Здоровье не купишь. А справку для водителя?

Поправки к Закону о безопасности дорожного движения, вступившие в силу с марта 2014 года, в корне изменили отношения водителей с медициной. Жизнь обычных автомобилистов поправки заметно упростили, тогда как медицинские требования к тем, кто работает за рулем профессионально, усложнили. Но проблемы, увы, остались.

01

01

Итак, что изменилось, когда поправки к Закону о безопасности дорожного движения вступили в силу? Граждане, для которых вождение автомобиля не профессия, освобождены от требования проходить медосмотр раз в два года. Фактически никто этого и не делал, ведь справка нужна лишь при замене прав… И возить с собой эту бумажку не требовалось. Теперь закон привели в соответствие с логикой. Проходить обязательное освидетельствование должны кандидаты в водители и те, кому пришло время менять права, — раз в 10 лет. На медкомиссию пойдут и те, кто был лишен прав, но только за езду нетрезвым или за отказ пройти медосвидетельствование. Еще одна категория — лишенные права управления транспортными средствами за уголовное преступление.

Совершенно иной подход к профессионалам. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу и периодическое освидетельствование не реже одного раза в два года. А также предрейсовый и послерейсовый осмотры (для разных категорий по-разному). Тут-то и появляются вопросы.

Как и раньше, обязательное освидетельствование можно пройти в любой медорганизации, имеющей на то лицензию. Но закон требует, чтобы обследование у психиатра и нарколога проводилось «только в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя». Чудесная лазейка для того, чтобы обойти запрет: временно зарегистрироваться на новом месте и сразу посетить этих двух специалистов. У них ведь нет допуска к единой базе данных о таких больных (как, впрочем, нет и самой базы), так что справку от нарколога и психиатра, похоже, любой желающий сможет получить легко.

Формально появилась возможность приостанавливать действие медсправки и удостоверения, но опять же только для водителей-профессионалов. Если в ходе очередного освидетельствования выявится заболевание или состояние, при котором противопоказано управление автомобилем, шофера направят на обследование и последующее лечение, а действие прав временно приостановят. Вроде правильно и хорошо задумано, вот только при чем тут медсправка, коль скоро здоровье профессионала обязаны проверять регулярно?

Перечень заболеваний и состояний, при которых противопоказано управление транспортными средствами, должен быть утвержден постановлением правительства. Пока никаких проектов на сей счет нет.

Так стоило ли вообще огород городить? С какой стороны ни посмотри, или медицинская справка вовсе не нужна, или обойти все так называемые заслоны не составляет особого труда. Нет единой базы данных о больных, нет даже запретительного списка болезней. Не лучше ли на время вообще отказаться от медицинской справки? Тем более что во многих странах ее не требуют. Анахронизм, знаете ли… Когда-нибудь все данные на всех водителей будут хранить в единой электронной базе. А пока ее не создали, может, не надо мир смешить и плодить бессмысленные справки?

И еще одна коллизия. Теперь врачи будут нести административную ответственность за проведение освидетельствования без реального осмотра — соответствующие поправки в КоАП тоже вступили в силу в марте. За нарушение порядка освидетельствования сами врачи рискуют схлопотать штраф 1000–1500 рублей, должностные лица — 2000–3000, а юридические — 30 000–50 000 рублей. Не сомневаюсь, такое наказание не поможет соблюдать закон.

Мнение специалиста

Евгений Москвичев, председатель комитета по транспорту Государственной думы РФ:

— Понятно, что систему медицинского освидетельствования надо было менять, и мы приняли поправки к Закону о безопасности дорожного движения. Но какая шла борьба! Увы, к вопросам безопасности она отношения не имела. Мы, например, получили более 40 тысяч писем из медицинских учреждений: их авторы настаивали, чтобы наркоманы и алкоголики проходили освидетельствование в частных клиниках. Понятно, кому это выгодно: за каждую справку надо платить. В России за 20 лет не смогли создать полную базу данных о каждом автомобиле — как его ввезли в страну, как он переходил из рук в руки, попадал ли в ДТП, проходил ли техосмотр… Да что там, единую базу регистрации создали всего три года назад! Появится медицинский реестр, тогда поговорим. Но я обещаю: никаких новых справок водитель возить с собой не будет.

Александр Шмигельский, доктор медицинских наук, зав. отделением НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко:

— В нынешнем виде водительская справка — формальный документ, чье существование выгодно только тем, кто вовлечен в бизнес, связанный с его продажей. Сегодня это тысячи самых разных медицинских центров. В результате я встречал, например, дальтоников, которые заучивали наизусть несколько таблиц, а потом успешно проходили тест у окулиста. Учтем, что даже справка, выданная после всестороннего обследования, через месяц теряет всякий смысл — за это время человек может серьезно заболеть. По-настоящему действенная мера — ежедневный медосмотр (как у профессиональных водителей), но подобное по отношению к рядовому автомобилисту невозможно. Да и ни к чему.

Владимир Кузин, генерал-майор полиции, заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ:

— Поправки к Закону о безопасности дорожного движения, принятые в прошлом году, как мы считаем, полностью соответствуют современным реалиям. Правильно, что установили разные правила медосвидетельствования для профессионалов и для любителей и никаких новых справок не будет. Единственная претензия у нас к Минздраву: там так и не создали базы данных о выданных медсправках и о больных, которых нельзя допускать к управлению автомобилем. Когда эти базы появятся, неизвестно.

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:

— Очень нужна единая информационная база. Сегодня гражданин, которому откажет одна медкомиссия, может преспокойно получить справку в другом учреждении. В результате за рулем оказываются больные люди, наркоманы. Думаю, что в какой-то форме медицинское освидетельствование необходимо, только подход нужен иной. И критерии тоже — ведь многие принимались еще в 70-е годы прошлого века. Особенно это касается пунктов о водителях-инвалидах. Их писали, когда не было не то что автоматической коробки — даже усилителя руля! И сейчас, при нынешней системе, многие больные получают справку, что они здоровы, а инвалиды, наоборот, не могут доказать, что в состоянии управлять современным автомобилем.

Феликс Маргарян, генеральный директор таксопарка:

— Мы проводим медицинский осмотр всех водителей два раза в год. И предрейсовый контроль на алкоголь каждый день, и вторая проверка — после возвращения в парк. Вот это важно. А справка… Она, к сожалению, всего лишь бумажка, которую легко купить. Пусть ее требуют в ГАИ, когда принимают экзамены. Для меня при приеме водителя на работу важно, чтобы у него были права (но мы все равно проверяем навыки, водители сдают у нас внутренний экзамен). Он проходит медкомиссию, и только после всех этих процедур может выехать на линию.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые