Самарская область: история Lada Samara

Всего года не хватило первому вазовскому переднеприводному семейству до 30-летия конвейерной жизни. Уход эпохальной для нашего автопрома да и для всей страны модели в историю мы отметили, собрав семейный фотоальбом.

На дальних подступах к серийной переднеприводной модели стояли тольяттинские прототипы начала 1970-х. Правда, в знакомой нам «восьмерке» от них почти ничего не осталось. ВАЗ-3Э1101 1976 года с кузовом дизайнера Гальчинского уехал в Запорожье и стал прообразом «Таврии».

Первый прототип собрали 31 декабря 1978 года. Внешне он уже мало отличался от серийной машины, но до постановки ее на конвейер оставалось еще долгих пять лет.

«Самара» сыграла заметную роль и в истории пробегов «За рулем». В 1988 году В. Соловьев, О. Богданов и В. Панярский проехали на ВАЗ-21093 4827 км от Москвы до Лиссабона за 46 часов 30 минут, установив новый рекорд скорости пересечения континента на автомобиле.

Приборная панель ранних «спутников» казалась в 1980-х очень модной, хотя в ней не было даже тахометра. Зато присутствовали вольтметр и эконометр.

«Твоя вишневая «девятка» опять сигналит за окном». Распространение «самар» совпало с перестройкой, одна из примет которой – новая музыка, в том числе популярной в те годы группы «Комбинация».

Кабриолет «Лада-Наташа» создала бельгийская фирма «Скалдия-Волга» при участии тольяттинского дизайнера Владимира Ярцева. С 1990 по 1995 год построили 456 открытых «лад».

Тольяттинские переднеприводные машины конца 1980-х – начала 1990-х, достаточно современные и недорогие, хорошо расходились на зарубежных рынках. Начали выпускать и праворульные версии с разными двигателями. В частности, трехдверные модели 21086 и 21087.

Образец из запасников музея «Порше». Немецкая фирма в рамках проекта «Гамма» помогала в доводке двигателя, трансмиссии, управляемости, усиления кузова.

Для поддержания спроса зарубежные импортеры облагораживали кузов пластиковыми накладками. Часть таких автомобилей в перестройку вернулась на родину, послужив примером и дав старт отечественному кооперативному тюнингу.

Неутомимый французский дилер «Лады» Жан-Жак Пок построил версию «Лада-Самара Т3» для ралли Париж – Дакар. Кузов с пространственной рамой и кевларовыми панелями, лишь слегка похожий на «восьмерочный», надели, по сути, на полноприводное шасси «Порше-964» с 3,6-литровым 300-сильным мотором.

Второй вариант панели приборов «самар». Так называемая высокая панель (прежнюю тут же прозвали низкой) хоть и была богаче, но многим не нравилась из-за гремучести и худшего подвода воздуха в салон.

«Восьмерки» уже в середине 1980-х стали широко использовать в ралли и кольцевых гонках. В 1985 году в Тольятти построили прототип «ВАЗ-2108 ралли 4×4». Мотор полноприводного автомобиля был расположен за сиденьями в базе и развивал 150 л.с.

Первые ВАЗ-2108 с именем «Спутник» пошли в продажу в 1984-м. Банальное название, ясное дело, не прижилось. Более звучную альтернативу «Самара» вначале применяли только для экспортной продукции. Ну а в народе машина с клиновидным кузовом и грубоватым «клювом» быстро получила прозвище «зубило».

Нельзя сказать, что салон «Самары 2» очень изящен, но для недорогой теперь машины был вполне приемлемым.

Из главы «Неизданное»: прототип «восьмерки» с кузовом тарга (съемная средняя часть крыши).

Подпишитесь на «За рулем» в