От четырех до пяти

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Не перепутай

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ

В июльском номере за прошлый год мы рассказали о внешних отличиях деталей для четырехступенчатых коробок передач "жигулей". А как "вычислить" деталь от пятиступенчатой?

Алексей НИКОЛАЕВ, Сергей МИШИН

Стоит пояснить вначале, как появилась "пятиступка". Разработку "жигулевской" коробки с пятой, повышающей передачей вообще-то не планировали - уже в середине 80-х годов морально устаревшая "классика" считалась неперспективной. Помогло стечение обстоятельств. Вазовский вседорожник "Нива" пользовался неплохим спросом на Западе, но заказчиков не устраивала четырехступенчатая коробка; было решено включить в нее еще одну пару шестерен. Вторгаться в конструкцию проверенного временем итальянского агрегата не решились - проектирование доверили французским инженерам. Те взяли за основу коробку 2121-1700005 с рядом передаточных чисел 2106, изменили несколько ее основных деталей (картер, заднюю крышку, вторичный и промежуточный валы и др.), а также добавили оригинальные. Итогом стал пятиступенчатый агрегат, с которым "Нива" заметно тише идет по трассе.

О быстром освоении "пятиступки" для экспортных машин на ВАЗе не могло быть и речи (одна только борьба с "детскими болезнями" заняла бы годы), поэтому производство разместили там же, во Франции, на фирме "Сома". Коробка передач образца 1985 года получила обозначение 2121-1700005-30, а индексы ее оригинальных деталей начинались на 2112-, хотя не имеют никакого отношения к появившемуся только в 90-х "десятому" семейству. Разумеется, в прежние годы достать французскую "пятиступку" в магазине или на СТО было абсолютно невозможно: даже сами вазовцы, имевшие доступ к любым запчастям, лишь мечтали раздобыть такую для собственных "жигулей".

Скопировать и поставить на поток новые детали в Тольятти удалось лишь в конце 80-х, а в промежуточный период "пятиступки" собирали из вазовских и "сомовских" комплектующих. Первая российская пятиступенчатая для "жигулей" получила индекс 21074-1700005 (для "Нивы", то есть без редуктора спидометра, - 21074-1700005-40). Главное ее отличие от "сомовской" - унифицированный ряд 2105, для чего потребовалось внедрить новый промежуточный вал 2107-1701050. На его венце постоянного зацепления тоже 28 зубьев, но с большим, чем у "сомовского", модулем - он согласуется с первичным валом 2105-1701026. Кроме того, вазовцы не сумели выполнить вилку заднего хода заодно с головкой штока, нажимающей на шарик "лягушки" включения белых фонарей, сделав эти детали отдельными. И наконец, третье важное отличие от французского варианта - иное расположение шпилек крепления резинометаллической опоры на задней крышке картера.

Знать все эти подробности нужно, если придется перебирать агрегат с французскими деталями. Так, вместо изношенной вилки включения заднего хода и V передачи 2112-1702036-20 ставят вилку 2107-1702036 в сборе со штоком 2107-1702082-10 и головкой штока 2107-1702076-10. Дистанционная втулка штока 2101-1702084-10 ныне упразднена - с новым комплектом ее не ставят. Заднюю крышку "Сома" легко отличить от вазовской - там нет технологической заглушки напротив промежуточного вала: французы сумели обойтись глухой расточкой гнезда подшипника изнутри. Современную крышку 2107-1702010 можно поставить вместо французской только со своей резинометаллической опорой подвески агрегата: они бывают четырех разновидностей - две "сомовские" (для "жигулей" и "Нивы") и две вазовские. И самый тяжелый случай - замена промежуточного вала в коробке французской сборки. Достать блок шестерен "шестого" ряда (под первичный вал 2121-1701026 с 19 зубьями) и с резьбовым отверстием М10х1,25 в заднем торце практически невозможно - придется собирать "пятый" ряд, а для этого приобрести первичный вал 2105-1701026, промежуточный 2107-1701050 и шестерню первой передачи 2105-1701112.

Однако чаще бывают нужны детали для обычных, российских "пятиступок". Отличить их от запчастей для четырехступенчатых коробок помогут фото.

Картер: а - 2101-1701015 для четырехступенчатых коробок передач "жигулей" и "нив". В показанном стрелкой отверстии резьба М8; б - 2107-1701015 - для пятиступенчатых коробок всех модификаций с гладкостенным отверстием диаметром 9 мм и фрезерованной поверхностью под шайбу оси промежуточной шестерни заднего хода. Оба картера делают из одной и той же отливки с маркировкой "2101". "Первый" всегда можно превратить в "седьмой", рассверлив отверстие и подложив под гайку оси шестерни заднего хода гроверную шайбу вместо конической. Обратная замена ("четырехступка" в картере для пятиступенчатой коробки) трудновыполнима. Кстати, в последние годы в картере 2101 поверхность в районе оси шестерни тоже отфрезерована.

Стопорная пластина оси шестерни заднего хода: а - 2101-1701094 - для четырехступенчатых коробок "жигулей" и "нив", показанный стрелкой выступ входит в паз оси 2101-1701092; б - 2107-1701094 - для пятиступенчатых агрегатов. Из первой детали нетрудно сделать вторую, удалив ножовкой выступ.

Вторичный вал: а - 2101-1701105 со шпоночным пазом на участке постоянного диаметра - для четырехступенчатых коробок "жигулей" и "нив"; б - 2107-1701105 (в зоне паза три разных диаметра) - для пятиступенчатых агрегатов 1985-1991 гг. выпуска в комплекте со ступицей 2107-1701174; в - 2107-1701105-10 нового образца (два разных диаметра в зоне шпоночного паза) - для пятиступенчатых коробок "жигулей" и "нив" с 1992 года в комплекте со ступицей 2107-1701174-10.

Ступица муфты синхронизатора V передачи: а - 2107-1701174 старого образца с глубокой выемкой под упорную шайбу 2108-1701148 - для пятиступенчатых коробок "жигулей" и "нив" выпуска до 1992 года; б - 2107-1701174-10 нового образца с мелкой выемкой, применяемая без шайбы в комплекте со вторичным валом 2107-1701105-10 в пятиступенчатых "жигулевских" коробках, выпускаемых с 1992 года.

Промежуточный вал 2105-1701050 с неглубокой лункой в заднем торце (показан стрелкой) и 2107-1701050 с внутренней резьбой М10х1,25. "Пятый" вал применим только на четырехступенчатых "жигулевских" коробках с передаточным рядом 2105 (единым с 1987 года), а "седьмой" - на любых коробках ряда 2105: в "пятиступках" к нему притягивают болтом блок шестерен задней и пятой передач, а в четырехступенчатых агрегатах просто насаживают на шлицы шестерню заднего хода. К сожалению, превратить "пятый" вал в "седьмой" невозможно - против заводской термообработки сверло и метчик бессильны.

Шток вилки включения I и II передач: а - 2101-1702060 с короткой головкой - для четырехступенчатых "жигулевских" коробок; б - 2107-1702060 с длинной головкой - для пятиступенчатых.

Шток вилки включения III и IV передач: а - 2101-1702071 с прямой головкой - для четырехступенчатых коробок "жигулей" и "нив"; б - 2107-1702071 с изогнутой головкой - для пятиступенчатых.

Шток вилки включения заднего хода и V передачи: а - 2101-1702082, короткий с одним резьбовым отверстием (показано стрелкой) - для четырехступенчатых коробок; б - 2107-1702082 старого образца и 2107-1702082-10 нового образца с двумя отверстиями (показаны стрелками) - для пятиступенчатых. Штоки 2107 отличаются друг от друга ближним к торцу отверстием для крепления головки штока: до 1995 года оно было с резьбой М6 под крепежный болт, а с 1995 года там просто лунка - резьбу делают в головке штока нового образца 2107-1702076-10.

Головка штока: а - 2107-1702076 старого образца с гладкостенным отверстием (показано стрелкой) - для пятиступенчатых "жигулевских" коробок российской комплектации, выпущенных до 1995 года; б - 2107-1702076-10 нового образца с резьбовым отверстием М8 (показано стрелкой) - для "пятиступок" выпуска с 1995 года - применяется в комплекте со штоком 2107-1702082-10 и болтом 2108-1703038 без шайбы, с нанесением на резьбу анаэробного герметика.

Шестерня заднего хода вторичного вала: а - 2101-1791140 - для четырехступенчатых коробок передач "жигулей" и "нив"; б - 2107-1701140, помеченная кольцевой канавкой диаметром 68 мм - для пятиступенчатых агрегатов.

Рычаг переключения передач: а - 2101-1703080 с отверстием для пружины (показано стрелкой) - для четырехступенчатых "жигулевских" коробок; б - 2107-1703080 - для пятиступенчатых.

Сверху вниз - шаровая опора рычага переключения, ее фланец и прокладка: а - 2101-1703091, 2101-1703092 и 2101-1703089 с тремя круглыми отверстиями под шпильки - детали старого образца - только для четырехступенчатых "жигулевских" коробок; б - 2107-1703091, 2107-1703092 и 2107-1703089 - универсальные нового образца (одно из отверстий - овальное) - для любых коробок передач "жигулей" и "нив".

Пружина рычага переключения: а - 2101-1703086 для четырехступенчатых агрегатов (длина в свободном состоянии 50 мм); б - 2107-1703086 - для пятиступенчатых (длина 36 мм).

Подпишитесь на «За рулем» в