ОСАГО: пять уловок автостраховщиков

На основании жалоб автовладельцев, поступающих из разных уголков России, в Ассоциации по защите автострахователей сформулировали пять основных уловок, к которым прибегают недобросовестные страховщики при оформлении полисов обязательной «автогражданки» и при отказе в выплате страхового возмещения по ОСАГО. Чтобы постоять за себя, автомобилисты должны знать свои права и не замалчивать проблемы.

Завершившийся 2013 год стал для автовладельцев годом неприятных открытий: страховщики ОСАГО весьма активно и творчески изобретали новые и реанимировали старые способы обвести страхователя вокруг пальца. Из разных регионов страны приходили жалобы от обманутых автомобилистов, за счет которых страховщики пытались покрыть свои убытки. Самые распространенные спорные ситуации прокомментировал президент Ассоциации по защите автострахователей Максим Ханжин.

Хитрость №1: перевод службы приема документов подальше от центра региона

Офисы приема документов по страховым выплатам многих страховых компаний начали массово мигрировать. Так, жительница Томска Снежана Носова в июле попала в ДТП: в ее Toyota Camry врезался автомобиль под управлением молодого человека. В момент обращения в страховую виновника (СК «МСК») выяснилось, что с 1 августа по страховым случаям ОСАГО все вопросы решаются в селе Подгорное Чаинского района Томской области. Путешествие в Подгорное, которое находится в 300 км от столицы, может обойтись дороже самого возмещения ущерба.

Мария Завьялова из Хабаровска стояла перед светофором, когда в ее машину врезалась другая. Результат – разбит бампер, фары, смята дверь багажника, выбито заднее стекло. Виновник застрахован в «Росгосстрахе», где пострадавшей заявили, что страховая имеет полное право вести прием документов в любом городе в пределах Хабаровского края, и документы у нее могут принять, а также произвести осмотр авто только в Комсомольске-на-Амуре, а это примерно в 400 км от Хабаровска. Тогда Мария решила обратиться к своему страховщику. «Русская Страховая Компания» ей отказала на том основании, что ущерб превышает 20 тыс. руб.

Немало жалоб было на то, что новосибирский филиал «Росгосстраха» в июне 2013 года переехал в город Каргат, который расположен почти в 200 км от областного центра, а СК «АльфаСтрахование» переместила офис из Екатеринбурга за 350 км – в Серов.

В компании «Росгосстрах», куда мы обратились за комментарием, «За рулем.РФ» объяснили, что таким образом страховщики готовятся к безальтернативному прямому возмещению убытков (ПВУ). Согласно принятым Госдумой в первом чтении поправкам к Федеральному закону об ОСАГО, порядок приема потерпевших по ОСАГО изменится: в рамках ПВУ можно будет обращаться только к своему страховщику (в компанию, с которой потерпевший имеет действующий договор ОСАГО). «В частности, проходит апробацию механизм раздельного обслуживания автовладельцев, в соответствии с которым клиенты компании обращаются в региональные центры урегулирования убытков, как правило, расположенные в областных, краевых и республиканских центрах, а автовладельцы, не являющиеся клиентами компании, могут это сделать в специально выделенных пунктах урегулирования убытков», – сообщили «За рулем.РФ» в компании.

В Новосибирской области «Росгосстрах» представлена филиалом, осуществляющим прием клиентов в нескольких центрах и пунктах урегулирования. При этом автовладельцы, не являющиеся клиентами компании, имеют возможность обращаться за возмещением в пункт урегулирования убытков, расположенный в Каргате. Прием страхователей «Росгосстраха» ведется во всех центрах и пунктах урегулирования убытков .

В подобных случаях необходимо не идти на поводу у страховщиков, говорит президент Ассоциации по защите автострахователей Максим Ханжин и советует не теряя времени провести независимую экспертизу поврежденного автомобиля по месту его стоянки, предварительно вызвав на осмотр представителя страховой компании. После получения отчета из независимой экспертизы весь комплект документов можно отправить почтой в адрес страховщика. При этом себе нужно оставить заверенные копии документов. Если в течение отведенного срока в 30 дней страховщик не выплатит страховое возмещение, можно обратиться в суд, увеличив сумму требований на 50% в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителя.

Хитрость №2: отсутствие страховой истории в единой базе данных

От введения коэффициента бонус-малус (КБМ) при расчете стоимости полиса ждали улучшения взаимоотношений клиентов со страховыми компаниями. Однако КБМ нередко приводит к спорам между автовладельцами и страховщиками. Не обнаружив данных клиента в единой базе или сделав вид, что их там нет, водителей с долгим безаварийным стажем заставляют платить страховку в полном объеме.

Житель Екатеринбурга Алексей Трегубов в течение года ни разу не попадал в ДТП, однако когда в декабре 2013 года он пришел оформлять новый полис ОСАГО, ему объявили, что в 2012 году у него был страховой случай, по которому было выплачено 60 тыс. руб., в связи с чем полис стал почти в два раза дороже, чем год назад. Алексею пришлось писать в Российский союз автостраховщиков (РСА) и требовать проверки. Ошибка была устранена лишь спустя месяц.

«Это действительно одна из наиболее острых проблем, – говорит Максим Ханжин. – На данный момент страхователь не может проверить наличие своих данных в базе, но РСА обещает сделать эту информацию доступной. Сейчас же можно посоветовать автовладельцам при переходе из одной компании в другую в подтверждение своей безаварийной езды брать у старого страховщика справку об имеющемся КБМ».

Хитрость №3: страховка в нагрузку

Ольга Клочкова, сотрудник издательского отдела Волгоградского педагогического колледжа, так и не смогла приобрести полис ОСАГО без «нагрузки», хотя обзвонила все страховые компании в городе. Пришлось к ОСАГО купить еще и полис страхования жизни. По данным ассоциации, не менее 20 страховых компаний так или иначе навязывают допуслуги при покупке ОСАГО, что является незаконным.

Практика навязывания дополнительных страховых продуктов в момент обращения клиента за приобретением полиса ОСАГО получила широкое распространение в 2013 году. Страховые компании жалуются, что тарифы на ОСАГО не менялись более 10 лет и данный вид страхования стал для них убыточным. Чтобы не прекращать продажи ОСАГО в убыточных регионах страны, они пытаются компенсировать свои потери принудительной продажей автовладельцам в «довесок» к ОСАГО менее востребованных и менее убыточных страховых продуктов, таких как страхование от несчастных случаев, «коробочное» страхование имущества и т.п., рассказал Максим Ханжин. Единственное, что можно посоветовать автовладельцам, попавшим в такую ситуацию, – записать свой разговор со страховым агентом на камеру или диктофон, а потом обратиться в прокуратуру.

Хитрость №4: техосмотр, которого нет

Вам могут заявить, что ваш талон техосмотра или диагностической карты не числится в базе, и предложить пройти техосмотр у оператора-партнера. Но наличия диагностической карты достаточно для покупки страховки! «Страховщикам оказалась на руку некорректная работа единой базы данных по ТО. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно проходить техосмотр и одновременно заключать договор ОСАГО у оператора ТО. Рекомендуем сообщать о подобных случаях в РСА», – советует Максим Ханжин.

Хитрость №5: отсутствие бланков полисов ОСАГО

Владимир Дрожжев, житель Первоуральска, попытался заключить новый договор по ОСАГО и получил такой ответ: «В связи с нехваткой полисов оформляем только ОСАГО+страхование жизни». По данным ассоциации, подобная ситуация перед Новым годом отмечалась в Архангельске, Приамурье, Первоуральске, Волгограде, Екатеринбурге. В заключении договоров ОСАГО по этой причине отказывают региональные отделения «Росгосстраха», «АльфаСтрахования», СК «Цюрих», «ВТБ-Страхование», «Северная казна», причем клиентам говорят, что раньше чем в феврале 2014 года бланки не появятся.

«Автовладельцам стоит знать, что страховая компания не может отказать вам в продаже ОСАГО, – говорит Максим Ханжин. – Рекомендую обращаться в страховую компанию за полисом ОСАГО сразу в письменном виде и составлять заявление в двух экземплярах, чтобы один из них остался на руках автовладельца. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать полис. На этом заявлении автостраховщик должен написать причину отказа в выдаче полиса. Имея документальное подтверждение отказа, вы сможете обратиться в Роспотребнадзор, РСА или организацию по защите прав автострахователей».

Сейчас этим вопросом занимаются прокуратура и представители Роспотребнадзора. Но многое зависит от готовности автовладельцев бороться за свои права, а не замалчивать проблему.

Подпишитесь на «За рулем» в