Мелочи жизни

МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

НЕ ПО ПРАВИЛАМ

МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

Наверно, нет смысла повторять, что Правила дорожного движения требуют к себе серьезного отношения.

Особенно в «мелочах». В жизни мы не всегда следуем этому.

Дмитрий ЖЕРНОВ

На первом рисунке показана аварийная ситуация на перекрестке с круговым движением. На то, что движение организовано по кругу, указывает лишь знак 4.3. Тем не менее он призывает водителей соблюдать требования ПДД. В частности, пункта 8.5.

Причина аварии (она произошла в Брянской области) банальна: водитель автомобиля А хотел проехать перекресток прямо, а водитель автомобиля Б — повернуть налево. Глядя на схему, можно предположить, что последний и стал виновником ДТП. Но это только на первый взгляд.

Представим себе обычный перекресток с круговым движением и вспомним требования пункта 8.5 ПДД: перед поворотом водитель обязан занять крайнее положение, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток с круговым движением. По сути дела водитель автомобиля А должен был «перед поворотом направо... заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части». К водителю автомобиля Б претензий нет: он имел право поворачивать налево из правого ряда. Круговое движение ему это позволяет.

Еще любопытный случай (рис. 2). На участке шоссе установлено ограничение скорости 40 км/ч. Соблюдая требования знака, автомобиль движется в левом ряду. Ну, и в чем же здесь нарушение ПДД? За что наказали водителя? Ответ прост: нарушен пункт 9.5, где сказано, что автомобили, «скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч... должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево или разворота». Конечно, невозможно представить, чтобы, скажем, в Москве, где поток транспорта движется в несколько рядов при ограничении скорости до 40 км/ч, все «выстраивались» в цепочку по одному не в левой полосе. Абсурд. Тем не менее в другой обстановке (см. выше) надо следовать букве закона, если не хочешь нарваться на штраф. В данной ситуации мы не рассматриваем предыдущий пункт 9.4, который обязывает водителей не занимать левую полосу при свободной правой. Хотя наказание идентично: 115 статья КоАП: «нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части» и «составляет» от предупреждения до штрафа в размере 0,2–0,5 МЗ.

Последний случай как бы «обратный» (имея в виду название нашей рубрики). Посмотрите на рис. 3. Перед поворотом на дороге, поднимающейся в горку, Сергей Р. на своей «восьмерке» начал маневр обгона медленно движущегося грузовика. На свою полосу движения он вернулся «через» сплошную линию разметки 1.11. Разумеется, бдительные сотрудники ГИБДД Владимирской области (с пригорка за поворотом наблюдавшие в бинокль за происходящим) не преминули выписать штраф за нарушение требований разметки. И осрамились. Им бы следовало знать нюансы российских ПДД. Оказывается, наш герой ни в чем не виноват, поскольку в Приложении № 2 к ПДД «Дорожная разметка и ее характеристики» подобный маневр разрешен. Цитируем: «Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда». Так что водитель «восьмерки» действовал строго в рамках закона: поворот достаточно хорошо просматривался впереди. Грузовик не препятствовал обгону, и то, что Сергей завершил маневр, пересекая сплошную линию разметки, никак не могло служить «обвинительным приговором». Правила не оговаривают, на каком расстоянии от сплошной линии разметки 1.1 и в каком месте 1.11 водитель должен покинуть встречную полосу при завершении обгона или объезда. Все. Иное дело, если бы по вине Сергея произошло ДТП на встречной полосе. Однозначно — виноват. Однако на то и существуют ПДД, линия 1.11, так называемая организация движения и здравый смысл, чтобы водитель не мог создать аварийную ситуацию.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые