Салям алейкум, узавтопром!

САЛЯМ АЛЕЙКУМ, УЗАВТОПРОМ!

АКТУАЛЬНО!

ПЕРЕМЕНЫ

САЛЯМ АЛЕЙКУМ, УЗАВТОПРОМ!

Без малого полтора миллиарда долларов вложила Южная Корея в автомобильную промышленность Узбекистана.

Елена ВАРШАВСКАЯ.

Фото Вадима Крючкова

Знаете ли вы, что такое арба? Видели ли вы эту повозку, высокую, украшенную цветастыми занавесочками, с коврами на полу и кучей чумазых ребятишек рядом со степенными родителями внутри? На андижанский базар разнокалиберные, скрипучие, разноцветные арбы съезжаются со всех окрестностей, и из них высыпает наружу пестрое многоголосое «содержимое». Незабываемое зрелище!

Увидев эту колоритную картину впервые, восторженно рассказала о ней кому-то из знакомых в Узбекистане. Реакция была прохладная. Местных «местная экзотика» не радовала. Арба для них, конечно, не была признаком высокой цивилизации и воспринималась как обидное свидетельство собственной отсталости. Было это всего четыре года назад.

ПРОЩАЙ, АРБА!

Лето. Шумный, пестрый, как все восточные базары, знакомый — нет, заново выстроенный! — андижанский базар. И — ни одной арбы. «На смену деревенской лошадке пришел»... «Дамас»! Эти крошечные микроавтобусы здесь иронично прозвали «андижанским метро»: они работают маршрутками и ходят друг за другом так часто, что и впрямь похожи на вагончики одного состава. На перекрестке в ожидании зеленого выстраивается десятка полтора «дамасов», среди которых теряется пара-тройка «жигулей» и одна-две «нексии».

Предприимчивые люди покупают сразу по несколько «дамасов» и... открывают собственные маршруты извоза. Говорят, выгодно очень: машинка окупается через полгода и остается работать в семье (благо, в Узбекистане они большие). Вот она, экзотика, новый «местный колорит», которого в нынешнем Узбекистане не только не стесняются, которым даже немного гордятся.

И есть чем! Автомобильный завод «УзДэуавто» уже три года в строю, продукция его колесит не только по Узбекистану, но и по России, странам СНГ. Теперь выпущенные под Андижаном «дэу» собираются поставлять в Китай (отсюда до его западных провинций всего-то 300 километров), заинтересовались ими в странах Балтии и Кавказского региона. Приглядевшись за первые пару лет, многие поняли: качество узбекских машин ничем не отличается от корейских (контроль качества, который по-прежнему ведут специалисты из Южной Кореи, это гарантирует), зато они намного дешевле.

За счет чего, понятно: пока у нас думали о концепциях развития автопрома, в Узбекистане делали дело. Построив современнейший сборочный завод, на этом не остановились. Сегодня в республике работают уже шесть предприятий — поставщиков «УзДэуавто». Все они — совместные, со смешанным капиталом. Шутка ли: Южная Корея вложила в узбекский автопром без малого полтора миллиарда долларов! В Андижане и окрестностях появились производства бамперов, сидений, внутренней обивки салона, глушителей и бензобаков, лаков и красок.

А ведь инвестируют в автопромовские СП не только южнокорейские партнеры. Строится под Ташкентом узбекско-американский аккумуляторный завод, в следующем году войдет в строй совместное с итальянцами стекольное производство, подписано соглашение о строительстве шинного завода с германским концерном «Континенталь». Подумывают в Узбекистане и о собственных двигателях (очень кстати — пустует громада авиамоторного производственного объединения, площадей предостаточно). Уже есть проект и скоро начнется строительство предприятия мощностью 200 тысяч двигателей в год.

ОБНОВЛЕННАЯ «НЕКСИЯ»

Казалось бы, все идет хорошо. Да не просто хорошо, а отлично — на фоне «успехов» других бывших советских республик. В нынешнем году «УзДэуавто» собирается выпустить 120 тысяч автомобилей (в прошлом, как и планировали, 80 тысяч), которые расходятся на внутреннем рынке, как горячие пирожки: 8 процентов наличности, потраченной населением республики в прошлом году, пошло на покупку «УзДэу». Да и в России «нексии» — самые продаваемые из иномарок. Можно только радоваться. Но это означало бы остановиться, что противоречит интересам стремительно развивающегося узбекского автопрома. И вот принято решение обновить модельный ряд.

Новость, которую в апреле первому из всех средств массовой информации доверили журналу «За рулем»: готовится к производству «Нексия-2». В полной своей красе она на рисунке Александра Краснова, что на обложке этого номера ЗР.

Наша старая знакомая претерпела глубокий рестайлинг. Стала чуточку шире и короче, полностью преобразилась внутри: угловатые приборная панель и передняя полка приобрели плавные очертания и состоят не из двух частей, а из одной, полипропиленовой, стали более современными боковая обивка и сиденья. Машина обзавелась телескопической рулевой колонкой и складывающимися задними сиденьями. Внешний вид тоже несколько иной. Изменились очертания капота («спустившегося» до бампера), облицовка радиатора, светотехника, форма багажника. Чтобы удовлетворять сегодняшним требованиям безопасности, усилили кузов, а для привлечения покупателей из стран с влажным климатом больший акцент сделали на антикоррозионной защите (теперь, например, будут обрабатывать антикором полости в порожках). И наконец, очень важное: новая «Нексия» будет оснащаться 16-клапанным двигателем. Его получит и часть «старых» машин — ведь они не снимаются с производства.

Обновление «Нексии» — умное, просчитанное до тонкостей решение узбекского автопроизводителя! Современные модели «Дэу» — «Леганза», «Нубира» и «Ланос» — слишком дороги для перенесшего удар кризисом российского (и не только) потребителя. А тут — компромисс, этакая косметическая операция, к тому же в модели меняется только то, что выпускается в Узбекистане, и себестоимость производства почти не вырастет. Что следует из этого? Покупатель получит похорошевшую «Нексию» по вполне приемлемой цене (какой именно — пока секрет).

И еще — новая модификация предназначена для производства исключительно на «УзДэуавто», никакие другие дочерние предприятия «Дэу» ее не получат. Значит, у «Нексии-2» не будет прямой конкуренции на рынке (в отличие от новых моделей «Дэу», которые выпускают многие).

«УЗДЭУ» В НАСТУПЛЕНИИ

Почти одновременно с омолодившейся «Нексией» в продажу начнет поступать «Матиз» — самая юная из моделей южнокорейской фирмы. Его выпуск начнется в следующем году (подробнее об этом автомобиле — в одном из следующих выпусков «За рулем»).

В сварочном и окрасочном цехах (а именно здесь требуется переналадить оборудование, внести изменения) уже идет подготовка производства «Матиза». Сокращается выпуск «Тико» и «Дамаса» (часть его линии будет расширена и отдана под сварку кузовов новой машины), готовится новая оснастка. А рабочие предприятия, увидев симпатичный автомобильчик, выезжающий из цеха испытаний на территорию, все, как по команде, держат на него равнение. Очень хорош!

«Ну как, будут у вас брать такие? — интересуются. — А которые сейчас выпускаем, берут?»

Все-таки успеха на внутреннем рынке им явно недостаточно, хочется покорить бывшего «старшего брата». Говорю, что россияне покупали бы «нексии» гораздо активнее, если бы не дороговизна обслуживания. Запчастей не найти, нормальных и дешевых сервисных станций — тоже. Говорю осторожно, чтобы не обидеть. И слышу: «Да, это наша недоработка. Но скоро исправимся!»

Оказывается, уже вот-вот вступит в строй упаковочный цех — и запчасти будут идти на рынок (в том числе и российский). Дешевые — те, что выпускаются в Узбекистане, подороже — «родные», корейские, производства которых в республике пока нет. Но в любом случае цена их будет значительно ниже, чем у тех, что продаются у нас сегодня. И насчет службы сервиса думают на «УзДэуавто». Готовы помочь тем, кто хочет открыть в России специализированные СТО «Дэу». Так что, если все пойдет как задумано, владельцы узбекских машин скоро смогут не беспокоиться о ремонте....Жалко, конечно, арбу — уж очень она была колоритной. Но на автомобиле, что тут говорить, ездить куда лучше. И хорошо, что в Узбекистане это поняли. Может, наступит и наша очередь?

Скоро здесь поплывет «Нексия-2».

На рисунках — изменения внешнего вида и интерьера «Нексии» (выделены цветом).

«Стадо» «дамасов» на андижанском базаре.

«Матиз» — пока еще не узбекский.

А что там внутри?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии