Приезжайте в казахстан

ПРИЕЗЖАЙТЕ В КАЗАХСТАН

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

ПУТИ-ДОРОГИ

ПРИЕЗЖАЙТЕ В КАЗАХСТАН

Тимур ДАУЛЕТБАКОВ, Сергей ПАЛЬКО

Автомобилистам севера и запада России Казахстан представляется удаленной планетой, доступной лишь дальнобойщикам. Но из нижнего Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири сюда рукой подать. Ездят здесь и транзитом — кто в Среднюю Азию, а кто через Омск в сторону Новосибирска (ЗР, 1998, № 2). Что же надо знать и учитывать, отправляясь в Казахстан?

Граница. Из России ее пересекают чаще всего через Троицк (таможня «Магнитогорская»), Орск (таможня «Оренбургская»), Мамлютку (таможня «Курганская») или со стороны Уральска через таможенный пост «Озинки». Каждый водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами на весь срок пребывания в стране. На таможенном посту должны указать, где это можно сделать. Размер страхового платежа сравнительно невелик: на 1 месяц — от $5,7 для «Жигулей» до $9 для «Волги». Расчет производится в национальной валюте — тенге. За 1 доллар при обмене пока что дают около 110 тенге, за 1 российский рубль — от 4 до 5. 

Дороги. Практически все водители, въезжающие через вышеуказанные автомобильные переходы, выбирают один из двух маршрутов. Первый проходит по автомагистрали М32 через города Актюбинск и Кзыл-Орда до Шымкента (Чимкента) и далее по магистрали М39, если ваша цель — Тараз (бывший Джамбул) или Алматы (бывшая Алма-Ата, «южная столица», аналогичная по статусу Санкт-Петербургу). Второй маршрут ведет по автомагистрали М36 через Кустанай, Астану (бывшую Акмолу, бывший Целиноград, нынешнюю столицу), Караганду и Балхаш. Астану постарайтесь объехать стороной — за проезд через нее с транзитников, особенно иностранцев, взимают по 100 ЭКЮ (более 110 долларов). Между городами эта дорога может быть очень неплохого качества (Балхаш-Алматы) или, наоборот, очень скверного (Караганда-Балхаш). Последний участок местные водители предпочитают объезжать по рядом идущей дороге А344 Караганда — Абай — Топар — Просторное — Жарык — Аксу-Аюлы.

Транзит. Через Казахстан россияне едут, главным образом, в Киргизию (обычно на курорты и пляжи высокогорного озера Иссык-Куль) и в Узбекистан (за автомобилями «Дэу» местного производства). В Киргизстан есть две приемлемые трассы: автомагистраль Алматы — Бишкек через Курдайский перевал, по которой можно попасть в столицу Киргизии, а оттуда к озеру Иссык-Куль с западной стороны, и дорога через Кегенский перевал, похуже качеством, но удобная тем, что выводит прямо на северо-восточный берег озера. Пограничный контроль на этих дорогах чисто формальный. На любой из дорог придется заплатить порядка 10 долларов за въезд в заповедную зону.

В Узбекистан удобнее всего ехать по М32 до Шымкента, а там найти выезд на трассу М39 в сторону Ташкента.

Топливо. АЗС довольно много, и бензин — от «76-го» до «95-го» — доступен сейчас везде. Средняя цена — от 23 до 40 тенге за литр (5–9 рублей). Дизтопливо тоже не дефицит, но качество его очень разное. Цены — тоже: от 8 до 24 тенге. Заправляться лучше в городах, где дают чеки, — так надежнее.

Дорожная полиция. Кроме аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, дотошные полицейские требуют предъявить какое-нибудь противоугонное устройство — хотя бы «кочергу». На трассе могут остановить за грязные номера, стекла, фары, поэтому при каждой заправке стоит их протереть. В городах останавливают в основном за скорость. В последнее время стали усиленно контролировать, пристегнуты ли ремни безопасности.. Штрафы не отличаются разнообразием: при нарушениях без серьезных последствий, как правило, 715 тенге. Гораздо хуже, что их принимают только в отделениях сбербанка и до предъявления квитанции об уплате инспектор изымет у вас «права». Бытует известная формула: «Командир, пополам без протокола!», но это не проходит со спецвзводами.

Зато распространенная в России кормушка вымогателей — экологические посты — в Казахстане редкость.

Рэкетиры. Их повычистили почти всюду. Остались около Караганды и Темиртау на участках, где не разгонишься. Охотятся обычно «на девятках», по три-четыре амбала в машине. Днем их не видать, поэтому ехать там рекомендуется с 9 до 21 часа.

И еще. Типичны большие перегоны по ненаселенной местности, особенно в Центральном Казахстане. Днем жара, питьевая вода — дефицит, так что надо запастись ею впрок. Пунктов вулканизации почти нет, следует везти с собой две-три камеры. Обязательно захватите карту (не помешает даже компас), ибо указатели возникают там где не надо и не те.

Высокогорный

спорткомплекс Медео.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии