Сказка дедушки "виллиса"

СКАЗКА ДЕДУШКИ «ВИЛЛИСА»

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

УШЕДШИЕ МАРКИ

СКАЗКА ДЕДУШКИ «ВИЛЛИСА»

Неизвестно, мечтал ли Джон Виллис о всемирной славе, но уж точно не предполагал, что его имя войдет в историю в связи с армейским вседорожником — любимцем советских солдат времен войны.

Сергей КАНУННИКОВ. Рисунок Александра Краснова

Среди незнакомой жителям Старого Света мощной и грозной военной техники, с которой в июне 1944-го высадились в Европу войска генерала Эйзенхауэра, были небольшие, юркие и весьма странные автомобили. Машина без дверей и крыши, на больших «зубастых» колесах совсем не походила на элегантных предвоенных «европейцев». А главное — проезжала там, где автомобиль, казалось, ехать и вовсе не мог, скакала по кочкам, играючи преодолевала крутые подъемы.

Почтенную американскую марку «Форд» европейцы знали прекрасно, но среди ее моделей ничего подобного просто не было. С появлением необычной, сразу привлекшей всеобщее внимание, нахрапистой машины в Старом Свете узнали новое для себя американское имя — «Виллис»... и прозвище — джип.

В начале века Джон Норт Виллис жил в Индианаполисе и торговал здесь машинами «Оверленд», которые делали по соседству. Поднакопив денег, Виллис стал помогать заводу в решении финансовых проблем, а в 1908-м и вовсе купил его. При этом, сохранив старую марку, Виллис все же дал некоторым моделям свое имя.

При новом хозяине фирма прочно встала на ноги — эдакий крепкий середняк. Виллис перевел производство в Толидо на завод разорившейся фирмы «Поуп». Под марками «Оверленд» и «Виллис» делали четырех- и шестицилиндровые автомобили. Благодаря невысокой цене спрос на них оставался стабильным, а значит, можно было думать о развитии предприятия.

В 1914-м здесь начали выпуск новой модели «Виллис-Найт» с бесклапанной «четверкой» (4529 смз) конструкции Чарльза Найта. Вскоре появилась и ее восьмицилиндровая версия. Несколько лет спустя, в 1926-м, запустили в производство удачный и недорогой «Оверленд-Уиппет». Мотор (2,2 л) вместительного автомобиля развивал 25 л. с. — по тем временам совсем не плохо, к тому же стоил «Уиппет» недорого.

До начала 30-х дела шли в гору, но удары разразившегося кризиса и Великой Депрессии ощущали даже гиганты, а «Оверленд-Виллис» к числу их не принадлежал. Виллис отошел от дел, фирма разорилась. По счастливому стечению обстоятельств она почти сразу же была возрождена. Правда, от моторов большого объема и бесклапанников отказались, а с 1933-го вообще делали только одну модель — компактный «Виллис-77» с экономичным 2,2-литровым двигателем. После модернизации и переименования в «Америкэн» автомобиль выпускали до самой войны.

В январе 1939-го генеральным директором «Виллиса» стал энергичный Джозеф В. Фрезер, которому удалось заполучить выгодный военный заказ — наладить производство легких армейских полноприводных машин. Конструкцию автомобиля разработала почти забытая ныне фирма «Бантам». После небольшой модернизации «Бантам-BRC» в 1941-м превратился в «Виллис-МА» и — почти сразу — в усовершенствованный «Виллис-МВ», который предстал в Европе с открытием второго фронта. На машине массой 1020 кг стоял четырехцилиндровый (2,2 л) 60-сильный мотор.

По классификации, принятой в армии США, «Виллис» попал в разряд автомобилей общего назначения — по-английски «дженерал перпоз» (сокращенно джи-пи — gp). Американцы непостижимым образом превратили это сокращение в джей-пи (jp). Так родилось прозвище джип (jeep), ставшее столь популярным, что после войны фирма «Виллис» сделала его официальным названием модели. Мало того, джипами стали именовать все легковые вседорожники.

За годы войны построили 361 349 джипов — «виллисов» и «фордов». Много таких машин, полученных по ленд-лизу, служило в Советской Армии. После победы наши воины неохотно расставались с верными боевыми друзьями, но по условиям договора большую часть их пришлось вернуть американцам.

Оставим давний спор о том, в какой мере конструкция «Бантама» повлияла на В. А. Грачева — создателя ГАЗ-64 (67). Вспомним другое: наши солдаты называли «газик» «Иван-Виллис». А уже в послевоенные годы джипоманией заразился весь мир. Американский автомобиль стал объектом изучения конструкторов «Ленд-Ровера», «Альфы-Ромео-1900 AR». По лицензии «виллисы» выпускали «Мицубиси» и «Гочкис».

А на родине джипов наряду с модернизированным «Виллисом-Джипом» делали вариации на его тему — универсал «Стэйшн вэгон» и комфортабельный кабриолет «Джипстер» (оба — с увеличенной базой). Помимо «четверки» на них ставили шестицилиндровые (73 л. с.) моторы.

«Джип» взяли на вооружение многие армии мира. Но уже к началу 50-х стало ясно: одной моделью не проживешь. В 1951-м фирма представила семейство «Аэро», призванное занять довоенную нишу — недорогих, небольших автомобилей. Ставили на них четырех- и шестицилиндровые моторы (76 и 91 л. с.). Однако покупатели в Штатах стали привередливее — новинка широко не пошла.

В 1954-м «Виллис» вошел в состав концерна «Кайзер-Фрезер». Кстати, в этой амбициозной попытке потеснить на рынке «Джи-Эм», «Форд» и «Крайслер» активно участвовал Джозеф Фрезер, руководивший «Виллисом» пятнадцать лет назад. В 1956-м производство «Аэро» передали на филиал в Бразилию. Там модель делали аж до 1972 (!) года, хотя завод в 1967-м был куплен «Фордом». В 1962-м вместо не слишком популярных модификаций «Джипа» выпустили модель «Вэгонир». Предшественника модного нынче «Чероки» оснащали шести- и восьмицилиндровыми моторами рабочим объемом от 3,7 до 5,7 л.

Несмотря на отчаянные попытки удержать «Кайзер-Фрезер» на плаву, концерн разваливался. В 1963-м от марки «Виллис» отказались в пользу другой — «Кайзер-Джип». Формально в истории «Виллиса» можно было поставить точку, если бы основная модель не продолжала жить, почти не меняясь! Все теми же оставались прочная рама, рессорная подвеска, базовый двигатель-"четверка".

В феврале 1970-го остатки «Кайзер-Фрезер» отошли к концерну «Американ моторс». Младшенький в Большой Четверке пережил разные времена — относительное благополучие и черные дни. А «джипы» выпускал невзирая ни на что — покупатели от них не отворачивались. Когда в 1987-м «Американ моторс» разорилась, джиповский флаг подхватил «Крайслер». Но бывший завод «Виллис» сохранил самостоятельность. Он и сегодня очень известен — здесь выпускают «хаммеры».

Нынешний «Рэнглер» по сравнению с «дедушкой» подрос, лишился рессорной подвески, зато ему вернули круглые фары, от которых в 80-х отказались в угоду изменчивой моде. Глядя в «лицо» современному «Джипу», отчетливо видишь легендарные машины военных лет. Поэтому и первое имя тех автомобилей не забыто и навсегда останется в истории.

«Виллис-Аэро» больше двадцати лет выпускали в Бразилии.

«Виллис-77» — версия 1937 года.

Самый первый «Джип» — «Виллис-МА», 1941 год.

«Виллис-МВ» — солдат-победитель.

Современный " Джип Рэнглер" — "Виллис" бессмертен?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии