Вот я! стреляйте!

ВОТ Я! СТРЕЛЯЙТЕ!

ТЕХНИКА

ЗАЩИТА

ВОТ Я! СТРЕЛЯЙТЕ!

Более 70 лет строит «Мерседес» для сильных мира сего бронированные автомобили, но только недавно он впервые пригласил журналистов познакомиться с их производством.

Сергей МИШИН

БРОНЯ КРЕПКА

..."Мерседес Е-гард" (Guard — в переводе с английского означает охрана) расстреливали почти в упор — с расстояния чуть более десятка метров. Методично, не спеша, тщательно прицеливаясь...

Первые три выстрела из револьвера «Магнум» — в стекло задней двери; пули легли равносторонним треугольником со стороной 12 см. Верхний пласт «слоенки» брызнул в стороны, потрескался, но изнутри она осталась невредимой. Следующие три выстрела пришлись в щели между дверями и кузовом, еще три — в панель двери водителя, затем в ветровое стекло, в места стыков стекол и рамок дверей. И так далее, и так далее по строго определенной программе. В конце концов число выстрелов превысило 125... Ни одна пуля, выпущенная из «Магнума», в салон не проникла.

Расстрелом «Е-гарда» не ограничились. Пытались еще «вскрыть» машину с помощью кувалды — били по заднему стеклу, но и такой «тест» оно прекрасно выдержало... Между тем мы узнали, что машина бронирована лишь по самому скромному европейскому классу защиты — В4 (табл. 1). Есть еще классы повыше: В5, В6, В7. Последние два призваны спасать экипаж, если будут предприняты более серьезные террористические акты — от винтовочных выстрелов стальными пулями и даже осколков ручной гранаты. Правда, на атаки с применением авиации или артиллерии кузов уже не рассчитан: легковой автомобиль даже такого специфического назначения — это все-таки не танк.

На что же он способен и как при этом «одевают» его в броню? Издавна существуют два основных подхода. Можно купить обычный автомобиль и, передав специализированной фирме, через некоторое время получить бронированный. В этом случае броню, по существу, «навешивают» на уже готовое изделие, чем и занимается множество мелких фирм.

Но сами производители автомобилей, как в данном случае «Мерседес», подходят к делу иначе. Получив очередной заказ, они изготавливают машину, встраивая броню непосредственно в конструкцию. На первый взгляд разница невелика, на самом деле — она огромна.

Взгляните на табл. 2. Бронированный автомобиль тяжелее серийного собрата более чем на тонну! Совершенно очевидно: чтобы он не «сплющился» под таким грузом, его нужно усилить, что называется, по всем статьям — от шин и подвески до рамок и петель дверей! И тогда к полезному грузу — броне — добавится вес на усиление автомобиля. В итоге получится очень тяжелый, а потому трудноуправляемый монстр. К тому же броня не только крепка, но и толста — не всегда ее можно вписать в благородные обводы «Мерседеса». Навесить ее снаружи? Машина превратится в гражданский броневик. Значит, размещать броню нужно только внутри, и она при этом непременно съест часть объема салона. Непросто, например, внедрить ее в двери: там расположены различные механизмы, к тому же внутрь опускают толстенные бронестекла.

И все-таки, если бронированный автомобиль строит сам производитель, то уже на самых ранних стадиях изготовления кузова, дверей и т. д. он заменяет штатные элементы на бронированные — это существенно облегчает конечный продукт. А сэкономленный вес может опять же превратиться в дополнительные миллиметры брони, что отчасти видно из табл. 2. 

Поскольку бронированный легковой автомобиль действительно не танк, броня защищает здесь только салон с сидящими в нем людьми, но, как правило, не двигатель, не трансмиссию или багажник. Иначе машина станет совсем уж «неподъемной».

«Мерседес» начал заниматься этой специфической «тематикой» еще в 1928 году, и тогда же — очевидно, опасаясь злобных ниндзя, — император самураев Хирохито купил себе бронированный «мерс». Он был, конечно, не единственным обладателем такого чуда. После второй мировой войны производство «передвижных крепостей» возобновилось лишь в 1964 году. Сегодня фирма может предложить Заказчику (конечно, с большой буквы!) бронированный автомобиль Е-, S- или G-класса, включая и длинный представительский «Пульман» для особо важных персон. С 1999 года бронированные «мерседесы» официально носят в своем имени приставку «гард».

Рождаются такие автомобили на том же заводе в Зингенфильгене, где выпускают и обычные Е, S и CLK. Это самый большой из сборочных заводов легковых автомобилей концерна в Германии. Здесь рядом с основным производством существует и небольшое специальное — оно-то и выполняет спецзаказы на бронированные машины. Максимальная производительность «броневого» цеха — 500 автомобилей в год, но сегодня их делают гораздо меньше.

Разумеется, каждая новая бронированная версия проходит цикл испытаний по полной программе, включая климатические, ресурсные и даже такие, как удар в бетонный куб, не говоря уже о расстреле шквальным огнем. Заказчик, выбрав класс защиты, оборудование салона, цвет машины и прочее, обычно ждет свою «бронированную ласточку» около двух месяцев. На громоздкий «Пульман» уходит еще больше времени — до полугода. Ведь только на сварку его кузова требуется от 20 до 40 дней, при том, что в цехе трудятся в поту аж 200 человек, да еще в две смены. Броню небольшими элементами буквально вращивают в кузовные детали — такие, как боковины или двери.

Сваренный кузов окрашивают и везут в сборочный цех, где машины вручную собирают около ста рабочих (в два «ручья» — «Е-гард» и «S-гард»). В дополнение к броне здесь ставят специальные пуленепробиваемые многослойные стекла, покрытые с внутренней стороны поликарбонатным слоем (он предохраняет пассажиров от осколков). Пол укрепляют специальным пластиком.

Все модели «Гард» оснащены автоматической трансмиссией и достаточно мощными двигателями. В зависимости от класса защиты усиливают подвеску и места крепления ее элементов к кузову, трансмиссию, тормоза, монтируют особые шины. В «S-гард» — королевской машине — могут быть защищены еще и бензобак, и картер двигателя.

ПОВАДКИ ТЯЖЕЛОВЕСА

Первое знакомство с бронированным «мерсом» состоялось в аэропорту Штутгарта, на нем нас должны были везти в гостиницу. Во внешности — никаких отличий, машина как машина. Только на всех стеклах растр (полоска черной краски по периметру стекла, закрывающая место вклейки в проем кузова) шире обычного на несколько сантиметров. Когда же я потянул за ручку заднюю («хозяйскую») дверь, сразу понял — в автомобиле «железа» куда больше, чем кажется. Тяжеленная дверь подалась не сразу (почему-то вспомнилось, как прежде бывал в горкоме партии). У гостиницы водитель припарковал машину правыми колесами на тротуаре. Чтобы выбраться наружу, пришлось напрячь мускулы — сейчас дверь открывалась немного вверх — и до фиксатора я смог дожать ее только с третьей попытки.

Само собой, повадки тяжеловеса проявились и на ходу. Они заметны, даже когда сидишь на месте пассажира. На автобане моложавый водитель нашего «мерса» сцепился (как это часто случается и в России) с новеньким «Ауди». Он утопил «газ» до пола, «автомат» передернулся «вниз» на одну или две передачи, и мотор взял самую верхнюю ноту. Приготовившись к сумасшедшему ускорению, я вцепился в поручень на двери, сгруппировался... но рывка не последовало. Машина набирала скорость гораздо медленнее, чем можно было ожидать. «Ауди» мы не догнали — ушел быстрее, чем приблизился, — видно, испугался. Масса «броневика» заметно понизила его возможности в сравнении с обычным «Мерседесом». В остальном автомобиль вел себя достойно. На перекрестках тяговитый мотор трогал машину с места необычайно легко (полагаю, во многом это заслуга «автомата»), в салоне было очень тихо — двигателя почти не слышно. Плавность хода на хорошей дороге отменная, мелкие трещинки машина не замечает — это понятно, масса-то большая. Но каково ей было бы по нашим ямам скакать! (На небольшом ремонтируемом участке мы это ощутили.)

С маневренностью в поворотах проблем вроде бы тоже не возникало, чрезмерных кренов я не отметил, да и тормоза, похоже, в порядке. Хотя в тестах, когда сам сел за руль, они повели себя хуже. Правда, достойных испытаний для журналистов устраивать не стали — позволили проехать несколько кругов по заводскому треку и только. Понять немцев можно — машины очень дорогие и выполняются на заказ, рисковать таким «товаром» просто неразумно. Пишущая братия только мнит себя гонщиками и потому частенько колотит машины во время тест-драйвов.

«Мерседесы» «Е-гард» и «S-гард» на треке держались достойно. Но тяжеловесность сказывалась во всем — и на всех машинах, особенно в медленном разгоне. Занос наступал раньше обычного — шины повизгивали в крутых поворотах даже на небольшой скорости. Управлять тяжелым «мерсом» непросто — нужна сноровка. Недаром здесь уже более 15 лет существует специальная школа по подготовке водителей для бронированных машин.

«Пульман» — особая статья. Знаменит он непомерной длиной — на заднем сиденье движка вообще не слышно, будто и нет его вовсе. Дорогу держит лучше всех, что естественно, длина-то какая! Но поворачивать на нем — ох какой навык нужен! Боком бы кого не срезать. Ему бы в повороте изгибаться...

«G-гард» оставил далеко не самое приятное впечатление. Во-первых, центр тяжести бронированного джипа высок и поворачивать на нем просто страшновато — приходится здорово снижать скорость. Во-вторых, с тормозами беда: то ли у них явно мала эффективность, то ли я мало тренирован.

И все-таки, чтобы там ни говорили, по своим ходовым качествам бронированные «мерседесы» куда ближе к автомобилям, чем к танкам. И в то же время их пассажирам после теракта не придется произносить синеющими губами печально известное: «Эх, коротка кольчужка!».

Стоимость бронированных машин начинается со следующих цифр — «Е-гард» от 180 тысяч, «G-гард» от 430 тысяч и «S-гард» от 500 тысяч немецких марок. Верхний предел не установлен, он определяется фантазией и толщиной кошелька Заказчика. На худой конец — его самомнением. Говорят, не так давно Некто отвалил за «S-гард» почти два миллиона...

Для Заказчика с самой большой буквы — «Пульман».

Oдетые в броню «гарды» — «E», «S» и «G».

Эти шины не боятся проколов и прострелов. Специальная пластиковая вставка позволит ехать даже на пробитом колесе.

Усиленная задняя подвеска для моделей «S-гард».

Обстрелянный со всех сторон «Мерседес».

Броня встроена в конструкцию кузова, защищая салон и сидящих в нем людей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии