В луисвилл за новым веком

В ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ

ТЕХНИКА

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

В ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ

Шоу грузовиков: как это делается в Америке.

Антон ЧУЙКИН

Если бы меня попросили назвать три объекта (неодушевленных), вслед которым на российских дорогах обязательно оглядываются, как минимум дважды помянул бы американские грузовики. Редко, но встречаются на трассах заокеанские «траки», и всякий раз кажется, что мимо проносятся даже не диковинные машины-гиганты, а образ далекой страны.

Представьте теперь, что появляется возможность посмотреть на «кенворты», «петербилты», «фрейтлайнеры» в их родной стихии: фирма «Катерпиллер», один из лидеров двигателестроения, приглашает российских журналистов на «Мид-Америка Трак Шоу», крупнейшую в Штатах грузовую выставку... За мной, читатель, в Луисвилл!

Начнем с «Кенворта», девиз которого — «Лучший в мире» (The world's best). Марка, пожалуй, наиболее почитаема в среде грузоперевозчиков. Обычно среди достоинств американских грузовиков называют выдающиеся надежность и долговечность — трансконтинентальные рейсы требуют именно этих качеств в первую голову... А «Кенни» к тому же самый «продвинутый», что особенно заметно на последней разработке — «Грузовике передовой технологии» следующего тысячелетия, как его видит фирма. Взяв за основу «Кенворт-Т2000», образец аэродинамичного гладенького «капотника», конструкторы начинили его всевозможными электронными устройствами. Полагая, что определение «век информации» подойдет и XXI столетию, грузовик оснастили тарелками спутниковой связи, подключили к Интернету, снабдили жилой отсек огромным 42-дюймовым монитором, а панель приборов — отдельным дисплеем, подключенным к навигационной и диагностической системам. Видеокамеры, вмонтированные в зеркало заднего вида и боковину спального отсека, упрощают маневрирование, транслируя изображение на два «собственных» экрана. Ночью границы видимости расширяет система «найт вижн» (ЗР, 1999, № 4).

Осмотрев верхушку электронного айсберга, остается лишь согласиться с главой конструкторского подразделения фирмы Джимом Бечтолдом: «...грузовик умнее, надежнее, эффективнее предшественников, причем это относится не к отдельным агрегатам и системам, а ко всей машине в целом». Кстати, о лучших — то бишь, о best.

Северо-Американские Соединенные Штаты, конец ХIХ — начало ХХ века, расцвет предпринимательства. В сельском хозяйстве наступает «паровая» эра: механизмы на конной тяге сменяют самоходные монстры. Один из лидеров рынка паровиков — фирма, скромно названная по фамилии основателя: «Бест» (англ. best — «лучший»). Любопытно, что с 1902 года предприятие поставляло машины и в Россию, где они работали, в том числе, в лесной и деревообрабатывающей промышленности (привет «Сибирскому цирюльнику»!).

Конкурент «Беста» — фирма «Холт» — также выпускала разнообразные машины, по современной терминологии — от тракторов до лесовозов. Понятно, что традиционный движитель — колесо — не слишком годился для пахоты, и в 1904 году конструкторы обратились к известной с начала предыдущего столетия идее — поставили колеса на бесконечную многозвенную металлическую ленту. Тракторам «Холт» с таким движителем придумали собственную торговую марку — «Катерпиллер» (Caterpillar), то есть «Гусеница».

В 1925 году «Бест» и «Холт» объединились в «Катерпиллер Трактор Ко.»; как видите, слияние довольно крупных фирм отнюдь не последняя мода. К 20-м оба предприятия были «раскручены», выпускали несколько типов колесных и гусеничных машин, которые работали и в сельском хозяйстве, и в стремительно развивающемся дорожном строительстве.

Если «Кенворт» — самый передовой, то самым консервативным, по крайней мере внешне, был до недавнего времени «Петербилт». Это стиль: квадратный радиатор, блеск стали и хрома, высоченные трубы, выставленные напоказ крутые бока топливных танков... и спальный отсек с занавесками в цветочек.

Впрочем, в Луисвилле фирма продемонстрировала, что ей не чужда современная мода, и выкатила новинку серии 387, почти двойника «брата Кенни» Т2000 (обе фирмы входят в группу «Паккар»). Кому-то нравится аэродинамика в сочетании с именем «Петербилт», нельзя же оставлять их без внимания. Тем более, что прежде единственный «Питер» относительно обтекаемых форм — модель 377 — уже не выглядит современным, но еще не стал классическим...

Главная новость от компании «Нэвистар Интернешнл»: в ее экспозиции нет бескапотных машин, благодаря которым, собственно, марка ныне известна в России («интеры», по-моему, встречаются чаще других американцев). Представитель фирмы махнул рукой в сторону «фрейтлайнеров»: «бескапотники ныне выпускают только соседи; после пересмотра ограничений по длине автопоездов спрос невелик...» Кстати, знаете, какие гарантийные обязательства дают американские грузовые фирмы? На примере «Интернешнл»: гарантия на 2 года или 200 тысяч миль (не километров!); максимальный срок — 5 лет или 500 тысяч миль.

Во многом срок гарантии обусловлен конструкцией мотора. Обычно фирма, производящая грузовики, предлагает клиентам широкую гамму двигателей. Выбирайте нужную мощность и изготовителя — «Детройт дизель», «Камминс», «Катерпиллер». Последние особенно заметны на трак-шоу: многие флагманы несут гордую надпись — 600 НР (лошадиных сил). Как правило, это означает, что под капотом — желтые цвета «Катерпиллера».

Ничего удивительного, что вместе с другими американскими фирмами «Катерпиллер» двинулся на край света — сменять крестьянских лошадок в Страну Советов. 69 лет назад «За рулем» размещал рекламу гусеничных тракторов, комбайнов, дорожных машин из Иллинойса и Калифорнии. Представьте, продажа техники в Советский Союз помогла фирме пережить Великую Депрессию...

Бензиновые двигатели в начале века вытесняли паровые, а им в спину уже постукивали дизели. С 30-х «Катерпиллер» выпускает дизельные моторы и для своих тракторов, и в качестве силовых установок судов, генераторов, грузовиков.

Дизели Cat, как иногда для краткости именуют марку, работают под длиннющими капотами американских «траков», заслужив добрую репутацию надежностью, качеством, мощью. В прошлом году в Северной Америке выпущено 118 тысяч агрегатов, что стало для фирмы рекордом: это без малого четвертая часть рынка двигателей грузовиков.

Современная вершина производственной гаммы автомоторного отделения «Катерпиллер» — двигатель 3406Е, располагающий в самой форсированной версии целым табуном из 600 «лошадей». Эти лошади, правда, американские, в более привычной нам европейской системе мер их окажется даже побольше — 603.

Некоторые двигатели «Катерпиллер» представлены в таблице — от интереснейшего 3126В с электронными насос-форсунками с гидравлическим (!) приводом, через современнейшие легкие С-10 и С-12 до самого мощного 3406Е. Довольно простой, но весьма надежный 3116 выпускается ныне только на европейском филиале фирмы и попадает, в частности, в Россию, в мотоотсеки ЗИЛов и ЛиАЗов.

Заглянем теперь на стенды европейцев, скупивших национальные фирмы. «Даймлер-Бенц», завладев именитым «Фрейтлайнером», удерживает на рынке лидерство. И потихоньку выводит американца и в Старый Свет. Но если на выставке в Ганновере «Фрейтлайнер-Аргоси» (ЗР, 1998, № 12) служил шоу-стоппером, то здесь он обычный экспонат в ряду других, выделяющийся разве что редкой теперь бескапотной компоновкой. Нравится — покупайте!

Лучшая характеристика политики «Вольво» на заокеанском грузовом рынке — агрессивность. Американское отделение рвануло вперед прямо-таки с космической скоростью, прибавив только за прошлый год 40% к продажам. Из последних моделей наиболее выделяется «770» с чудовищной по европейским меркам и немалой даже по штатовским жилплощадью — 4,5 м2! Поддержку флагману оказывает новейший «660», чуть более скромный по размерам и оборудованию.

Все-таки любопытно, почему янки с таким энтузиазмом принялись раскупать вроде бы «чужие» грузовики? Может быть, сверхнадежность и сверхкомфортабельность машин исключительно отечественной конструкторской школы в сравнении с европейскими несколько преувеличены? Или вести дела умеют не только в Америке? В любом случае, Старый Свет рано списывать со счетов, оказывается, у него есть чему поучиться...

Именно так рассудили в принадлежащей «Рено» фирме «Мак», представившей самую яркую премьеру салона. Яркую, в том числе, в прямом смысле — при взгляде на выставленные под солнце желтые и красные грузовики «Вижн» (Vision) на ум приходило: «вырви глаз». Обтекаемый, сглаженный силуэт и... обилие электроники. Вспомним «Кенворт» — однако, тенденция!

Ну-с, попробуем подытожить. Грузовик по-американски собран из «конструктора» — есть выбор моторов, коробок, мостов, тормозов производства специализированных фирм, к которым создатели машин добавляют все остальное (это не так мало, но и не слишком много). Получается некий комплект, который не назовешь неповторимым. Разные с виду марки могут оказаться очень похожими внутри... И обо всех можно сказать нечто общее.

Кажется, Америка постепенно отказывается от классических «траков» в пользу аэродинамичных машин. Странным показалось некоторое пренебрежение средствами пассивной безопасности — «эйрбэги» предлагают «Фрейтлайнер» и «Вольво», готовится «Кенворт». У остальных подушки я видел только в спальном отсеке — пуховые... Рассчитывают на «полтора метра жизни», очевидно. Зато помешанные на экологии американцы могут спать спокойно — моторы удовлетворяют самым строгим нормам, перекрывающим европейские. Правда, ни на одной модели не встретились дисковые тормоза, возможно, не столь долговечные, но более эффективные, чем барабанные. В то же время по насыщенности информационными технологиями грузовики напоминают офисы программ новостей. Хотя рабочее место водителя после европейских ДАФа или «Скании» кажется тесноватым. «Зато» просторно жилище, которое возят с собой. Подобные параллели (или перпендикуляры?) можно продолжать долго, а в общем применительно к американским грузовикам лучше всего подходит определение — машины контрастов.

Монитор используется и как экран компьютера, и как телевизор. Звук — как в современном кинотеатре, Dolby surround! Слева — стойка с аудио- и видеотехникой.

«Кенворт» следующего тысячелетия.

Модель 3406 Е возглавляет гамму автомобильных моторов Cat.

Премьера Луисвилла — обтекаемый «Петербилт-387».

Каков орел! Дальнобойные «интеры» носят имя «Игл». На снимке — флагман «9900iх».

Трудно поверить, что марка принадлежит «Даймлер-Бенцу»? «Фрейтлайнер-Классик ХL» с 600-сильным «Катерпиллером».

«Вольво-660» — «щелчок по носу» старожилам рынка.

Современный грузовик фирма «Мак» видит так. Новейшая модель «Вижн».

А так «Вижн» увидит водитель, сев за руль.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии