Профессия полуторкa

ПРОФЕССИЯ ПОЛУТОРКA

ИСПЫТАНИЯ

БОЛЬШОЙ ТЕСТ

ПРОФЕССИЯ ПОЛУТОРКA

Каковы они, полуторки наших дней?

Юрий НЕЧЕТОВ.

Фото Владимира Князева

и Сергея Иванова

Грузовик, пусть даже маленький, — это не какая-то несерьезная легковушка, которую выбирают большей частью по принципу «нравится — не нравится». Здесь нужен иной подход: основательность, внимательнейший, до вредности, выбор — коммерческая машина должна работать, принося прибыль, а не убытки. А значит, не на внешность смотреть надо, а на цифры, учитывать буквально все мелочи. Команда испытателей журнала делала это на полигоне в течение целой недели.

Объектом внимания стали наиболее популярные сегодня легкие развозные фургоны полной массой до 3,5 т, укладывающиеся в отечественную категорию «В». На благосклонность мелкого, среднего и даже где-то крупного бизнеса претендовали: «Газель» ГАЗ-2705 ($3500), «Форд-Транзит FT190 2,5D» ($23000), «Мерседес-Спринтер 312D» ($35900), «ФИАТ-Дукато Maxi 2,8D» ($21600),"Ситроен-Джампер 35L 2,5 TDi" ($20570), "Рено-Мастер T35 2,8TDi" ($27000).

Подробные технические характеристики машин приведены в таблице. Отметим лишь, что «Ситроен» и ФИАТ различаются двигателями да эмблемами, а «Газель» мы взяли в наиболее массовой стандартной комплектации в качестве некоторой точки отсчета. Не скроем, было опасение, что в кругу столь именитых соперников она станет «девочкой для битья», но на деле все оказалось не так однозначно. Итак, оцениваем (по 5-балльной системе) и сравниваем.

КАБИНА

Здесь профессиональный водитель проводит бЧльшую, а может, и лучшую часть своей жизни, потому будем очень придирчивы.

«ГАЗЕЛЬ» — 3,0. Просторная и широкая кабина, удобная посадка водителя, единственная с регулируемой по углу рулевой колонкой. Спартанский интерьер, ручка стеклоподъемника делает 15,5 оборота, разные ключи для зажигания и дверей, напольный рычаг коробки передач мешает перемещаться по кабине. Тонкий, неудобный руль без гидроусилителя, поворачивается на 6,7 оборота от упора до упора (у других машин 3,5–4,5 оборота), а усилие на нем 17 кгс (у остальных 2,5–4,0 кгс).

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 3,5. Самая тесная кабина, но самый низкий пол, самый «острый», сильно наклоненный и удобный по толщине руль, четыре регулировки сиденья, очень легкие стеклоподъемники — в общем, почти легковой салон, да и садиться невысоко. Рычаг коробки передач на полу, нет корректора фар.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 4,5. Высокий дверной проем, огромной высоты кабина (можно стоять в полный рост), большой диапазон продольной регулировки сиденья и регулировка по высоте, удобная площадка для левой ноги, множество полезных емкостей, рационально размещены в салоне инструмент, аптечка, аварийный фонарь и т. д. Нарочито утилитарный, «плоский» дизайн передней панели, неудобные дверные ручки, напольный рычаг коробки передач.

«ФИАТ-ДУКАТО», «СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 4,0. Широкий дверной проем, рычаг коробки — на консоли передней панели и не мешает проходу по кабине. Приятный интерьер, руль находится низко, почти на коленях высоко сидящего водителя, небольшая высота потолка. Голый металл на дверях, педали близко от сиденья, архаичные трехрычажковые подрулевые переключатели, дверная ручка расположена очень низко. Над кабиной, со стороны грузового отсека, большая багажная полка.

«РЕНО-МАСТЕР» — 5,0. Удобная подножка, очень большой дверной проем, самая широкая кабина, четыре регулировки сиденья, удобная площадка под левую ногу, рычаг коробки размещен между сиденьями и почти не мешает проходу, несколько упрощенный интерьер, руль расположен довольно высоко. Над кабиной емкая багажная ниша с доступом из грузового отсека.

ОБЗОРНОСТЬ

Коли уж мы забрались в кабину, оценим, каково из нее глядеть на мир. Отметим сразу, что внутреннее зеркало заднего вида и, соответственно, окна во внутренней перегородке и задних дверях имелись лишь у трех машин. Встречаются они и у остальных, но, увы, не в нашем конкретном случае, так что для уравнивания шансов этот параметр проигнорируем. А вот снижающуюся в передней части дверей линию остекления у переднеприводников учтем обязательно.

«ГАЗЕЛЬ» — 4,0. Тонкие передние стойки, ограниченный обзор «в стороны-вниз» и через правое зеркало.

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 3,5. Все бы неплохо, есть даже дополнительные сферические зеркала с роскошнейшими секторами обзора, но все портит маленький вертикальный угол обзора через ветровое стекло, всего 33° — ни асфальта «под ногами» не видать, ни светофора над головой.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 5,0. Единственная машина без недостатков по обзорности. Расположенный на пятиметровой высоте светофор, не «кланяясь», можно видеть с 7 м — рекордный показатель.

«ФИАТ-ДУКАТО», «СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 3,5. Основная особенность — очень высокая посадка водителя. Отсюда наилучший обзор вниз и наихудший вверх. Кроме того, широкие передние стойки и внушительная по размерам непросматриваемая зона позади машины.

«РЕНО-МАСТЕР» — 4,5. Наиболее ровные показатели без явных преимуществ и недостатков, дополнительные сферические зеркала.

ГРУЗОВОЙ ОТСЕК

С тем, как будет себя чувствовать водитель, мы разобрались. Посмотрим теперь, что скажет грузчик.

«ГАЗЕЛЬ» — 3,0. В неожиданно широком, но низком кузове не разогнуться, широченные арки над двускатными колесами, «голый» металлический пол, большая погрузочная высота, неудобная фиксация задних дверей.

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 3,5. Самый тесный, ничем не обшитый изнутри кузов, большая погрузочная высота. Обнадеживает лишь наличие серийной модификации с высокой крышей, к которой, объективности ради, мы и отнесли свою оценку.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 4,0. По кузову лучший из заднеприводников: можно стоять в полный рост, задние двери распахиваются на 180 и 270° с надежной фиксацией, стены закрыты панелями, на полу «наждачное» покрытие. В то же время расстояние между колесными арками невелико, а уровень пола довольно высок, хотя погрузку облегчает широкая подножка.

«ФИАТ-ДУКАТО», «СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 4,5. Огромное расстояние между арками, широченная боковая дверь, объемистый кузов, высокий потолок, средняя погрузочная высота, неприкрытый металлический пол.

«РЕНО-МАСТЕР» — 4,5. Рекордно большой объем кузова и самый низкий, с резиновым покрытием, пол. Задние двери распахиваются на 180 и 270°, но стены ничем не защищены, а колесные арки довольно объемисты.

«ПРОНЫРЛИВОСТЬ»

Под этим термином мы подразумеваем, с одной стороны, маневренность, а с другой — способность пробиться к складу и от него через встречающиеся у нас на любом пути препятствия, как-то: бордюры, канавы, канализационные люки, значительные и не очень дефекты дорожного покрытия, грязь, лед, снег, ураганы (ненужное вычеркнуть). Для этого мы сначала с рулеткой облазили все машины, а потом заставили их до дыма буксовать на скользком базальтовом покрытии, измеряя тяговое усилие в зависимости от нагрузки.

«ГАЗЕЛЬ» — 5,0. Шире других, что не очень хорошо в толкучке, однако самая маневренная и обладает наилучшими параметрами «геометрической проходимости» — на ней можно безбоязненно «скакать» через любые бордюры. Кроме того, обнаружила отличную тягу без груза и рекордно высокую с грузом.

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 2,5. Самый компактный, однако неповоротлив, передний бампер висит очень низко. Без груза на скользком покрытии «сядет» в любой ямке.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 4,0. Уверенный «хорошист» с неплохой маневренностью. Недостаточная нагрузка на ведущий мост отчасти компенсируется блокировкой дифференциала.

«ФИАТ-ДУКАТО», «СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 5,0. Самый большой дорожный просвет, высоко расположенные бамперы и, между прочим, самые большие колеса. Прекрасная тяга независимо от нагрузки.

«РЕНО-МАСТЕР» — 3,5. По геометрии явный аутсайдер с повадками таксы — длинный и посажен очень низко. Неповоротливость — расплата за большие колесную базу и вместимость кузова. Тяговые показатели — одни из лучших.

ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Побуксовав изрядно, все автомобили выбрались на динамометрическую дорогу и давай по ней носиться. А мы все это дело стали замерять и обсчитывать.

«ГАЗЕЛЬ» — 3,0. Хотя у древнего «402-го» мотора характеристики почти дизельные, это все-таки не дизель, который должен стоять под капотом полноценного грузовичка. Самая вялая на дороге, малоэффективные тормоза. Неплохой выбег объясняется сравнительно низкой крышей и узкими, жесткими шинами.

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 3,5. Самый маломощный и почти самый тихоходный — единственный не смог тронуться с грузом на 16-процентный подъем, однако тормозит неплохо.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 4,0. По динамическим качествам один из лидеров, без натуги везет груз и единственный трогается с ним на 30-процентном подъеме. Однако насторожили перегрев и потеря эффективности тормозов в серии торможений. В результате первое зачетное торможение оказалось абсолютно лучшим, второе — абсолютно худшим, а итоговый результат — средним. Возможно, это случайность, но не исключена «непознанная закономерность».

«ФИАТ-ДУКАТО» — 4,0. Средние показатели во всех упражнениях без всплесков, но и без провалов.

«СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 4,5. Очень хорошие показатели. По динамике — вплотную за лидером: наддув делает свое дело.

«РЕНО-МАСТЕР» — 5,0. Лидер — мощный мотор и прекрасная динамика.

ШУМ

Наши грузовики не только ездят, но и шумят по-разному. И этот «концерт» водителю приходится слушать целый день.

«ГАЗЕЛЬ» — 3,0. Наиболее «голосистая» — чем быстрее, тем громче.

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 4,5. Тихий на ходу, громкий на стоянке. Минимальное влияние режима движения на уровень шума.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 5,0. Самый тихий, практически, на всех режимах.

«ФИАТ-ДУКАТО» — 3,5. Наиболее тихий на холостом ходу и шумный по среднему показателю дизель.

«СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 4,0. По спектру шумов «бегун» — с ростом скорости шум увеличивается очень незначительно.

«РЕНО-МАСТЕР» — 4,5. Тихий мотор, аэродинамические шумы появляются лишь на высоких скоростях, что для развозного фургона не так актуально.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Шутки в сторону, господа, речь о вашем кошельке, точнее, скорости его «похудения». Все машины по нескольку часов с грузом и без нудно и неинтересно «пилили» по загородному и городскому циклам, точно следуя «легендам»: 15 секунд «отстой», разгон до 30 км/ч, торможение до 10 км/ч, опять разгон, накат, торможение и так далее до остервенения водителей.

«ГАЗЕЛЬ» — 2,0. Легче пристрелить, чем прокормить.

«ФОРД-ТРАНЗИТ», «ФИАТ-ДУКАТО» — 4,0. Атмосферные предкамерные дизели заметной экономичностью не отличаются. Зато топливо недорогое.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 4,5. Мотор очень совершенный (наддув, промежуточный охладитель, непосредственный впрыск), но за мощность приходится платить несколько увеличенным расходом.

«СИТРОЕН-ДЖАМПЕР», «РЕНО-МАСТЕР» — 5,0. Моторы столь же совершенны, как у «Мерседеса», но чуть слабее, да и трансмиссия не столь громоздка и «съедает» меньше топлива.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС

Время от времени машины приходится обслуживать, а это требует, как известно, времени и, опять-таки, денег.

«ГАЗЕЛЬ» — 4,0. Невероятная (в сравнении с соперниками) дешевизна запчастей в значительной мере «съедается» малым пробегом между ТО, неудобным расположением сервисных точек (масляный щуп, бачок сцепления) и необходимостью постоянно ликвидировать какие-то «хвори».

«ФОРД-ТРАНЗИТ» — 3,0. Дорогие запчасти и сервис, при небольшом морозе заводится с трудом, аккумулятор помещается только «жигулевский», однако сервисные точки под капотом легкодосягаемы, а сеть станций обслуживания широка.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР» — 4,5. Достаточно дорогие запчасти и сервис, но посещать его придется редко — интервалы ТО просто огромны. Аккумулятор войдет даже танковый.

«ФИАТ-ДУКАТО» — 3,5. Большой пробег между ТО, дешевый сервис, однако добраться под капотом до батареи или до чего-нибудь другого, когда надо что-то долить, — целая проблема.

«СИТРОЕН-ДЖАМПЕР» — 3,0. Плата за турбонаддув — меньшие интервалы ТО и еще более неудобный для обслуживания моторный отсек.

«РЕНО-МАСТЕР» — 4,0. Дорогой сервис, недорогие запчасти, умеренная периодичность ТО, удобная компоновка моторного отсека, огромная полка под аккумулятор.

ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ?

Выставляя абсолютную среднюю оценку, учтем и стоимость автомобилей, то есть сколько покупатель платит за каждый набранный машиной балл.

«ГАЗЕЛЬ» ГАЗ-2705 — 3,4; $1035/балл. Предельно дешевая машина для нищей страны. Успевает окупиться до того, как рассыплется.

«ФОРД-ТРАНЗИТ FT190 2,5D» — 3,5; $6571/балл. Недешево и не сердито.

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР 312D» — 4,4; $8090/балл. Дорог, как Каменный мост, но столь же основателен.

«ФИАТ-ДУКАТО Maxi 2,8D» — 4,0; $5400/балл. Хорош и сравнительно недорог.

«СИТРОЕН-ДЖАМПЕР 35L 2,5TDi» — 4,2; $4912/балл. Выбор прагматика: очень хорошие рабочие качества за небольшие деньги.

«РЕНО-МАСТЕР T35 2,8TDi» — 4,5; $6000/балл. Максимум достоинств по разумной цене.

В заключение заметим, что покупатель часто имеет свои специфические требования. Например, тому, кто собирается возить тяжелый, но компактный груз, объемистый кузов не нужен, а тот, кто будет ездить только по асфальту, может пренебречь проходимостью. В этих случаях попробуйте сами ввести коэффициенты весомости тех или иных тестовых «упражнений». Нервные же, импульсивные натуры, кроме того, могут учесть индекс личной симпатии, которая, как и любовь, зла...

Редакция благодарит за предоставленные автомобили фирмы «Алан», «Панавто», «Автоеврогрупп», «АРМ-Авто». Подробная информация о продаже — в разделе «Цены дилеров».

«ГАЗЕЛЬ» ГАЗ-2705 

Семейство легких грузовиков «Газель», полной массой до 3,5 т, выпускается с 1994 года. Шасси, бортовые грузовики, панельные или цельнометаллические (9 мз) фургоны производятся с однорядной трехместной или двухрядной семиместной кабинами. Есть самосвалы, полноприводная модификация, автобусы на 8–12 человек. Предусмотрен выпуск моделей с высокой крышей. Автомобили оснащаются бензиновыми моторами объемом 2,4 л (ЗМЗ-402, 90 и 100 л. с.), 2,3 л (ЗМЗ-406, 110 л. с.) и 2,9 л (УМЗ-4215.10, 105 л. с.), а по заказу и 2,1-литровым турбодизелем (ГАЗ-560 по лицензии «Штайр», 95 л. с.). Более компактный «Соболь» формально не относится к семейству «Газели», но во многом с ней унифицирован и существенно расширяет гамму.

«ФОРД-ТРАНЗИТ»

Выпускается с 1986 года, модернизирован в 1994-м. Производится в Великобритании, Бельгии, Португалии, Польше, Турции и Белоруссии. Семейство «транзитов» предлагается в шести вариантах грузоподъемности FT80, FT100, FT120, FT150, FT190, FT230, полной массой от 2,3 до 4,0 т, с низкой, средней и высокой (HD) крышами, колесными базами 2835 и 3570 (L) мм, с одно- или двухрядными кабинами в вариантах шасси, бортовой грузовик, панельный или цельнометаллический (6,0–10,0 мз) фургон и даже седельный тягач, а также автобусы на 6–15 мест. Двигатели — четыре варианта дизеля 2,5 л (атмосферный — 70 или 76 л. с., наддувный — 85 или 100 л. с.) и бензиновый 2,0 л (114 л. с.), коробки передач — пятиступенчатые механические, а для дизеля 85 л. с. предусмотрен и четырехступенчатый «автомат».

«МЕРСЕДЕС-СПРИНТЕР»

Появился в 1995 году и тогда же завоевал титул «Фургон года». Выпускается со стандартной и высокой крышами, колесными базами 3000, 3550 и 4025 мм, полной массой 2,6; 2,8; 3,6; 4,6 т, с одно- и двухрядными кабинами в вариантах шасси, бортовой грузовик, панельный или цельнометаллический (7,0–13,4 мз) фургон. Пассажировместимость автобуса — до 19 человек. Двигатели — дизельные 2,3 л (79 л. с.), 2,9 л (турбонаддув, 102 или 122 л. с.) и бензиновый 2,3 л (143 л. с.); коробка передач — пятиступенчатая механическая или по заказу четырехступенчатый «автомат». Есть электромобиль, модификация с газобаллонным оборудованием и полноприводная для тяжелых дорожных условий. Aналогичная «Спринтеру» модель «Фольксваген LT» отличается лишь оформлением передней части.

«ФИАТ-ДУКАТО»

Конструктивно аналогичен моделям «Ситроен-Джампер», «Пежо-Боксер», образуя с ними одно семейство, завоевавшее звание «Фургон 1994 года». Выпускается с 1993 года на заводе SEVEL в Италии с низкой, стандартной и высокой крышами, колесными базами 2850, 3200, 3700 мм, полной массой 2,8; 3,2; 3,5 т («10», «14», «Maxi»), с одно- и двухрядными кабинами в вариантах шасси, бортовой грузовик — панельный или цельнометаллический (7,5–12,0 мз) фургон, а также автобус вместимостью до 15 человек. Двигатели — атмосферные или турбонаддувные дизельные 1,9 л (69 или 90 л. с.), 2,8 л (87 или 115 и 122 л. с.), а также бензиновый 2,0 л (109 л. с.). Наряду со стандартной переднеприводной есть и полноприводная модификация.

«СИТРОЕН-ДЖАМПЕР»

Переднеприводный «Фургон 1994 года». Выпускается в Италии с низкой, средней и высокой крышами («стандарт», H, S), колесными базами 2850, 3200 и 3700 мм (C, L, M), полной массой 2,7; 3,1; 3,5 т («27», «31», «35»). Исполнения — шасси (в том числе и без кабины), бортовой грузовик, панельный или цельнометаллический (7,5–12,0 мз) фургон с одно- и двухрядными кабинами. Пассажировместимость автобуса — до 15 человек. Двигатели — атмосферные или турбонаддувные дизельные 1,9 л (69 или 92 л. с.), 2,4 л (86 или 107 л. с.) и бензиновый 2,3 л (143 л. с.). Производится на заводе SEVEL, где делают также однотипные «Пежо-Боксер» и «ФИАТ-Дукато».

«РЕНО-МАСТЕР»

Новое поколение появилось в середине 1997 года и позднее удостоилось европейского титула «Фургон 1998 года». Выпускается с тремя вариантами крыши 2249, 2486, 2720 мм (H1, H2, H3), колесными базами 3078, 3578, 4078 мм (L1, L2, L3), полной массой 2,8; 3,2; 3,5 т (Т28, Т33, Т35) и даже 3,9 т (у 16-местного автобуса). Кабины — одно- или двухрядные, исполнение — шасси (в том числе без кабины), бортовой грузовик, самосвал, панельный или цельнометаллический (8,0–13,9 мз) фургон. По заказу задняя подвеска может быть снабжена пневмоэлементами. Двигатели только дизельные: атмосферный 2,5 л (80 л. с.) и турбонаддувный 2,8 л (115 л. с.). Этот же автомобиль производится для компании «Опель» под названием «Мовано».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии