Что такое хорошо и что такое лучше

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ЛУЧШЕ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ВПРЫСК

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ЛУЧШЕ

Чип-тюнинг не прибавит «Волге» мощности, но существенно повысит надежность электроники впрыска.

Павел ТЕРЕМЯКИН

Нет, мы вовсе не хотим сказать, что отказы компьютерной системы управления разработки НПП «Элкар» (блок «Микас 5.4») на «волгах» с двигателем ЗМЗ-4062.10 случаются часто и всем «волгарям» срочно нужно модернизировать моторы. Тюнинг — занятие для души, удел противников девиза «лучшее — враг хорошего».

Чип-тюнинг от обычного выгодно отличается простотой. Заменил компьютер, управляющий мотором или коробкой передач, а то и вообще одну «пе-зе-ушку» (ПЗУ — постоянное запоминающее устройство) — и готово дело! Кстати, если чип-тюнинг повышает паспортную мощность (как на иномарках), это означает, что серийный мотор «зажат», дефорсирован в угоду чистоте выхлопа или (и) меньшему расходу топлива. Как правило, результаты «апгрейда» заметны на переходных режимах работы двигателя, максимальные же значения мощностных параметров остаются неизменными.

Вот и на «Волгу» можно поставить иной чип, но не скорости ради, а, как принято говорить, для оптимизации работы двигателя. Блоки управления «Микас 5.4» выпускаются несколько лет и были дважды модернизированы. Вкратце: нынешний вариант отличается от первого главным образом адаптацией к качеству товарного российского бензина, часто весьма далекому от требований ГОСТа. Это значит, с последним по времени выпуска блоком (или ПЗУ) риск детонации поменьше... а, соответственно, за здоровье двигателя после очередной подозрительной заправки можно не так уж сильно беспокоиться. Еще учтены некоторые изменения в конструкции самого мотора, связанные с переходом на массовое производство. (Отчет об испытаниях блоков разных поколений и производителей читайте в следующем номере ЗР — прим. ред.) Если по какой-либо причине вам не избежать замены блока управления и есть выбор — лучше установить новый, независимо от даты выпуска двигателя. Если же ваш блок работает без сбоев... вспомните про «хорошее» и «лучшее» — между чипами та же разница.

Несмотря на название, чип-тюнинг «Волги» не ограничивается только модернизацией программы. Больное место электрики — контакты, разъемы, соединения. Посмотрим на проводку — как здесь можно повысить надежность? Жгут, который ставят на ГАЗе, можно заменить целиком — есть альтернативный, производства того же «Элкара». На его примере попробуем самостоятельно избавить серийный вариант от некоторых слабых мест (см. фото).

Осталось немного — линии высокого напряжения. Вначале какое-то время на «406-х» ставили керамические наконечники свечей без резисторов и синие провода (2 кОм/м). Уровень помех был такой, что иногда «спотыкались» блоки управления! К тому же форма наконечников оказалась крайне неудобной. Ныне ЗМЗ выбрал неплохой комплект «провод-наконечник»... но не лучший. «Элкар» и фирма «Беру» предлагают свой вариант (см. фото). Если решите подобрать провода, свечи, наконечники, учитывайте следующее: последние должны плотно облегать изолятор свечи, а не просто болтаться на резьбовом хвостике; свечи желательны с помехоподавляющим сопротивлением, например А17ДВР, наконечники — с сопротивлением 5 кОм, провода — с «нулевым». В такой «комплектации» условия искрообразования на всех свечах будут близки, а помехи невелики.

И наконец, можно заменить катушки зажигания на одну, четырехвыводную, например «Бош». Но это имеет смысл, когда нужна 100-процентная надежность при очень высоких оборотах. Основной спрос на дорогие катушки зажигания — у спортсменов или считающих себя таковыми.

Мы «прошлись» только по некоторым компонентам системы управления двигателем. Конечно, можно предложить скопом сменить и другие элементы — купить импортные датчики, форсунки и т. п., вложив изрядные средства. Иногда это, действительно, имеет смысл. Но в большинстве случаев достаточно того, что названо выше... иначе лучшее действительно становится врагом хорошего и разумного.

Разъемы форсунок на серийном жгуте были слабоваты и при попытке расстыковать ломались (справа). Нынешний разъем покрепче (в центре), а лучший — в «тюнинговом» жгуте проводов (слева).

Вот чем плох серийный жгут — тонкими проводами (показаны у разъема главного реле). Как видите, они могут даже оплавиться (в центре). Сечение проводов на «входе» и «выходе» должно быть одинаковым (слева — жгут «Элкар»).

Даже мелочам нужно уделять внимание, если они важны: на низковольтные выводы катушки полезно надеть защитные колпачки (слева), что на серийном варианте (справа) не предусмотрено.

Три варианта свечных проводов и наконечников. Слева направо: худший (прежний заводской), нынешний серийный, «тюнинговый».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии