Черти в тихом омуте

ЧЕРТИ В ТИХОМ ОМУТЕ

ИСПЫТАНИЯ

ТЮНИНГ

ЧЕРТИ В ТИХОМ ОМУТЕ

Нижегородская фирма «Техносервис» не первый день оснащает «волги» импортными силовыми агрегатами. Теперь она взялась внедрять «чужие» моторы под капоты дальних «родственников» «волг» — УАЗов.

Анатолий ФОМИН. Фото автора

Мы уже знакомили читателей с ульяновским вездеходом, оснащенным «тойотовским» дизелем модели 3L (ЗР, 1999, №1). В этот раз фирма выкатила на наш суд не один, а три уникальных автомобиля. Обыкновенный UAZ 31512–031 (мягкая крыша, мосты с колесными редукторами) был оснащен отечественным двигателем ЗМЗ-406 с распределенным впрыском топлива. Длиннобазный UAZ 3153 располагал четырехцилиндровым бензиновым «тойотовским» силовым агрегатом 3RZ-FE (2694 смз, 112 кВт/152 л. с.), японскими же пятиступенчатой механической коробкой передач и раздаточной коробкой. И, наконец, новый UAZ 3160 имел шестицилиндровый V-образный мотор «Тойота-5VZ-FE» (3378 смз, 151 кВт/205 л. с.).

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Вопрос вполне естественный. Впрочем, как и ответ: чтобы придать автомобилю новые качества. Какие? В первую очередь динамику и скорость, во вторую — надежность. Ни для кого не секрет, что УАЗы скоростными не назовешь, да и внезапные, непрогнозируемые отказы серийных моторов отнюдь не редкость. Нам предстояло оценить, как же поведут себя «неродные» двигатели.

УАЗ с «406-м» мотором заволжского завода поначалу казался самым обыкновенным. Его «интерьер» стал уже почти музейным: руль, набалдашники рычагов коробки передач и «раздатки», вертикально торчащий ручник, словно машина времени, возвращают в эпоху пионерских галстуков и утренних линеек. О том, что до 2000 года остались считанные дни, напоминало лишь отсутствие манетки «подсоса» и настойчивое жужжание топливного электронасоса. Оно, правда, отвлекает внимание, пока двигатель не пущен — на холостом ходу «406-й» будет пошумнее «402„-го.

В движении «четыреста шестой» впечатляет куда больше. На первой передаче мотор моментально раскручивается до ограничителя оборотов. На второй — разгон почти столь же скор. Эх, если бы коробка передач позволяла переключаться так же быстро! Но, увы, между бешеными прыжками необходима изрядная пауза, чтобы малахольные синхронизаторы сделали свое дело (впрысковый мотор сбрасывает обороты неохотно). На третьей передаче темп заметно теряется, а на четвертой автомобиль и вовсе словно упирается в стену. Ничего не поделать —"короткие" передаточные числа "военных" мостов с колесными редукторами (5,38 против 4,68 с обычными) определяют именно такое поведение машины.

На очередном повороте мотор неожиданно и без предупреждения заглох. Из всех гипотез подтвердилась худшая — обрыв цепи ГРМ с вытекающими последствиями в виде серьезного ремонта. Поэтому «теоретическая» максимальная скорость 137 км/ч не была стопроцентно подтверждена экспериментом, хотя и выглядела вполне достижимой. Не удалось измерить и эластичность мотора, в чем мы приносим извинения читателям.

Длиннобазный УАЗ с «тойотовским» четырехцилиндровым мотором 3RZ-FE оказался очень резвым. Первую «сотню» ульяновский вездеход разменял за 14,3 с (!). Между прочим, японский двигатель лишь на 2 л. с. мощнее нашего «406-го», а передаточное число главной передачи значительно меньше. Зато здесь «тойотовская» же коробка передач и раздаточная коробка — почти бесшумные и очень четкие механизмы, позволяющие полностью реализовать потенциал двигателя. Есть и еще кое-что — японский мотор на 400 смз больше ЗМЗ-406 по рабочему объему и его крутящий момент на 20% выше. Так что результат вполне закономерен. Максимальную скорость (140 км/ч) машина достигает на IV передаче. Среди отличительных черт двигателя — уравновешивающие валы и очень низкий уровень шума и вибрации. Даже в автомобиле без какой-либо шумоизоляции его практически не слышно на холостом ходу, а при интенсивном разгоне звучит, в основном, выпускная система УАЗа. Зато на максимальной скорости свист рассекаемого воздуха и гул трансмиссии превышают все разумные пределы.

И, напоследок, UAZ 3160 с «шестеркой». «Сотня» с места за 13,2 с, «максималка» — около 153 км/ч. Рекордный показатель — 167 км/ч по ветру. Честно говоря, это хуже предполагаемых результатов для 205-сильного мотора. Вероятно, автомобиль просто «не попадает» в передачи: четвертая слишком «коротка» для максимальной скорости, пятая «длинна». В результате машина оказывается очень чувствительной к любому изменению сопротивления движению на пятой передаче при скорости выше 140 км/ч. Зато эластичность мотора впечатляет — на пятой передаче можно двигаться от 40 км/ч и при этом уверенно ускоряться.

Разгон автомобиля мог бы быть еще лучше — мешают досадные мелочи. Очень легкую педаль сцепления практически невозможно почувствовать, а ход педали газа слишком короток. Быстро тронуться на грани пробуксовки — все равно что разбирать гранату в рукавицах: ошибка неминуема. Кроме того, недостаточная жесткость задних рессор при пробуксовке колес на асфальте приводит к сильнейшей вибрации заднего моста, так что с мощным мотором надо обращаться более чем осторожно.

А ЧТО ЖЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ?

Если бы кто-то сказал мне, что УАЗы могут ездить с такой скоростью, я бы ему не поверил. И все же не станем ничего упрощать. Мощные двигатели выявили несоответствие шасси автомобилей, их рулевого управления и тормозов тем динамическим качествам, которые они приобретают с установкой новых двигателей. При движении на скоростях, близких к максимальным, динамический коридор недопустимо широк, машины тяжело удерживать на прямой. Гидроусилитель Борисовского завода лишь ухудшает ситуацию, лишая водителя даже мизерной обратной связи. Про тормоза лучше просто не говорить. Даже дисковые передние на «3160-м» не в состоянии кардинально исправить положение. На пределе и отечественные шины К-153: их расчетная максимальная скорость 160 км/ч, но они очень сильно грелись уже на меньшей. Совершенно очевидно, что все автомобили при «вживлении» чужих, более мощных моторов нуждаются в серьезной доводке ходовой части.

Между тем интерес к ним есть, пусть это не покажется удивительным, вполне здравый. Не секрет, что при активной езде по бездорожью повреждения кузова практически неизбежны. Так что если у вас импортный вседорожник, ремонт его влетает в копеечку. Да и цена доработанного УАЗа заметно ниже, чем у зарубежных конкурентов. Так установка четырехцилиндрового 3RZ-FE с коробкой передач и «раздаткой» на УАЗ добавит к его цене 8670 долларов, шестицилиндрового 5VZ-FE — $12 500. Машина же с ЗМЗ-406 обойдется примерно на 10 000 рублей дороже базовой. Есть с чем сравнивать, о чем задуматься.

Шестицилиндровый 5VZ-FE под капотом UAZ 3160.

ЗМЗ-406 обеспечивает несвойственную УАЗу динамику.

Золотая середина — четырехцилиндровый 3RZ-FE с уравновешивающими валами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии