Еще один колышек?

ЕЩЕ ОДИН КОЛЫШЕК?

АКТУАЛЬНО!

ПРОЕКТЫ И ПРОЖЕКТЫ

ЕЩЕ ОДИН КОЛЫШЕК?

Совместное автосборочное предприятие «Автофрамос» — пока обычная «отвертка», но цены на его продукцию

могут быть на $2–3 тысячи ниже, чем во Франции.

Елена ВАРШАВСКАЯ. Фото Дмитрия Азарова

Есть у дедушки Крылова басня — «Синица» называется. Строчки ее всплыли не к месту. На открытии долгожданного автосборочного предприятия «Автофрамос», созданного совместно правительством Москвы и компанией «Рено». Звучали торжественные речи, вспыхивали блицы фотокамер, звенели бокалы с шампанским. «Сто двадцать тысяч автомобилей в год...», «строительство завода мощностью 350 тысяч двигателей четырех модификаций...», «толчок к технологическому подъему „Москвича“... Слова лились сладкой музыкой. А в голове ни с того, ни с сего крутилось: „Синица на море пустилась: /Она хвалилась, что хочет море сжечь. /Расславилась тотчас о том по свету речь...“

Это же такой прорыв: в дни финансового кризиса, когда многие совместные проекты не заморожены даже, а намертво скованы льдом, солидный инвестор, автопроизводитель, входящий в четверку крупнейших мира (после объединения с «Ниссаном»), пожаловал в наш автопром. Шутка ли: крупномасштабное производство современных, популярнейших в Европе «меганов», а в недалекой перспективе — и половина комплектующих к ним. Новые рабочие места, второе дыхание московского автозавода...

И все равно, назойливое: «Толпятся: чуду всяк заранее дивится, /Молчит и, на море глаза уставя, ждет...»

Тут-то в эти самые глаза и лезет цифра: инвестиции в первый этап проекта — 124 миллиона рублей. Фирма «Рено» вложила 62 миллиона. Быстренько пересчитываем: приблизительно 2,5 миллиона долларов или, чтобы нагляднее, 185 тех самых автомобилей " Рено Меган". Впрочем, чужие деньги, особенно, можно сказать, дареные, считать неприлично. Тем более, как раз приглашают посмотреть цех, где и открывается предприятие, о котором столько времени и так громко говорили. Сборка SKD-1 (или по-простому, "отверточная"), с которой и начинается грандиозный проект.

«Вот закипит, вот тотчас загорится!» /Не тут-то: море не горит. /Кипит ли хоть? — и не кипит".

В просторном (чтобы не сказать полупустом) цехе — два подъемника. К ним, на своих четырех, подъезжают новенькие, практически готовые «меганы». И здесь, на двух (!) постах сборки на них ставят сиденья, облицовку радиатора, фары и бамперы. ВСЕ! Нет, чтоб не погрешить против истины: еще мойка, бестеневая и окрасочная (где из краскопульта можно подкрашивать царапины) камеры. Уважающие себя автосервисы оборудованы не хуже.

«И чем же кончились затеи величавы?../Наделала Синица славы, а море не зажгла»... — так и сверлит в мозгу.

А может, не надо так язвительно? Басня басней, все эти «гора родила», «из мухи слона», «пыль в глаза»... Ведь сказано же — первый этап! Другими словами — колышек, камень в фундамент (а у нас их всегда с большой помпой забивали и закладывали). Задача на нынешний год — выпустить две тысячи автомобилей и продать их. Получится — можно потихоньку делать и другие шаги. Не сразу: сначала подписать соглашение с правительством РФ о таможенных и налоговых льготах, заключить дополнительный договор с правительством Москвы, устанавливающий рабочие правила реализации сотрудничества. И лишь тогда начнется второй этап — SKD-2. Сборочный конвейер, выпуск 10–12 тысяч автомобилей в год. Если и это пройдет успешно, можно будет строить кузовное и окрасочные производства, то есть проект подойдет к третьему этапу — сборке (опять только сборке) CKD.

Это нормально — такое движение мелкими шажками. Особенно — в таких ненормальных экономических условиях, как наши, да еще в такое тревожное предвыборное время. И «Рено» проявляет вполне понятную и разумную осторожность, при этом демонстрируя интерес к России, как к потенциально емкому рынку сбыта. Деньги, инвестированные в первый этап, пошли, в основном, на строительство крупного склада запчастей, организацию сети продаж. Кстати, радостное известие: «меганы» будут продаваться у нас на 2–3 тысячи дешевле, чем даже во Франции! Базовая модель будет стоить от 13 500 долларов. И дело тут не в преимуществах отечественной сборки, а в продуманном маркетинговом ходе французов: они грамотно готовят рынок для своей продукции.

Конечно, хотелось бы, чтобы посулы о настоящем производстве, о выпуске автомобиля, адаптированного к нашим условиям (а такие звучали), и по цене, не пугающей россиян, имели под собой реальную почву. Однако недаром все же вспоминалась крыловская басня, мораль у нее как раз к случаю. Обманутые ожидания приводят к недоверию. И не только к конкретному «Автофрамосу», но и к другим проектам совместных сборочных производств, которые плодятся у нас во множестве.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии