Мотоциклисты: «Зачем вы пишете эти законы?»

Косухи, банданы и яркие клубные нашивки – круглый стол «Проблемы безопасности дорожного движения для водителей категории А, состоявшийся накануне в Госдуме и походивший на байкерский фестиваль. Хотя до открытия сезона еще 55 дней, мотоциклисты пришли обсудить с депутатами накипевшие вопросы. В проблемах, тревожащих мотосообщество, разбирался корреспондент «За рулем.РФ».

Ситуация с автошколами напоминает Майдан

Смертность на российских дорогах давно приобрела пугающий размах, и трагические цифры только растут: в прошлом году количество ДТП увеличилось на 13%, причем весомую долю тут составили аварии с участием двухколесной техники. По мнению главы Союза мотоциклистов РФ Павла Фролова, удивляться нечему: год от года мотоциклы и скутеры становятся все более привлекательными для жителей мегаполисов, уставших от пробок. А существующая система подготовки водителей застряла в прошлом тысячелетии.

«Я бы даже сказал, что это не вчерашний день, нет. Она просто отсутствует, — заявил Фролов. – Какие знания проверяет ГИБДД? Проезд «змейкой», остановку с поднятой левой рукой – все! Поэтому существующие мотошколы учат только этим нехитрым приемам. А в результате мы получаем на дороге смертника».

Проблему несоответствия системы подготовки сегодняшним реалиям ранее уже поднимали на государственном уровне. В результате с ноября в силу вступили поправки в Закон о безопасности дорожного движения, которые расширили перечень категорий и подкатегорий водительских прав и ввели специальные права для тех, кто проходил обучение на машине с автоматической коробкой передач.

Но одно дело принять поправки, другое – подготовить новые образовательные программы для водителей. С последним, по мнению участников круглого стола, вышла типично российская история, в духе «хотели как лучше…» Выяснилось, что эту, фундаментальную по своему объему и значимости работу Министерство образования и науки выполнило ровно за два месяца. Программы получились сырыми, невозможными к исполнению.

«Зачем вы пишете эти законы, эту ерунду? – возмущался начальник Московского автомотоклуба Анатолий Твердошинский. – Зачем вы написали, например, что инструктору для получения лицензии необходимо предоставлять договор на аренду площадки? Вы что, не знаете, что площадок нет? Что существующие работают по 48 часов в сутки? Площадку я должен иметь или человека научить?»

Начальник Московского автомотоклуба напомнил, что четыре года назад было подписано схожее требование организовать во всех школах автодромы. «Ну и где они? Кто будет их строить? В чем смысл утверждать то, что не будет работать?» — задавался вопросами эксперт.

После принятия предложенных программ ситуация с обучением водителей будет напоминать Майдан, продолжил Твердошинский. С одной стороны «баррикад» встанут ГИБДД и Минобразование, с другой – Ассоциация автошкол, которая будет не в состоянии исполнять предписания. Всем участникам этого «майдана» придется хитрить и закрывать глаза, а водителей как готовили кое-как, так и будут готовить.

Речь начальника автомотоклуба байкеры поддержали аплодисментами, а представительница Минобразования Лариса Шмельникова в ответ только пожала плечами. «Правительство выделило нам ровно два месяца на подготовку программ. Вы сами понимаете, что бывает за неисполнение поручений правительства», — объяснила она, добавив, что программы «примерные» и будут дорабатываться.

Городские трассы станут гоночными

Другая значимая проблема для московских байкеров – отсутствие легальных мест для тренировок. Картодромы закрываются, превращаясь в платные стоянки, склады и другие доходные места. Это не только ломает начавшую было формироваться культуру «цивилизованного» использования мотоциклов, но и вынуждает молодежь выплескивать энергию на дорогах общего пользования.

«Несколько лет назад у нас начался моторенессанс. После полного отсутствия в предыдущие периоды внимания к этой сфере, — рассказал собравшимся главный редактор портала «Мотограждане» Андрей Родионов. – Результат не заставил себя ждать: не только наши спортсмены стали кататься на мировом уровне и побеждать, но и буйные головы вместо того, чтобы «отжигать» 250 км/ч по Ленинскому, стали ездить на картодром».

В байкерской среде начал складываться определенный кодекс поведения: использовать мотоцикл в городе только как средство передвижения, а гоняться — на спортивных трассах. «Отчаянный юноша, с упоением рассказывавший, как он ушел на заднем колесе от полицейского патруля, немедленно осаживался вопросом: а какое у тебя время на треке?» — привел пример Родионов.

Но весной столичной мототусовке грозит возврат в прошлое: два из трех доступных картодромов закрыты, а последний перестанет работать в ближайшее время. Исправить ситуацию можно только на государственном уровне, уверен Родионов. Частным инвесторам интересны только «быстрые» деньги, а спортивный трек может окупаться годами. Это важный вопрос, касающийся не только мотоциклистов, но и всех горожан. «В апреле этого года вся когорта спортсменов хлынет на дороги, чтобы порычать моторами. Это несколько тысяч буйных голов, которые ездят действительно быстро», — предупредил главред «Мотограждан».

Мотоциклистов пустят на «выделенки»

Кажется, мотоциклисты и рады бы избавиться от прикипевшего имиджа дорожных хулиганов, да условий нет. Большинство их инициатив, направленных на повышение собственной и общественной безопасности, навеки застревают в приемных госучреждений или остаются на любительском уровне. Среди таких предложений помощь ГИБДД в патрулировании, содействие в подготовке целевых законопроектов, просветительская работа в детских учреждениях по вопросам ПДД.

«Был такой же круглый стол, и мне предложили подготовить законопроект о поддержке детских и молодежных мотоклубов, — рассказал Анатолий Твердошинский. – Ну, мы его разработали, он находится где-то в Думе. Но он не работает, его даже никто не выносил. В результате детских школ как не было, так и нет. Местным властям это не нужно».

Игнорируя полезную деятельность мотосообщества, государство, по словам байкеров, то и дело ставит им палки в колеса. Например, вводя заградительные пошлины на защитную экипировку. Абсурдность этой меры подчеркивается тем, что в России она просто не производится. А накрутка может составлять 40%, что вынуждает людей покупать дешевую, менее качественную защиту. В конечном счете это приводит к смертям и увечьям. Кроме того, из редакции в редакцию ПДД для мотоциклов сохраняется ограничение в 90 км/ч – что заведомо вынуждает нарушать правила, так как ездить медленнее потока на скоростных трассах опасно. И это не говоря о скользкой, не соответствующей ГОСТу разметке и небезопасной конструкции отбойников – на что мотоциклисты неоднократно и, видимо, впустую жаловались.

Выслушав претензии, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Александр Романович и первый заместитель председателя комитета по транспорту Михаил Брячак предложили создать межведомственную рабочую группу по озвученным вопросам. При этом выяснилось, что не все инициативы байкеров пропадают втуне. Например, столичный департамент транспорта дал «зеленый свет» идее пустить мотоциклы и скутеры на выделенные полосы. Это предложение было высказано мотосообществом еще в 2012 году. В ближайшее время Дептранс будет ходатайствовать о включении этого пункта в очередной пакет поправок в ПДД.

Подпишитесь на «За рулем» в