производстве наши заводы применяют подшипники шведской фирмы, а уже затем российские ГПЗ разрабатывают аналоги. В первую очередь, это касается коробок передач, а также ступиц, сцепления, генераторов, водяных насосов. Кстати, это помогает и при поиске запчастей к различным иномаркам, поскольку одни и те же подшипники зачастую используют несколько автозаводов. Более того, даже если эти производители и не комплектуют свою продукцию изделиями SKF, подходящие типоразмеры в каталоге этой фирмы наверняка есть.

Перейдем к следующей теме — технической. Наш журнал уже писал о новейших подшипниковых узлах ступиц колес, в которых число деталей заметно снижено. Шведская фирма пошла еще дальше — она предложила (и теперь выпускает) подшипники ступиц со встроенным датчиком угловой скорости, сигналы которого учитываются антиблокировочной и противобуксовочной системами. Резон в такой комбинации есть, и немалый. Обычно датчик располагался рядом со ступицей, на него попадали грязь и вода, снижая надежность работы. Теперь — совсем другое дело: защищенный штатными грязеотражателями и уплотнениями подшипника, датчик может без проблем служить очень долго — столько, сколько и сам подшипник.

Коль мы упомянули об уплотнениях, то заметим, что SKF владеет двумя крупными фирмами по их производству в Европе и одной — крупнейшей — в США. Последняя — с более чем столетней историей — называется «Чикаго Роухайд». Когда-то это предприятие поставляло кожаные уплотнения Генри Форду для модели Т. Сейчас и применяемые материалы, и возможные исполнения уплотнений необычайно разнообразны — а кожу все еще изредка используют. Естественно, не в автомобилях, а для промышленных валов диаметром более полуметра и только как вспомогательный материал.

Новинкой фирмы можно назвать специальный профиль кромки манжетных уплотнений «Вейвсил» (Waveseal) — слегка волнистый (точнее, синусоидальный). Он, во-первых, снижает износ вала, с которым контактирует кромка, а во-вторых, вызывает своеобразный насосный эффект: жидкость отбрасывается из зоны контакта, в то же время небольшая ее часть обеспечивает гидродинамический режим смазывания. Все это позволяет снизить трение примерно на 20% и, соответственно, повысить надежность и долговечность уплотнения.

Другая новинка — покрытие «Боур-Тайт» (Bore-Tite) для металлических корпусов манжетных уплотнений. Специальный нетвердеющий герметик покрытия при монтаже манжеты заполняет неровности посадочного места (естественно, если они невелики по размерам), препятствуя утечке жидкости.

Многим автомобилистам знакома такая ситуация: новые манжеты после установки работают совсем недолго и вскоре начинают «протекать». «Виноват» зачастую износ вала в месте касания кромки. В этом случае желательно снять вал, прошлифовать его до ремонтного размера и искать — уже ремонтные — манжеты. Совсем недавно этот путь был единственным, но теперь компания «Чикаго Роухайд» предлагает другой: втулки «Спиди-Слив» (Speedi-Sleeve). Их делают из нержавеющей стали толщиной 0,254 мм (чуть толще, чем у распространенных когда-то лезвий «Нева»). Таким образом, диаметр вала изменяется всего на 0,5 мм, что позволяет устанавливать манжеты оригинального размера. Качество обработки поверхности втулки очень высокое, поэтому уплотнение после ремонта может оказаться более эффективным, чем у нового агрегата. Монтировать втулку «Спиди-Слив» несложно — несколько легких ударов молотка по стаканчику-оправке, и она уже на месте. Необходимый натяг обеспечивается подбором размеров втулки по специальной таблице в зависимости от диаметра вала. В случаях если износ или коррозия вала велики, требуется предварительно зашпатлевать дефекты эпоксидным клеем с металлическим наполнителем — это нужно для хорошего теплоотвода от поверхности втулки.

Итак, мы рассмотрели несколько новейших подшипниковых и околоподшипниковых технологий. Поговорим теперь о вечном, вернее, о том самом «вечном» подшипнике, с упоминания о котором мы начали статью. В соответствии со стандартом ISO не менее 90% подшипников при определенной нагрузке должны выдерживать один миллион оборотов (скажем, для подшипников ступиц — это около 100 тыс. км пробега).

По статистике SKF, половина подшипников «живет» втрое дольше, а многие и действительно долговечней агрегатов, в которые установлены. «Вечная» (по человеческим меркам, понятно) работа тоже возможна — при условии, что подшипник правильно смонтирован, наполнен подходящей к условиям эксплуатации смазкой, а уплотнения надежно выполняют свою функцию: «не впускают» грязь и воду и «не выпускают» смазку. Естественно, нагрузки не должны превосходить определенной величины. Еще раз подчеркнем важность хорошей герметизации, о которой здесь тоже шла речь. О смазках производства SKF (кстати, фирма выпускает пять видов только консистентных) мы поговорим в другой раз, как и об инструментах для диагностики и обслуживания подшипников. И... — да служат они на вашей машине подольше. Это возможно — фирма SKF возвращается на российский рынок.

Реклама SKF из журнала «За рулем», 1928 год, № 1. 

Так работает кромка сальника: слева — обычного,

справа — «Вейвсил».

Ремонтная втулка «Спиди-Слив» (показана стрелками) и ее установка на вал (справа).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии