На тестер надейся...

НА ТЕСТЕР НАДЕЙСЯ...

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ДИАГНОСТИКА

НА ТЕСТЕР НАДЕЙСЯ...

Диагностика двигателя — удовольствие не из дешевых. За что же платит свои кровные владелец авто, поинтересовались мы у специалистов фирмы «ИНОМОТОР».

Сергей ГАЗЕТИН

Современные автомобили прямо на глазах обрастают электроникой. Впрыск топлива, антиблокировочная система тормозов, маршрутный компьютер — уже не диковинки. Кое-что можно встретить и на отечественных автомобилях. В такой обстановке гаражный «дядя Вася» поднимает руки вверх — не по нему это. Теперь не всякую неисправность определишь «на слух» — электронные компоненты работают бесшумно. Привычные автотестер и стробоскоп порой тоже бессильны.

Так чем же пользовать вдруг занемогший автомобиль? Как поставить верный диагноз? Помочь в этом призвана компьютерная диагностика, располагающая современным умным оборудованием на все случаи. Его условно можно разделить на три группы: очень дорогие консольные приборы, размером с холодильник, средние и портативные, умещающиеся в чемоданчике. Начнем с первых.

ВЫСШАЯ ГРУППА. Самые дорогие мотор-тестеры стоят, в зависимости от комплектации, 25–50 тысяч долларов (!). Основные изготовители их — три крупнейшие фирмы: американские Automotive Diagnostic (торговые марки «Беар» и «Аллен») и Sun Electric, а также европейская Robert Bosch. Приборы эти универсальны и предназначены для тестирования самых разнообразных двигателей. Есть, правда, и исключения. Скажем, система DIS («Сименс») предназначена только для диагностики моторов БМВ, но встретить ее можно в сервисных центрах дилеров, куда большинству владельцев подержанных машин этой марки путь заказан — зарплата пока не та.

Основа современных мотор-тестеров — компьютер. Параметры двигателя измеряются здесь с помощью специальных датчиков и пробников, входящих в комплект и подключаемых к поворотной консоли прибора (отсюда — название «консольный»). Возможности его впечатляют. Так, при проверке системы зажигания измеряются: угол протекания тока (аналогично УЗСК в контактной системе зажигания) в первичной обмотке, угол опережения зажигания, величина напряжения на клеммах катушки (катушек) зажигания, значения тока и напряжения разрыва, напряжение пробоя искрового промежутка свечи, напряжение и длительность искрового разряда. Каково! «Американцы» могут выдать и более экзотические параметры. Допустим, количество колебаний, происходящих в катушке зажигания после окончания искрового разряда, или даже величину падения напряжения на паразитных зазорах (бегунок — крышка распределителя и т. д.).

Помимо параметров системы зажигания, мотор-тестер проверяет работу пусковых устройств и энергоснабжения, величину разрежения за дроссельной заслонкой, частоту вращения коленвала, а встроенный в прибор газоанализатор — и состав выхлопных газов. Чтобы сравнить эффективность работы цилиндров, используют специальные режимы — так называемый мощностной баланс с автоматическим или ручным отключением цилиндров. Замер давления в конце такта сжатия (в обиходе — компрессии) мотор-тестеры выполняют за один цикл прокрутки стартером (примерно 8–10 с) по амплитуде пульсаций его тока.

И это еще не все. Приборы высшей группы сложности способны выполнять функции сканера, то есть получать и обрабатывать цифровую информацию, поступающую от компьютера управления двигателем на диагностический разъем. Результат в удобной для анализа форме выводится на дисплей монитора. Мало того, на жестком диске системного блока хранятся в памяти нормативные значения всех измеряемых величин. Сравнив их с эталонными, компьютер выдает список возможных неисправностей. Такая экспертная программа и выделяет мотор-тестер высшей группы сложности среди его гораздо более дешевых собратьев.

Казалось бы, ясно: чем мех красивее, тем он дороже, однако... наличие такой программы в «мозгах» высших устройств вовсе не гарантирует обнаружение дефекта! Более того, если таким оборудованием пользуется необученный как следует персонал — велика вероятность ошибки. Дело в том, что в процессе поиска и анализа неисправности компьютер легко обнаруживает лишь наиболее типовые. В более сложных случаях (отклонения носят комплексный характер или вообще не проявляются при стандартных режимах тестирования) программа не может дать однозначного ответа, а иногда просто уходит по ложному пути. На то он и автомат, хотя и компьютерный. Нестандартное мышление и интуицию человека не заменит.

Именно поэтому все мотор-тестеры могут работать и в ручном режиме, когда на дисплей монитора выводится реальная форма электрических сигналов от различных компонентов системы управления двигателем. А уж решение специалист принимает сам, без участия прибора. Значит, опытному сервисмену нет смысла покупать мотор-тестер с функциями автоматических измерений. Между тем иной клиент непременно желает получить на руки распечатку. Ведь она символизирует научный подход к диагностике его автомобиля. А чего не сделаешь, чтобы поднять престиж своего сервиса. Поэтому спрос, а значит, и предложение на дорогие диагностические установки сохраняется.

СРЕДНЯЯ ГРУППА И «ЧЕМОДАНЧИКИ». В ней мотор-тестеры без заумных экспертных программ. Такие приборы намного дешевле — от 15 до 20 тысяч долларов и потому порой более привлекательны для автолечебниц. До недавнего времени они были консольными, но в последние два-три года появилось несколько портативных моделей, ценой примерно 6–7 тысяч долларов, что доступно даже небольшому предприятию автосервиса.

Одна из наиболее удачных «чемоданных» конструкций — PDA 100 американской фирмы Interro. Лицензии на выпуск этого тестера купили такие известные производители диагностического оборудования, как ОТС (торговая марка Vision) и Technotest (торговая марка Visa Ralmar). Прибор построен на базе IBM — совместимого процессора, что расширяет возможности базового блока периодическим обновлением программного обеспечения. К тому же сроки неизбежного для современной электроники морального старения здесь намного отодвигаются. Устройство — модульное. В основной процессорный блок с дисплеем и клавиатурой вставляется один из модулей обработки сигналов (в том числе четырехканальный осциллограф и четырехкомпонентный газоанализатор). Объем функций и количество измеряемых параметров PDA 100 полностью соответствуют большим консольным мотор-тестерам, а кое в чем даже превосходят их. Конечно, режима автоматических измерений здесь нет, зато есть другое — диагностику можно провести прямо на движущемся автомобиле.

ЧТО КОМУ ПОДХОДИТ. Как видим, выбор средств диагностики немалый. Что лучше приобрести для работы — решать сервису. А куда же все-таки податься автовладельцу для оздоровления своего автомобиля? Если последний не очень «наворочен» сверхсовременной электроникой, вполне возможно обойтись своими силами. Чтобы выявить, например, неработающую свечу, порой достаточно на нее взглянуть, не прибегая к помощи чудодейственных приборов. А вот при сбоях в электронных системах без них чаще всего не обойтись. И лукавят в тех сервисных учреждениях, где есть якобы чудо-специалисты, способные на язык определить напряжение в бортовом компьютере с точностью до милливольта, а закоксованность форсунок — по запаху из выхлопной трубы. Таких «сервисов» лучше избегать — выйдет гораздо дешевле. Но и поддаваться гипнозу разноцветных дисплеев и циклопических размеров мотор-тестеров тоже не следует. Какими они будут — консольными, как в крупных автосервисах, или портативными, как в небольших СТО и мастерских, — не столь важно. Главное все-таки — хороший специалист. Здесь уже остается уповать на косвенные признаки (манера общения, цвет его носа) и репутацию автосервиса. Правда, желательно диагностику и ремонт делать в одном месте. Ведь если вы предъявите распечатку из «дорогого» сервиса мастерам в сельской кузнице, они вашу бумажку на английском языке могут использовать не по назначению.

Консольный мотор-тестер PACE100: 1 — цветной монитор высокого разрешения (14" SVGA в стандартной комплектации, 17" VGA за доп. плату); 2 — компьютерная платформа — на основе РС — совместного компьютера, операционная система MS-DOS, расширенная конфигурация оперативной памяти, жесткий диск большой емкости, 3,5" дисковод, свободные слоты для расширения конфигурации; 3 — клавиатура; 4 — CCD1000 — дополнительные выносные модули; 5 — передвижная платформа комплекса PACE100; 6 — принтер; 7 — устройство для чтения компакт-дисков; 8 — модуль диагностики двигателя, соединен с комплексом кабелем длиной 7,6 м; 9 — четырехкомпонентный газоанализатор, позволяет проводить диагностику системы выпуска и системы питания двигателя.

Консольный мотор-тестер МОТ-250: процессор — «Моторола-6800»; операционная система — OS9; разрешение экрана — 640х480 точек VGA; частота развертки — 60 Гц (возможно подключение принтера PDR200); питание — автовольтаж 100- 240 В, 50–60 Гц; потребляемая мощность — 80 Вт; размеры/вес измерительного блока — 360х495х320 мм/9 кг; размеры/вес устройства контроля и отображения информации — 270х440х355 мм/15 кг.

КРЫСЕНОК — ПУТЕШЕСТВЕННИК

Под конец зимы собрался я покататься на горных лыжах. Утром с дочкой загрузили снаряжение в «девятку» и двинулись на лыжную базу близ Сергиева Посада. Только отъехали километров двадцать, сник мотор — куда-то «ушла искра». Чертыхаясь про себя, причаливаю к обочине. А разозлиться есть от чего — только вчера после гарантийного ремонта на машину поставили обратно блок сигнализации. И вот опять тот же самый дефект — самопроизвольная блокировка зажигания.

Привычно ныряю под капот, собираясь отключить капризную охрану, и краем глаза замечаю на полке за аккумулятором какой-то серый комок. «Тряпку, что ли, сигнализаторщики забыли?» — мелькает мысль. И вдруг эта «тряпка» начинает шевелиться: господи, да это же крыса! Точнее, крысенок, небольшой такой и довольно симпатичный. Сидит себе, блестя бусинками глаз и топорща усики. Не иначе, ночью на стоянке залез погреться да уснул.

В общем, не стал я его выгонять, а довез до горнолыжной базы. Показал друзьям, сфотографировал (правда, этот непоседа к тому времени перебрался к бачку омывателя), а вечером привез обратно на стоянку и выпустил. Крысенок-путешественник проехал под капотом машины почти двести километров.

Юрий НЕЧЕТОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии