«Кортеж» олимпийского масштаба

На отечественный проект «Кортеж» для первых лиц государства из российского бюджета выделяется 3,61 млрд рублей. Гражданские версии лимузинов будут дорогими, а половину денег на машины могут разворовать, убеждены эксперты.

2_no_copyright_

2_no_copyright_
Работа Ярослава Яковлева и голландца Бернарда Вила, победившая в совместном конкурсе НАМИ и интернет-ресурса CarDesign.ru «Автомобиль для президента»

Об ассигновании конкретной суммы на проект «Кортеж» уведомил официальный интернет-портал правовой информации. «Средства выделяются на реализацию пилотного проекта по разработке и постановке на производство автомобилей на базе единой модульной платформы…», говорится в документе. По данным агентства «Прайм», на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки будет затрачено 2,893 млрд рублей, оставшиеся 717 млн рублей пойдут на создание конкретных производственных объектов.

Как ранее стало известно, производство будет разделено на два сектора: микроавтобус, внедорожник и лимузин — непосредственно для президентского кортежа; кроссовер вместе с люксовым седаном — для массового частного покупателя. Разработка машин для администрации президента возложена на Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Гражданские же версии, на модульной платформе «Кортежа», разработает фирма «Маруся Моторс».

Есть ли у этих машин будущее? С этим вопросом мы обратились к исполнительному директору Объединения автопроизводителей России (ОАР). «Есть будущее, особенно если президент скажет — всем будет интересно. Шучу! Но если серьезно, то можно вспомнить, что еще в 90-х годах на ЗИЛах ездили чиновники, даже у Патриарха Алексия II был зиловский лимузин», — рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» Игорь Коровкин.

Идея о предоставлении чиновникам «персоналок» вообще абсурдна, считает лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. «Почему, скажите, налогоплательщики должны оплачивать чиновникам автомобили? Исключение — это только выборные должности, мэры, депутаты и прочие, а также особо охраняемые фигуры — всего около 10–15 человек в государстве, — критикует правозащитник. — Остальные, как нам пропагандируют, пусть поддерживают развитие общественного транспорта или покупают за свой счет автомобиль, как простые граждане».

Вопрос вызывает и сумма инвестиций. Проект гибридной линейки «ё-мобиль» Михаила Прохорова по самым скромным подсчетам на данный момент потребовал инвестиций в 250 млн евро. Но и этой суммы в итоге не хватает на полную инженерную и инфраструктурную реализацию задумки. А более статусный и не менее трудоемкий «Кортеж» в пересчете на евро должен обойтись всего в 74,8 млн. То есть в три с лишним раза дешевле. Интересно, что ранее на совещании в НАМИ озвучивалась более весомая сумма — 12 млрд рублей (248,6 млн евро).

Как бы то ни было, если удастся реализовать эту идею, то цена машин «Кортежа», в том числе гражданских, будет довольно высокой. «Но тот же Citroen DS Шарля Де Голя был очень дорогим автомобилем. А как вы хотите? — напоминает Коровкин. — Однако такого рода машины могут привлекать как раз своей экзотикой. Ведь вы посмотрите, на Женевском автосалоне регулярно появляются автомобили, рассчитанные на шейхов, нефтяных миллионеров и прочих состоятельных людей».

В этом проекте много имиджевых аспектов, убежден аналитик агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Наверное, в какой-то мере „Кортеж“ можно поставить в один ряд с проектами типа Олимпиады и чемпионата мира по футболу. В то же время не нужно забывать, что помимо пиара в этих мероприятиях Россия попутно развивает регионы, спорт, туризм, инфраструктуру городов. Так и „Кортеж“ тащит за собой инвестиции в разработку компонентов, материалов отделки, моторостроение и еще много чего», — напоминает Удалов.

По мнению аналитика, скорее всего, для реализации проекта будет проведен тендер. «Сейчас проще всего организовать конкурс среди ведущих автокомпаний. Победитель помимо технологий и лицензий предложит сопутствующее сопровождение проекта», — убежден эксперт.

По мнению Похмелкина, итоговый ценник «Кортежа» увеличится, как и в случае с Олимпиадой в Сочи. «К сожалению, в нашей стране реальная реализация подобных инициатив всегда держится на коррупционной смазке. Такого рода примеров сколько угодно. Не исключено, что скоро последуют очередные инвестиции из бюджета в это дело», — полагает собеседник.

Фото: CarDesign.ru
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии