Виталий дудин и его "лада"

ВИТАЛИЙ ДУДИН И ЕГО «ЛАДА»

СПОРТ И ТУРИЗМ

ПОРТРЕТ

ВИТАЛИЙ ДУДИН И ЕГО «ЛАДА»

Дудин Виталий, Тольятти, 13.10.1966, мастер спорта. Первый тренер — отец Аркадий Николаевич Дудин. Чемпион России по автокроссу — 1995, 1997. Победитель традиционного автокросса «Серебряная Ладья» — 1997. Чемпион России по зимним трековым автогонкам — 1999. Гонщик команды МСП — «Торгмаш».

Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора

Когда Виталий Дудин впервые завоевал титул чемпиона России по автокроссу, могло показаться, что успех пришел к нему по какому-то счастливому стечению обстоятельств. В самом деле, за руль кроссового автомобиля он сел впервые только осенью 1994-го, выступив в кроссе «Серебряная Ладья». А уже к осени 1995-го, опередив титулованных конкурентов, победитель многоэтапного чемпионата страны! Не часто такое бывает.

Виталий начинал в Новокузнецке с мотокросса. Ему удалось пробиться в компанию сильнейших, стать мастером спорта, но из-за травм с мотокроссом пришлось расстаться. Начал подрабатывать на «моторной ниве» сначала в труппе «Автородео», потом каскадером в кино. Сведущие люди знают: если гонщик подался в какое-то шоу, его спортивной карьере конец. В данном случае события развивались по другому сценарию. Не видя каких-либо перспектив в родном Новокузнецке (с мотоспортом завязано), Дудин переезжает в Тольятти. Цель одна — попасть на автозавод, чтобы заняться гонками. Теперь уже автомобильными.

Виталий мечтал попробовать силы в самом «главном» виде автоспорта — кольце. Но поначалу выбирать не приходилось, и он довольствовался кроссом. Лишь титул чемпиона и пришедшая вслед за этим известность дали возможность сменить амплуа. Летний сезон-96 Виталий провел в составе заводской кольцевой команды. Увы, «кольцо» на ВАЗе оказалось в роли Золушки — финансирование «по остаточному принципу», далеко не самая передовая техника, выезды на соревнования нерегулярные. Короче — перспективы снова нет. Что делать — прозябать вместе с остальными в ожидании перемен? Или рискнуть, начав практически с нуля?

Снова пришлось выбирать. В конце 1996 года он покинул ВАЗ и перешел в только что созданную в Тольятти команду МСП — «Торгмаш». Здесь собрались единомышленники, фанаты автоспорта, движимые желанием участвовать в гонках и побеждать. Но как это сделать, не имея в руках современной гоночной техники? Виталий Дудин стал тест-пилотом молодой команды. Именно ему доверили испытывать разработанные инженерами новинки и демонстрировать преимущества спортивных машин, подготовленных в «Торгмаше». Воплощение идей опять-таки началось с автокросса, и Виталию пришлось на время позабыть о «кольце».

Взлет «Торгмаша» был стремительным. Команда-дебютант и ее первый пилот буквально разгромили конкурентов. Победив в нескольких традиционных гонках, Виталий сделал и золотой дубль — выиграл чемпионат страны 1997 года и престижную «Серебряную Ладью». Как следствие, моторы от «Торгмаша» стали заказывать лучшие гонщики России.

Почивать на лаврах команда не собиралась. В минувшем году «торгмашевцы» штурмовали сразу несколько вершин. Владимир Шарандин выиграл чемпионат страны по кроссу, Владимир Бузланов — «Серебряную Ладью». А вот Дудину, наконец-то дорвавшемуся до заветного «кольца», не суждено было подняться на пьедестал почета по итогам сезона.

Его дебют превратился в истинную драму. Виталий стартовал в многоэтапной серии НГСА, и поначалу дела шли благополучно — Дудин сразу же дал бой лидерам. На каждом этапе — в призерах, на одном из них — желанное первое место. На него обратили внимание журналисты, стали уважать соперники...Потом все рухнуло. Конфликт в верхних эшелонах нашей спортивной власти ударил прежде всего по гонщикам. Под угрозой лишения лицензии Виталий вынужденно пропустил несколько этапов. Что может быть хуже для настоящего спортсмена, чем такая нелепая ситуация?

Однако Дудин не был бы Дудиным, если бы его сломили неудачи. Как только представился случай сразиться со звездами «кольца», он сумел забить «гол престижа». Осенью на новой трассе «Тольятти-ринг» прошли состязания, собравшие сильнейших гонщиков России. Результат Виталия впечатляет — первое место в заезде автомобилей класса «Туризм» и второе в классе «Кубок Лады».

В прошлом году стало ясно: в российском автоспорте засияла новая звезда. Виталий стал единственным пилотом, который за рулем «восьмерки» смог конкурировать с «опелями» в зимних трековых автогонках. То был его первый серьезный старт на ледяных дорожках ипподромов. Результат — бронзовая медаль. А минувшей зимой уже «Золото». Для новичка в этой дисциплине спорта — настоящий успех.

Знатоки утверждают, что истинный талант способен добиться успеха в любом виде автоспорта. Это в полной мере относится и к Виталию Дудину. В нынешнем году он снова делает ставку на кольцевые автогонки. Вместо привычного VAZ 2108 «Торгмаш» совместно с фирмой «Восток-Лада» подготовили для него кольцевую «десятку» с шестнадцатиклапанным двигателем. Цель одна — первое, чемпионское место.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии