Нулевая смертность в ДТП – шведский путь

В прошлом году на дорогах Швеции был установлен рекорд. В ДТП по всей стране, дорожная сеть которой насчитывает 572 900 км, погибли 264 человека. Каждая смерть – это чья-то трагедия, но все же статистика говорит, что это самый низкий показатель за последние годы. Почему же Швеция с ее очень непростыми дорожными условиями, полярными ночами и гололедом – лидер по безопасности?

no_copyright_Swedish National road 36 north of Linköping

no_copyright_Swedish National road 36 north of Linköping

С 1970 года количество автомобилей и их пробег в Швеции удвоились, при этом количество смертей на дорогах страны сократилось на четыре пятых по отношению к тому же периоду. Только трое из 100 000 шведов умирают в результате ДТП. Для сравнения, по Европейскому союзу эта цифра равна 5,5 на 100 тысяч человек, в США – 11,4. В странах третьего мира показатели в разы выше: так, в Доминиканской Республике на дорогах погибает 40 человек на 100 000 жителей. Российская статистика выглядит не менее печально – уже на протяжении многих лет на каждые 100 000 транспортных средств приходится около 60 погибших. Из каждых 100 000 населения 18,5 погибает в ДТП.

Рецепт ДТП: архаичные дороги + большие скорости

После того как ситуация с ростом численности жертв ДТП в 1970-х годах достигла критических показателей, богатые европейские страны предприняли множество усилий по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий. В бедных же странах число ДТП продолжало расти одновременно с ростом автомобилизации. В 1997 году парламент Швеции принял закон о безопасности дорожного движения, который зафиксировал концепцию Vision Zero. Это название нужно переводить как «Концепция нулевой смертности». Закон предполагал запуск проекта, объединившего большое число компаний, занятых в дорожном строительстве, автомобилестроении, безопасности, сфере услуг; а также введение мер по устранению смертности на дорогах и травм в ДТП в целом. Кратко его суть описывают слова Ханса Берга из Национального агентства по транспорту Швеции, которые приведены в британском издании The Economist: «Мы просто не можем мириться со смертностью и травматизмом на наших дорогах».

Ключевым положением концепции стало вполне очевидное утверждение – «Человек несовершенен». Авторы Vision Zero взяли за основу положение, согласно которому люди могут ошибаться, автотранспортная система – нет. Наш организм имеет низкий предел устойчивости к биомеханическим воздействиям и просто не создан для передвижения на высоких скоростях. Эффективная система безопасности дорожного движения должна обязательно учитывать тот факт, что человеку свойственно, а автотранспортная система должна быть на высоте всегда. Это основной принцип «Концепции нулевой смертности».

Можно сколько угодно спорить, но результат доказал правоту авторов концепции. Как же это было сделано?

Наибольшую роль в снижении аварийности сыграло планирование. Дороги в Швеции строятся и совершенствуются исходя из приоритета безопасности над скоростью или удобством. В населенных пунктах действует режим низких (50, а местами и 30 км/ч) скоростей. Встречные потоки автомобилей на автострадах разделены. Точно так же отделены от автомобилистов велосипедисты. Но едва ли не самое большое влияние на снижение аварийности оказало строительство нового типа дорог «2+1».

Большинство дорог в Швеции, построенных в период с 1955 по 1980 год, имели 13 метров в ширину. Разметка на них предусматривала две встречные полосы по 3,5 метра в ширину и две трехметровые обочины, запланированные для аварийной остановки. Учитывая уровень надежности автомобилей 50-х и 60-х годов, это было грамотным решением. Но количество автомобилей росло, сами они становились быстрее, надежнее, и нужда в широких аварийных полосах потихоньку сошла на нет. К тому же стало очевидным, что дороги подобного типа уже не отвечают безопасности: широкая дорога с хорошей обочиной подстрекала водителей к лихачеству. Обгонявшие через осевую предполагали, что водителям встречных машин не составит труда уйти от столкновения на обочину. Многие из них ошиблись…

В рамках проекта Vision Zero было предложено переоборудовать эти дороги по схеме «2+1», когда трехполосная дорога состоит из двух рядов движения в одном направлении и однорядной встречной. Рядность полос чередуется каждые несколько километров. При этом сами полосы разделены тросовым ограждением. Такие дороги могут не только строиться как новые, но в них можно переделывать и традиционные дороги, если их ширина не менее 13 метров. Создатели проекта предполагали, что при гораздо меньших затратах, чем во время фактической перестройки в автомагистрали или шоссе, на местных дорогах можно достичь уровня безопасности, аналогичному магистрали с разделенными потоками.

Первоначально существовали опасения, что водителям будет неудобно на ставшей более узкой дороге, но после испытаний на нескольких участках оказалось, что новый тип трассы не только безопаснее, но и удобнее для быстрого передвижения благодаря возможности обгонять по левому ряду.

С 1990 по 2000 год в Швеции помимо реконструкции было построено 1500 километров автодорог с формулой «2+1» (аналогичную работу начали и их соседи датчане). Результат – 145 ежегодно сохраненных жизней уже в первое десятилетие работы проекта Vision Zero. Схема оказалась настолько удачной, что после 2000 года более 1000 км дорог в Швеции были преобразованы из обычных широких однорядных в «2+1», и все они строились с разделительными барьерами. Тогда же было начато строительство 12 600 безопасных пешеходных переходов, в том числе пешеходных мостов и «зебр», обозначенных не только разметкой, но и световой сигнализацией и снабженных «лежачими полицейскими». По некоторым оценкам, эти меры позволили сократить смертность в ДТП вдвое.

Не обошлось и без ужесточения полицейских мер по отношению к нетрезвым водителям.

Дополнительным фактором, обеспечившим достижение промежуточных целей проекта в виде резкого снижения аварийности и смертности, стало изменение скоростного режима. Установив ограничение скорости в 100 км/ч на автомагистралях, шведы получили более плавное прохождение потока автотранспорта. В результате люди стали добираться до места назначения быстрее даже при номинально снизившейся скорости.

Своим важным успехом участники проекта сегодня называют то, что в результате роста инфраструктуры безопасности в Швеции резко снизилась детская смертность на дорогах. Если в 1970 году в результате ДТП погибло 58 детей в возрасте до семи лет, то в 2012-м – только один. В целом же за последние пять лет количество аварий со смертельным исходом, в которых были задействованы беззащитные пешеходы, в Швеции снизилось почти на 50%. Количество детей, погибших в ДТП, также сократилось. Утверждается, что снизить количество жертв ДТП еще на 90% – от 5 смертельных случаев на 100 000 до 0,5 – возможно, если преодолеть технические недостатки системы, нежелание людей пристегиваться ремнями безопасности, превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии.

На пути к нулевой смертности

Достигнут ли в Швеции заявленной цели – цифры в «0» погибших и пострадавших в ДТП? Организаторы проекта считают, что это возможно. Следующими мерами, которые, по мнению шведов, сильно повлияют на снижение аварийности, станут снижение роли человеческого фактора и влияние ошибок, которые совершает человек. Это появление автомобилей, оборудованных системами предупреждения и блокировки при обнаружении нетрезвого водителя, быстрое внедрение новых систем безопасности, таких как устройство предупреждения о превышении скорости или отстегнутом ремне безопасности, широкое использование адаптивного круиз-контроля и систем предотвращения столкновений. Ну а позднее у водителя попросту заберут управление. Как вы помните, Google, Oshkosh, Nissan и многие другие компании вовсю ведут работы по созданию автономных транспортных средств, практически сухопутных беспилотников. Ну а сами шведы устами конструкторов Volvo уже пообещали, что в 2017 году создадут автомобиль, способный к самостоятельному передвижению по дорогам. В конце концов, без вмешательства человека – существа хрупкого и нервного, автомобили смогут, наконец, стать самым безопасным видом транспорта.

Вместо резюме

Согласно планам, к 2013 году показатель смертности при ДТП в России не должен был быть выше 12,6 смертей на 100 тыс. населения. Только за девять месяцев 2013 года он составил 13,3. От 20 до 55% случаев смерти от несовместимых с жизнью травм в результате ДТП были зарегистрированы на месте автокатастрофы.

Подпишитесь на «За рулем» в