Бобик правил не учил

БОБИК ПРАВИЛ НЕ УЧИЛ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

БОБИК ПРАВИЛ НЕ УЧИЛ

Всем нам, поклонникам болта и гайки, нужно помнить: мы в неоплатном долгу перед природой, в том числе и перед всяческим зверьем, оказавшимся на пути автомобиля...

Эдуард КОНОП. Рисунки автора, фото Владимира Князева

...Эта кошка попросту обманула меня. Еще издали я увидел, как она гоняет по дороге нахальных воробьев. Просигналил — и она (умница!) отбежала к обочине. Но в последнюю секунду воробьи вспорхнули — и киска самозабвенно бросилась за ними. Под колеса...

Зверь ни в чем не виноват. Правилам его не обучали, а о том, чтобы он не мог появиться на дороге, некому было позаботиться. «Пассат» получил большую пробоину в нижней части (спойлере) пластмассового бампера — и, чтобы защитить расположенный рядом генератор от грязи, дыру заткнули, чем могли.

А незадолго до этого редакционная «девятка» поставила точку в мытарствах какого-то бродячего пса. Выскочив из-за кустов, он стрелой помчался через дорогу, но машина шла куда быстрее...

Очень жаль «братьев наших меньших». Скорость современного автомобиля чаще всего противоестественна для представителей живой природы, поэтому фатальные ситуации здесь неизбежны. Понятно, и для автомобилиста встреча с ними не всегда проходит безнаказанно, а значит, увидев впереди на шоссе хотя бы пару ворон, покажите, что вы действительно, по Дарвину, «человек разумный». Ту же птицу скорость хотя бы 70–80 км/ч превращает в опасный снаряд. На триплекс не особенно надейтесь, а на сталинит — тем более. И все же трехслойное стекло предпочтительнее. Хотя бы потому, что предмет, пробивший его, может застрять в очень прочной полимерной прослойке.

Никогда не забывайте о том, что от опасностей окружающего мира вас отделяет не танковая броня. Это касается и тех, кого судьба пташек совершенно не беспокоит — есть у нас этакие «цари природы»! Им мы предлагаем подумать: почему бы не поберечь собственную машину? Кстати, если «венец творения» книжек не читает, напомним ему о давно существующей, но пока никем не решенной проблеме: столкновения птиц с авиалайнерами — один из серьезнейших (и... неиссякаемых, к сожалению!) источников тяжелых летных происшествий. Чаще всего это случается при взлете или посадке самолета, когда его скорость, заметьте, сопоставима со скоростью современного скоростного автомобиля. Но «лоб» у первого покрепче! Лишь сумасшедший при скорости под двести смело въезжает в стаю ворон, грачей, чаек. Рискуя при этом лишиться не только ветрового стекла...

Наиболее опасные бойцы в стане воздушного противника — крупные, тяжелые и неманевренные птицы — гуси, лебеди, утки. Мчась мимо водоема, помните, что от взлетающей птицы вы не увернетесь, а машина, «глотающая» десятки метров в секунду, для утки — как удар молнии, на который она не успевает отреагировать. Помогите же ей, а заодно и себе!

А как насчет мельчайших летунов, в теплую пору сопровождающих нас в поездках? Еще в 60-е годы о такой опасности предупреждал автомобилистов классик дорожной журналистики Матвей Гинцбург. Испытать вашу водительскую зрелость может единственная назойливая муха в салоне. Пытаясь на ходу изгнать ее, кто-то в конце концов становился героем «Дорожного патруля»! (Страшнее назойливой мухи — лишь настырная попутчица, пытающаяся выяснить с вами отношения.)

Вашу драгоценную жизнь подвергают опасности и насекомые вне машины. Особенно если вечером или ночью вы въедете в облако мошкары, которая мгновенно залепит ветровое стекло. («Побочный» эффект — забитый радиатор и... перегрев двигателя, что тоже не подарок.) В длительной поездке стекло соберет немало убитой живности и станет менее прозрачным. Это не очень мешает, пока солнце высоко, но едва оно склонится к горизонту, вы многое отдадите за хорошие «дворники»! Кому-то кажется, стеклоочиститель — вещица не столь важная, как мотор или коробка передач... Заблуждение это крайне опасное! Нельзя ездить на ощупь.

А теперь — о бескрылой фауне. Она — самый естественный противник автомобиля: их пути пересекаются очень часто. Результаты мы видим в ежедневных поездках. Это трупы собак и кошек, зайцев, ежей, лисиц... Но бывает — и разбитые автомобили.

Кошка, как известно, гуляет «сама по себе», и что у нее на уме, не знает никто. С собаками еще сложней: их подводят охотничьи инстинкты, побуждающие преследовать все, что движется — подчас и опасную для них машину. Если Моська самозабвенно атакует кого-то впереди вас, то скорее всего окажется под вашими колесами. Такова жестокая статистика — и «царю природы» здесь не помешают его сообразительность и реакция!

Чем крупнее зверь и чем быстрее движется автомобиль, тем страшнее последствия столкновения. Помимо массы животного очень важен и его рост: легковой автомобиль, сбивший даже крупную собаку, чаще всего получает повреждения в области бампера или радиатора. Гораздо реже собака, скользнув по капоту, достигает стекла. Но если вам — не дай Бог! — «посчастливится» сбить лося, картина будет и качественно, и количественно иной. Сохатый... За этим русским словом любой из нас сразу видит и огромную мощь мышц, и сотни килограммов, и крепкие рога, и острые копыта. Добавим к этому природную дурь (культурные люди скажут — «темперамент»), и станет понятно, что в местах, где встречаются лоси (или олени) в треугольниках дорожных знаков, умный водитель едет предельно внимательно. И не слишком быстро. Отступавшие от этих правил порой расплачивались не только оторванной крышей, но и собственной жизнью. Вот что такое сохатый...

Главная для нас и для лося беда в том, что он — хотя бы в отличие от волка или собаки — особой «интеллигентностью» не отличается и, оказавшись у дороги, не имеет привычки осмотреться и пропустить приближающиеся машины. Словом, наших ПДД он не признает, а потому опаснее его на российских автотрассах только вооруженные до зубов бандиты.

С домашними животными немного проще. Есть надежда, что за ними присматривает хозяин. (Последнее, как иногда говорят, «не факт», тем более что в сегодняшней деревне порядка еще меньше, чем было 10–15 лет назад...) Поэтому привычные здесь ограничения скорости, которые ни вам, ни мне не нравятся, чаще всего имеют под собой веские основания. Так, баран заслуженно славится сверхпрочным лбом, а свинья, как ни странно — чрезвычайной подвижностью. Особенно молодая.

Серьезного почтения заслуживает крупный рогатый скот — именно потому что крупный и рогатый! Любой из нас в загородных поездках нет-нет да оказывается в середине стада. Пастух — согласно традициям — начинает рабочий день не с чтения Правил дорожного движения. А работник ГИБДД в здешних местах птица редкая. Нарвавшись на неприятности, вы вряд ли найдете сочувствующих — жаловаться будет некому. В деревне нужно хорошенько соображать. Если, потеряв минуту-другую, можно вообще избежать близости стада, то это самое правильное. А коли уж заехали, будьте начеку! Спокойствие коровы обманчиво — и вечная грусть в ее глазах не должна быть поводом для езды «впритирку» к ее рогам, для которых жесть кузова — все равно что бумага. Здесь неуместны вопли клаксона, «злобные» прогазовки — корова, размышляя о своем, обычно не обращает на них внимания, но случись какому-нибудь «счастливцу» посеять в стаде панику — и беда неотвратима. Удар нескольких центнеров в борт легкового автомобиля впечатлит кого угодно.

Всех опасней в стаде — бугай. В вас, как и во всем, что движется, он видит коварного соперника. Чтобы не превратить поездку в корриду, держитесь от этого «парня» как можно дальше.

Итак, внедряясь на своей «самобеглой коляске» в живую природу, не вредно помнить о том, что она правил не изучала. Самый умный Бобик и тот даже не подозревает об их существовании. На дороге он полагается только на интуицию. И если со своей любимой игрушкой мы порой сами не можем управиться, то чего ждать от животного!

А теперь о том, что вызывает споры. Всегда ли мы — нормальные, милосердные граждане — должны принимать меры к спасению животного? В очень развитых автомобильных странах не раз задавались этим вопросом, проводили специальные исследования. Вывод не порадует любителя простых и ясных рецептов: не всегда. В подобных ситуациях водитель должен решать задачу самостоятельно. И безошибочно, чтобы за счастливое спасение котенка не заплатить жизнью людей. А такая «бухгалтерия» на наших дорогах в порядке вещей.

В плотном транспортном потоке при резком торможении или маневре трудно избежать тяжелого ДТП. Положим, в десяти метрах перед вами «возникла» собака. На то, чтобы это осознать, перенести ногу на педаль тормоза, нажать... — уйдет примерно 0,8 секунды, за которые машина при скорости 60 км/ч пройдет 13,3 метра! Спасти эту собаку может только счастливый случай. Даже если дистанция 20 м, вы рискуете ее задавить: оставшихся 6,7 м для полной остановки мало. Но на тормозящего «в пол» запросто наедут сзади!

Иначе говоря, при таких обстоятельствах попытка спасти собаку или кошку может обернуться людскими потерями — мировая статистика это подтверждает. Поэтому, если ситуация сложится по такому сценарию, значит, не повезло животному — придется его сбить. А если оно крупное, то не повезло и вам... Но зато другие люди, тоже ни в чем не виноватые, не пострадают.

В целом же мы не откроем Америки, напомнив традиционные «меры профилактики»: каждый из нас за рулем должен быть внимательным и собранным — глядишь, в каких-то случаях неразумный Бобик и останется жить.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии