Помой-ка изнутри!

ПОМОЙ-КА ИЗНУТРИ!

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СПОР

ПОМОЙ-КА ИЗНУТРИ!

Промывать ли систему смазки при смене масла? Что это дает и не таит ли опасностей? Если промывать, то чем?

Сегодня эти вопросы на страницах клуба обсуждают специалисты двух научных учреждений: Александр ПЕРВУШИН (НАМИ-ХИМ) и Владимир ДОРОШЕНКО (ЭЛИНП).

А. П. Рынок сегодня предлагает немало продуктов, предназначенных для промывки систем смазки. Между тем в руководствах по эксплуатации современных автомобилей, как правило, нет никаких указаний на сей счет. В свое время «жигулевская» инструкция рекомендовала применять специальное промывочное масло ВНИИНП-ФД. Это имело свой резон: владельцы машин в каких-то случаях использовали для смазки двигателя масла с более низкими, чем положено, эксплуатационными свойствами. Чтобы свести к минимуму наступавшие отрицательные последствия, рекомендовалось перед заправкой свежего масла двигатель промыть. Но сегодня проблем с покупкой масел даже высших классов просто нет, а потому вопрос «мыть или не мыть» уже не столь актуален.

В. Д. И все же напомню, что в хорошо промытой системе смазки масло работает с меньшей «нагрузкой», а значит — более эффективно. Позволю себе сослаться на опыт эксплуатации тепловозов, точнее, на специальную технологию замены масла, когда с внутренних поверхностей частично разобранного двигателя удаляли отложения механически. Это давало возможность увеличить срок службы самого масла на 30–50%. Использование же специальных промывочных материалов добавляло еще 20–30%. Напрашивается вывод: чем меньше в системе смазки загрязнений — «катализаторов старения» масла, ускоряющих окисление присадок, тем дольше будут сохраняться его свойства, а значит, и срок службы.

А. П. Но рекомендовать такое автомобилистам нельзя. Здесь срок смены масла, как правило, «увязан» с теми или иными регламентными работами, скажем, с заменой фильтрующих элементов («тонкости» их работы — особая статья — мы ее не касаемся). Во всяком случае, и лабораторные исследования, и горький опыт российских автомобилистов, долгие годы пытавшихся экономить на масле, показывают: увеличивать пробег между заменами масла недопустимо. Ибо незначительная по существу экономия может обернуться серьезнейшей поломкой двигателя и неизмеримо большими потерями. Конечно, чем медленнее стареет масло, тем выше эффективность его работы к моменту замены, а это значит, в конечном счете, будет меньше износ трущихся пар двигателя, больше его надежность и срок службы.

В. Д. Так что давайте согласимся с тем, что промывка в той или иной степени полезна. Хотя очень важно, чем промывать. Многие автовладельцы часто пользуются так называемым веретенным маслом. Эффект от такой промывки кажущийся. Вы заливаете в грязную систему светлое, прозрачное масло (типа И-12 или И-20), а через 3–5 минут работы двигателя на холостом ходу сливаете его черным! Происходит же следующее. У любого двигателя есть тот или иной несливаемый остаток масла — до 7% от полного объема системы смазки. Промывочная «веретенка» выносит из мотора загрязнения, взвешенные именно в оставшемся масле, — и только. На стенках же системы смазки сохраняются наслоения — продукты разложения компонентов масла, износа двигателя, не поддающиеся воздействию «веретенки», поскольку моющих присадок она не содержит. Промывать двигатель следует специальными продуктами — промывочными маслами или добавками-"пятиминутками".

А. П. Но за все приходится платить! Эти продукты способны отрицательно влиять на различные эластомерные уплотнения (сальники, например). Кроме того, возникает необходимость так или иначе утилизировать не только отработавшее масло, но и промывочное, да и сама процедура промывки вынуждает автовладельца какое-то время «гонять» двигатель на холостом ходу, во вред окружающей среде. Справедливости ради отметим, что промытый двигатель несколько менее вредоносен и этим отчасти компенсируются упомянутые отрицательные эффекты.

В. Д. Насчет экологии — полностью согласен. Что касается воздействия моющих продуктов на резинотехнические изделия, то его практически нет. Во-первых, из-за того, что процесс непродолжителен, во-вторых, из-за сравнительно низких температур, при которых происходит промывка. Будем исходить из этого и лучше посоветуем, как автомобилисту сориентироваться в выборе промывочных продуктов. Но вначале краткое отступление.

Промывочные продукты мы испытываем. Вы спросите — как? «Натурные» испытания, на двигателях, крайне сложны и дороги. Поэтому уже в 70-х годах были разработаны методы оценки, основанные на применении специального загрязнителя деталей, по смыванию которого и оценивают эффективность моющего продукта.

Каковы ее пределы? Если в качестве промывочного масла использовать «веретенку», то эффект смывания загрязнителя, как я уже говорил, равен нулю. Наиболее эффективные, из известных сегодня, моющие продукты при испытании смывают до 40–50% так называемого стандартного загрязнителя. Имеющиеся на рынках — как правило, от 10 до 40% (подделки, естественно, мы не рассматриваем).

А. П. Последний вопрос. На деталях двигателя, как мы знаем, кроме податливых отложений, со временем образуется и очень стойкий, прочный нагар. На этикетках некоторых промывочных масел указано, что они способны удалять и этот нагар...

В. Д. Продукты, о которых мы сегодня говорили и которые предлагаются на рынке, против нагара или лакообразных отложений на горячих деталях двигателя практически бессильны, особенно при разовом применении. Но если применять промывочные масла систематически, нагара на деталях будет образовываться меньше. А значит, и двигатель прослужит дольше.

От отдела эксплуатации. Из числа предлагаемых на рынке мы купили 10 образцов моющих продуктов, перелили их из фирменных упаковок в одинаковые без названий (чтобы исключить возможность предвзятых оценок), затем пронумеровали и тестировали в лаборатории электрогорского института нефтепереработки. Результаты — в таблице.

Кстати, сам институт выпускает такой продукт под названием «Элар», с хорошими, по отзывам потребителей, свойствами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые