Всеведущие на всех ведущих

ВСЕВЕДУЩИЕ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХ

ТЕХНИКА

/СЛОВА, СЛОВА...

ВСЕВЕДУЩИЕ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Называть вещи своими именами не всегда так просто, как кажется на первый взгляд. Как бы вы определили, например, класс автомобиля «Ленд-Ровер Дефендер» или «Тойота-Лендкрузер»? «Вседорожник» или «внедорожник»? А может быть, 4х4? Или все вышеперечисленные термины имеют право на жизнь? Давайте разбираться!

Как это часто у нас бывает, единственное официальное название машин такого типа, используемое в справочниках и учебниках, далеко не самое популярное. Действительно, часто ли мы называем, скажем, «Блейзер» «автомобилем повышенной проходимости»? Пожалуй, нет, а ведь именно это понятие появилось одновременно с рождением самого класса машин и встречается в автомобильной литературе, изданной на протяжении последних нескольких десятилетий.

Куда более распространено нарицательное «джип» — многие так называют любой автомобиль с большим дорожным просветом, хромированными порогами и запаской, прикрепленной к «корме», какой бы марки он ни был! Словечко укоренилось в 40-е годы: тогда на дорогах (и вне таковых) во всем мире безраздельно правил родоначальник класса вседорожников «Джип-Виллис», у которого долго еще не было конкурентов. Название марки (по одной из версий произошедшее от «Джи-Пи», general purpose — общего назначения) превратилось в имя нарицательное, а абсурдная по сути фраза «да он себе какой-то джип купил, то ли „Мицубиси“, то ли „Ниссан“ давно уже не режет слух. Учтем, однако: „Джип“ — и поныне вполне конкретная, зарегистрированная торговая марка, так что употреблять ее „всуе“ не стоит. (Это примерно то же, что любые кроссовки называть „адидас“.)

В журнале «За рулем» принято понятие «вседорожник»: по нашему мнению, оно наиболее точно и в то же время кратко характеризует автомобиль, предназначенный как для бездорожья, так и для асфальта. Тем более, что здравый смысл и практика эксплуатации подсказывают: в подавляющем большинстве машины эти рассчитаны именно на езду по дорогам — разного качества и состояния, но все же дорогам. А преодоление проселка или снежной целины — приключение, оно не всем «по плечу». Столь часто применяемый термин «внедорожник» — точнее, «внедорожный автомобиль» — не совсем корректен, поскольку им всегда обозначали те машины, которым движение по общим дорогам запрещено. К ним относят карьерные самосвалы БелАЗ, негабаритные тягачи, ракетовозы и другую военную технику. Согласитесь, не компания какой-нибудь «Хонде-СRV»! 

Более других в популяризации вседорожных моделей преуспели американцы — из США до нас докатилась и аббревиатура SUV (sport utility vehicle), которую все чаще используют за пределами Северной Америки (ЗР, 2000, № 4).

Некогда столь популярное за океаном обозначение 4х4 ныне перестало быть синонимом слова «вседорожник». Теперь полный привод применяют и на обычных, дорожных и легковых машинах: «Ауди» и «Субару», БМВ, «Мерседес», «Порше»... На базе традиционных универсалов стали конструировать своеобразные «гибриды», которым присущи и вседорожные качества. Например, на «Ауди-Олроуд» и «Вольво-Кросс Кантри» можно не бояться грунтовых дорог благодаря приводу на все колеса, увеличенному клиренсу, прочному защитному пластику, опоясывающему кузов.

Итак, если формула 4х4 говорит о конструктивных особенностях трансмиссии, то термины «вседорожник» и SUV скорее указывают назначение автомобиля. Что касается понятия «джип» — в отношении иных марок его лучше применять все-таки в кавычках...

«Рэнглер» — достойный продолжатель дела «Виллиса» и один из немногих, кого по праву можно назвать настоящим «джипом».

По части внедорожной техники мы всегда были на высоте! Курганский тягач КЗКТ-7428 способен буксировать прицеп массой до 70 т, но, конечно, не по дорогам общего пользования...

«Ниссан-Пасфайндер» — автомобиль не только «повышенной проходимости», но и «повышенной комфортности».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии