ColorVision: убийца ксенона

Зачем нужны ксеноновые фары? Фирменные, по нешуточной цене под сто тысяч рублей за штуку? Можно, конечно, рассказать про избитые уже до оскомины преимущества, мол, ксеноновая лампа дает вдвое больше света и при этом потребляет меньше энергии, срок ее службы намного дольше, а водитель видит дорогу отчетливей, что безопасней. Но, похоже, «колхозному» ксенону приходит конец.

У какой доли автомобилей штатный ксенон? Напомню, что к нему положены особый отражатель, омыватель фар и корректор угла установки фар. Да не просто корректор, а автоматический, потому что только он гарантирует, что водители встречных автомобилей не будут ослеплены. Осмелюсь предположить, что доля их в общей массе установленного ксенона невелика — большинство используют так называемый «колхозный» ксенон, сработанный в Китае. Толку от него, положа руку на сердце, не просто мало, а нет совсем: пучок света рассеянный, то есть фара светит «в небо», ослепляя встречных. Да и сам водитель мало что видит на дороге. Так что, дело тут вовсе не в безопасности. А в чем?

В магазинах можно найти галогенки с цветными колбами и надписью «ксенон». Эти лампы и рядом не стоят с газоразрядными лампами: у них нет никакой электрической дуги, а есть лишь обыкновенная спираль накаливания. Эти лампы благодаря цветному стеклу излучают просто голубой свет. Что, конечно же, лишь ухудшает видимость на дороге.

Зачастую у этих ламп увеличенная электрическая мощность, что кроме нагрузки на батарею, генератор и цепь освещения никаких бонусов владельцу не дает: свет от фары с такой лампой почти всегда никудышный, хотя бы потому, что большая его часть уходит «в небо».

Это не красный, это фиолетовый!

Удивительно, что и эти лампы пользуются весьма устойчивым спросом. По той же самой причине, что и «колхозный» ксенон, — для красоты! Горит синеньким, выглядит дорого – как раз то, что надо. Конечно, внешний вид может быть таким же фетишем, как мощность, управляемость или надежность – у каждого свои предпочтения. Плохо лишь, когда она вредит безопасности. А нельзя ли сделать так, чтобы фара смотрелась как ксеноновая, но при этом светила нормально? Оказывается, можно! Лампу, дающую эффект цветного оттенка на фаре, разработали в компании Philips и уже наладили производство. Называется она ColorVision.

Что же скрывается за этим названием? Галогенка. Правда, не просто галогенка, а весьма продвинутая. Инженеры умудрились сдвинуть цветовую температуру весьма близко к сол­неч­но­й и одновременно увеличить яркость аж на 60%, не поднимая электрической мощности. Фара с такой лампой дает ровный пучок чисто-белого света: не желтоватого, не голубоватого, а именно белого. Для того, чтобы добиться такого эффекта, инженерам пришлось поколдовать с составом смеси газов, которыми заполняется колба лампы. Дело в том, что у обычной лампы накаливания колба из силикатного стекла. Воздух из нее выкачан, а к электродам прикреплена вольфрамовая спираль. Вольфрам понемногу испаряется, оседает на стенках колбы, и стекло теряет прозрачность, темнеет. Но гораздо хуже, что спираль истончается, растет ее сопротивление, и она в конце концов перегорает. Вольфрам нельзя раскалять беспредельно, он просто расплавится. Поэтому температуру ограничивают, и свет получается желтоватым. Чтобы увеличить силу света и яркость, приходится удлинять и утолщать нить, а чем она длиннее, тем труднее фокусируется фарой. Наконец, КПД лампы накаливания всего-то 3% — львиная доля электроэнергии бесполезно превращается в тепло.

Зеленый: вот так фара и играет красками

У галогеновой лампы колба заполнена смесью газов из группы галогенов. Галоген возвращает частицы испарившегося вольфрама с колбы на спираль. Значит, ее можно разогреть до большей температуры, реально до 2700–3000°С. Светоотдача галогенок примерно в два раза больше, чем у классических ламп. Так вот, подбором компонентов смеси газов, а заодно увеличением давления этих газов (почти вдвое, примерно до 10 бар), инженерам удалось разогреть нить сильнее: частицы вольфрама в этой смеси при высоком давлении успевают осесть на нить и компенсировать испарение вольфрама. А чем выше температура – тем лучше светимость, и, стало быть, КПД. Разумеется, состав газов и их процентное соотношение – большой секрет, и хранится за семью печатями.

Свет у новой лампы действительно яркий и белый, весьма комфортный, водитель вряд ли увидит сильные отличия между ним и ксеноном. Но главная ее особенность вовсе не в этом. Дело в том, что определенные части колбы лампы окрашены. Не краской, разумеется, а специальным многослойным покрытием, технология которого тоже хранится в секрете. Это покрытие (конечно, нанесенное точно в нужном месте) создает весьма необычный эффект: расцвечивает саму фару. Не густым сочным цветом, а светлыми насыщенным цветными всполохами. Если прожектор граненый, цветные полоски отражаются от тонких секторов. Конечно, это надо просто видеть, фотография не может передать игры красок.

Самое любопытное, что пучок света этой цветной фары — белый. Думается, такая лампа – находка для тех, кто старается украсить свой автомобиль. Пока есть только формфакторы Н4 и Н7 и то всего четырех цветов… Но это больше, чем болезненно-синюшный псевдоксенон. Правда, лампа дает цветной эффект лишь в фарах с рефлекторной (нелинзовой) оптикой. Пожалуй, это единственный существенный ее недостаток.

Хочется надеяться, что новинка если не вытеснит «колхозный» ксенон, то хотя бы частично убережет наше зрение, и нас реже станут слепить на дорогах.

Любопытно, что в каждую упаковку ламп вложено подтверждение разрешения на эксплуатацию. Оно должно служить веским аргументом в пользу того, что использование лампы вполне законно: это сертифицированный продукт, допущенный к использованию во всей Европе, включая Россию. Поэтому тем, кто купит «попробовать», не стоит спешить расставаться с блистером: хорошенько изучите его содержимое и найдите упомянутое подтверждение. На случай, если инспектор заподозрит неладное и остановит.

Подпишитесь на «За рулем» в