На кого работает российский автопром

За последнее время в России открыли почти 20 новых автосборочных производств. Однако статистика показывает, что пока отрасль работает на иностранцев. Цифры анализировал Игорь Моржаретто.

Год 2013-й – далеко не самый успешный для отечественного автопрома. Практически все предприятия – как новые, так и старые – работали вполсилы. Платежеспособность граждан упала. В результате, по данным «АСМ-холдинга», производство легковых автомобилей в России за первые девять месяцев 2013 года сократилось на 3,2% – до 1 млн 391,4 тыс. штук. При этом выпуск отечественных моделей уменьшился на 14,6% (до 401 тыс.), а иностранных – вырос на 2,4% (до 990,5 тыс.).

У иностранцев увеличились объемы сборки. Правда, в первую очередь за счет «отвертки» – успехи полноценной промсборки скромнее. Впрочем, и в тех случаях, когда заводы работают по такой системе, уровень локализации у большинства компаний совсем небольшой: 20–40%. Разве что у «Рено» локализация «Логана» и «Сандеро» перевалила за 70%. Но и тут есть одна тонкость, о которой далеко не все знают. В России работают заводы иностранных брендов по выпуску автокомпонентов, которые во многих случаях используют тот же принцип отверточной сборки. Тем не менее такие узлы считаются полностью сделанными у нас.

Таким образом, проблема общей недоразвитости отечественной промышленности остается. Современных производств комплектующих нет, а то, что выпускается, обходится дороже, чем даже в Восточной Европе. То есть можно сколько угодно рапортовать, что создана новая отрасль, но правильнее было бы назвать ее автосборочной. А основная стоимость как раз создается в производстве комплектующих. Этой отрасли пока нет.

Проблема – в высоких ценах на электроэнергию и сырье, а также в особенностях климата нашей страны: отопление цехов тоже влетает в копеечку. При этом россияне хотят зарплаты выше, чем в Венгрии.

Мало кто знает, но в советские годы Волжский автозавод окупился 60 раз! Помимо зарабатывания валюты он способствовал созданию новых отраслей. Для его нужд научились делать современные пластмассы и шины, наладили выпуск специального стального проката и высокооктанового бензина, создали производство комплектующих.

Сейчас большинство иностранных фирм собирает в России автомобили только для продажи на рынке РФ, о чем говорят цифры, которые представляет «АСМ-холдинг». В 2012 году в страну ввезли новых и подержанных автомобилей, а также комплектующих для сборки и запчастей на 112,5 млрд долл., и сумма эта с каждым годом растет (прирост за упомянутый год – 16,8 млрд долл.).

Для сравнения: АВТОВАЗ, самый крупный производитель комплектующих и запчастей в РФ, в 2012-м изготовил их на сумму 5 млрд 719 тыс. руб. (или 173,3 млн долл.). В том же году в Россию ввезли 1,3 млн машинокомплектов только легковых автомобилей; АВТОВАЗ же продал 146 тыс. машинокомплектов трем российским и трем зарубежным сборочным производствам.

До серьезной локализации, если судить по этим цифрам, еще далеко.

Подпишитесь на «За рулем» в