Исчезающее топливо отпустят по талонам

Автомобилисты, скучающие по СССР, вскоре смогут ощутить дыхание прошлого. Но речь идет не о дешевом бензине: он останется дорогим и даже еще подорожает. Просто покупать его придется не за наличный расчет, а по карточкам. По мнению отраслевиков, в условиях грядущего дефицита это станет мерой регулирования спроса и поддержки малоимущих.

201310281623-201310281623-doroghoi_bienzin_no_copyright

201310281623-201310281623-doroghoi_bienzin_no_copyright

Новое слово в продаже топлива — идея Союза нефтегазопромышленников России (СНП). По мнению представителей объединения, в условиях удорожания и грядущего дефицита топлива правительству необходимо разработать механизм регулирования спроса. «Половина мира регулирует цены на бензин на внутреннем рынке, — заявил президент СНП Геннадий Шмаль на пресс-конференции. — И Россия также должна продумать свою ценовую политику в этой сфере».

Ситуация с топливом на внутреннем рынке складывается действительно непростая. Продолжающееся ослабление рубля напрямую влияет на стоимость горючки: исходя из курса национальной валюты высчитывается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Одновременно с этим дешевый рубль открывает нефтяникам привлекательную альтернативу экспорта. За два месяца 2014 года объемы поставок высокооктанового бензина за рубеж достигли рекордных 744 тыс. т. Это приводит к тому, что топливо внутри страны дорожает и становится дефицитом.

201111080314_6_no_copyright

201111080314_6_no_copyright

Разумным шагом в такой ситуации может стать введение определенной нормы потребления бензина, считает Шмаль. Чтобы стимулировать водителей экономить горючку, ее стоимость в пределах этой нормы должна быть льготной. А распределять топливо со скидкой возможно при помощи карточной системы. Кроме того, государство должно позаботиться о малоимущих автомобилистах, открыв специальную сеть «социальных» заправок, где бензин будет стоить на треть дешевле.

К предложению СНП эксперты отнеслись скептически. По их мнению, одновременно с талонами возникнет черный рынок, где ими будут спекулировать. А «малоимущим автомобилистам» гораздо выгоднее стать пешеходами и пользоваться льготами на общественный транспорт.

«Это трудно реализовать на практике, — заявили „За рулем.РФ“ в аналитическом агентстве „Инвесткафе“. — Во-первых, сложно рассчитать какую-то внятную норму потребления бензина. Во-вторых, зачем подталкивать малоимущих к покупке автомобиля? Не говоря уже о том, что талоны и льготные цены создают благоприятную среду для разнообразных финансовых спекуляций. Гораздо лучше развивать общественный транспорт и давать льготы на него».

201308301019-201308301019-bienzin_no_copyright

201308301019-201308301019-bienzin_no_copyright

Вместо того чтобы выдумывать новые социальные программы, лучше реализовывать существующие, убеждены в независимом информационном центре «Кортес». «Еще при президенте Медведеве была запущена программа перевода общественного транспорта на газ. В регионах „Газпром“ запустил такую же программу для личного транспорта. С учетом того, что газ примерно в два раза дешевле бензина, получается реальная экономия. Это лучше топливных карточек», — отметили в «Кортесе».

Напомним, что в 2013 году премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о переводе 50% общественного транспорта на газовое топливо; программа должна быть выполнена к 2030 году. А в минувшем декабре компания «Газпром нефть» заявила, что компенсирует 30 тыс. руб. на установку в машину газобаллонной системы. Переоборудовать свой автомобиль в рамках акции можно до 1 марта 2014 года в Санкт-Петербурге, Тверской, Смоленской и Новгородских областях на сертифицированных автосервисах. Установка оборудования обойдется в 26 тыс. руб. — еще 4 тысячи будут зачислены на топливную карту автовладельца.

Фото: За рулем
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии