Дела сердечные

ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

РЫНОК

У ПРИЛАВКА

ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

Двигатель, как и сердце, стареет, силы потихоньку покидают его. Вот и первый капремонт. Вперед, на рынок: выспрашивать продавцов в поисках деталей... или нового мотора.

Максим САЧКОВ

Хозяин, к каким движкам запчасти?

Ко всем... Точнее, почти ко всем. На рынке узкой «моторной» специализации нет — я вот продаю детали и для тольяттинских, и для заволжских, и для уфимских двигателей (зачем же сдавать клиентов конкурентам?). Вот здесь, смотрите, вазовские, все разложено по... — полочкам? Нет, по кучкам. Это запчасти к переднеприводным VAZ 21081 (1100 смз), 2108 (1300 смз) и 21083 (1500 смз). Есть кое-что для впрыскового 2111 и даже шестнадцатиклапанного 2112, с которым идут теперь некоторые «десятки». А это — «жигулевская» кучка: классические VAZ 2103 (1500 смз) и 2106 (1600 смз), рядом 21213 (1700 смз) — для «Нивы» и для «классики» с впрыском (21073, 21214). Конечно, держу и детали моторов, уже снятых с производства: VAZ 2101, 21011, 2105. А вот это есть не у каждого: запчасти для самых маленьких — VAZ 1111 (650 смз) и 11113 (750 смз).

Вас интересуют двигатели газовских машин? Смотрите. К заволжскому шестнадцатиклапанному «четыреста шестому» — его, вы знаете, ставят на часть новых «волг» и «газелей» — запчастей побольше, чем к вазовскому аналогу. О ветеране «четыреста втором» и вопроса нет: найдете все, что душе угодно, и для обычного ЗМЗ-402.10, работающего на бензине АИ-91-93, и для дефорсированного ЗМЗ-4021.10.

А здесь «москвичовские» кучки. В основном детали массовых моторов «сорок первых»: УЗАМ-331.10 и 3317 объемом 1,5 и 1,7 л соответственно. Хватает запчастей к «412-му» двигателю, старшему брату «331-го». Кое-что можно найти для малочисленных 1,8-литровых уфимцев — УЗАМ-3318 и дефорсированному 3313. Двигатели VAZ 2106—70, успешно работающие под капотами «сорок первых», те же «шестерочные», о них уже сказано. А вот к французскому мотору «Святогора» ничего и нигде ни разу не видел.

Решил было сделать «капиталку». Теперь не знаю: может, лучше новый двигатель взять, вон у вас целый... калашный ряд.

Решайте сами. Это хорошо, когда ваш двигатель «сгорел на работе» и капремонт ему уже не поможет (например, пора менять и блок, и поршневую, и головку), когда старый мотор снят с производства и запчасти к нему достать совсем не просто и, наконец, когда совсем неохота возиться с переборкой...

А вот что плохо: новый двигатель нынче недешев, к тому же не избежать малоприятного общения с ГИБДД. Да и агрегат придется потаскать, а он в сборе весит немало... И главное, опасность нарваться на мотор, собранный вовсе не на заводе, а здесь же, на рынке, из запчастей. Не всегда, но очень часто качества подобного «самиздата» оставляют желать лучшего.

Но можно принять «среднее» решение — покупать не весь двигатель, а только головку или блок в сборе.

«Левак» попадается? Блок, головку, конечно, не подделаешь. А остальное?

Основные детали моторов делают на заводах-изготовителях: ВАЗе, ЗМЗ, УЗАМе. Этим «родным» запчастям обычно отдают предпочтение наши клиенты. Еще есть детали «неродные» — от высочайшего качества (и цены) фирменных до плохоньких «кооперативных». Посередке — продукция отечественных предприятий, работающих на торговую сеть. Скажем, кроме заводов-изготовителей, коленвалы делают в Новополоцке. По отзывам, деталь похуже заводской, а цена при этом не намного ниже. Но покупают, ставят, ездят. Попадаются китайские (!) «колена»... Тут без комментариев.

Пройдемся теперь по поршневой?

Нет проблем! Вот «Самара Трейдинг Компани» поставляет в запчасти поршни для вазовских двигателей. Качество неплохое, комплект аккуратно упакован в картонную коробочку, цена на 100–120 рублей ниже тольяттинских. Пензенский завод «Автозапчасть» пополняет рынок «жигулевских» (поршни для двигателей 2101, 2105, 2106) и «волговских» запчастей. Аналогичную продукцию для наших моделей предлагает российско-итальянское СП «РосИтал» (Ростов-на-Дону). «Волговскую» и «москвичовскую» поршневую группу производят в Воронеже на заводе «Автозапчасть» (не путайте с пензенским тезкой).

Поршневые кольца в запчасти на все вышеназванные модели делают мичуринский и ставропольский заводы.

Из именитых зарубежных фирм на отечественный рынок работает компания «Кольбеншмидт» (Kolben-schmidt). Она делает отменные поршни и кольца для вазовских двигателей, но цена пугает: комплект поршней обойдется дороже полутора тысяч рублей. Для «жигулей» и «самар» трудится не менее известная фирма SM. А компания «Гётце» (Goetze) охватывает еще и «москвичовско-волговский» рынок. Реже встречаются детали от «Мондьяль Пистон» (Mondial Piston), «Мале» (Mahle).

Коленвал проточу — понадобятся вкладыши. Посоветуете какие-нибудь?

Возьмите заволжские. Этот моторный завод — поставщик и ВАЗа и УЗАМа. Продают вкладыши в комплекте: отдельно шатунные, отдельно коренные. Для ВАЗов встречается димитровградская продукция. Качество и цена у них несколько ниже, чем у основного производителя. Но, в общем, ничего, берут.

Про головку в сборе говорили. А по отдельности детали продаются?

А как же! Например, кроме собственно моторных и автомобильных заводов, распредвалы и корпусы подшипников (в народе — «постели») для «жигулей» делает саратовский завод «Серп и молот». Ресурс у них поменьше, чем у аналогичной продукции ВАЗа, и цена соответственно на 20–30% ниже. Близкие по качеству и цене белорусские распредвалы тоже иногда появляются на прилавках. Кстати, в продаже есть впускные и выпускные валы для заволжских и тольяттинских «шестнадцатиклапанников».

Для ВАЗов и «москвичей» клапаны делает Луганский завод автомобильных клапанов. В продажу они в основном идут парами — впускной и выпускной; цена несколько ниже, чем тольяттинских и уфимских. Для заволжских моторов клапаны выпускает Челябинский автомеханический завод.

И импорт представлен: тот же «Кольбеншмидт» предлагает клапаны для двигателей ВАЗ, правда, по цене в пять-шесть раз выше, чем тольяттинские.

Больной вопрос — маслосъемные колпачки. Покупаешь, ставишь, ездишь тысячи две — и движок опять дымит. Что предпочесть?

Пожалуй, самарские. Более-менее приличные, хотя многие перестали им доверять: вероятно, кто-то прикрывается добрым именем «Резерва». Из импортных наиболее приемлемые по цене — «гётцевские» для моторов ВАЗ и ЗМЗ. Хотя и под них подделок — не сосчитать. Обращайте внимание на упаковку, «фирменный» вид и цену. «Гётце» делает комплекты для «волговских» и вазовских движков. На заволжские моторы работает еще и фирма «Кортеко» (Corteco), продукция которой в полтора-два раза дороже. Тольяттинские моторы можно также «побаловать» очень дорогой продукцией фирмы SM.

* * * 

А знаете, какие вопросы на рынке «самые-самые»?

Самый популярный: чего так дорого?

Самый простецкий: где делают уфимские моторы?

Самый редкий: чего так дешево?

Ответы — выше. Спасибо за покупку!

Дополнительная информация о деталях двигателя — см. ЗР, 1999, № 3; 1998, № 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12; 1997, № 5, 11.

«Жигулевская» «сборная солянка». Постель (корпус подшипников) — из Саратова, распредвал — «родной», тольяттинский.

Поршневые кольца: а — мичуринские для «волг» и «москвичей»; б — американские «Грант», немецкие SM и «Кольбеншмидт» и самарские (все для моторов ВАЗ).

Поправка

В статье «Скатертью дорога» (ЗР, 1999, № 4) в подписи к фото на с. 79 неверно указано происхождение шаровой опоры: на самом деле она родом не из Минска, а из Миасса. Приносим извинения читателям.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые