«Первая» Mazda3: по ту сторону красоты

Для бестселлера вторичного рынка одной привлекательной внешности, безусловно, мало. К ней как минимум надо приплюсовать конкурентоспособную цену, долговечность и надежность, хорошие потребительские и ходовые качества, практичность и, наверное, некую харизму… И все это есть у Mazda3 первого поколения.
Mazda3 2003–2009 г.в.

Если бы за особую популярность на вторичном автомобильном рынке существовала премия, то Mazda3 наверняка была бы в числе ее номинантов и выиграла какой-нибудь приз. Ведь по востребованности в России эта модель уступает, пожалуй, только Ford Focus и Mitsubishi Lancer IX. А начиналось все в 2003 году, когда после европейского дебюта стартовали российские продажи «трешки», и автомобиль сразу стал бестселлером. Первая партия машин была распродана в начале декабря, и квоты для России закончились. Поэтому дилеры принимали заказы на апрель следующего года. Mazda3 производилась как седан и пятидверный хэтчбек. И обе версии пользовались успехом по нескольким причинам. Во-первых, машина отличалась ярким динамичным обликом. Во-вторых, многим пришлись по вкусу ее ходовые свойства и управляемость. В-третьих, клиентам импонировало ее японское происхождение, подразумевающее высокое качество сборки и надежность. И, наконец, разумная ценовая политика дилеров.

Спортивность интерьера подчеркивают утопленные в отдельные колодцы приборы с азартной красной подсветкой. Качест­во пластика – не самое высокое, и с возрастом в салоне заводятся «сверчки»

Весной 2006 года был проведен рестайлинг, в результате которого изменились решетка радиатора, бамперы и оптика. В гамме моторов появился новый турбодизель объемом 2,0 л (143 л.с.), а мощность бензинового двигателя 1,4 л возросла до 84 л.с. На вторичном рынке представлены в основном дилерские экземпляры. Причем машин первого поколения предлагается почти в пять раз больше, чем «трешек» второй генерации.

Хэтчбек практичен: полезный объем багажника варьируется от 300 до 1285 л
Вместимость грузового отсека седана можно заметно увеличить, разложив задние сиденья

Еще один плюс Mazda3 – дос­тойная оснащенность. Автомобиль в версии Base (с мотором 1,6 л) оборудовался ABS, шестью подушками безопасности, электроприводом передних стекол и зеркал с подогревом, а с 2006-го кондиционером. Комплектация Touring подразумевала литые диски, противотуманки и кондиционер. Двухлитровые модификации шли с климат-контролем и обшитым кожей рулем. Топовое исполнение Sport вдобавок щеголяло 17-дюймовыми колесами, датчиком дождя и ксеноновыми фарами с омывателем.

Двигатель

В России Mazda3 продавалась с бензиновыми моторами объемом 1,6 л (105 л.с.) и 2,0 л (150 л.с.), а также 2,3 л (260 л.с.) с турбонаддувом для заряженной версии MPS. Изредка на рынке встречаются и дизельные модификации с двигателем 1,6 л (105 л.с.).

Моторы (1,6 и 2,0 л) неплохо «переваривают» наш бензин. Но на старых машинах иногда приходится менять топливный насос, для чего надо снимать бак. Замена вместе с работой потянет на 7800 руб.

Оба гражданских бензиновых мотора (1,6 и 2 л) оснащены долговечной цепью в приводе газораспределительного механизма. А более сложный по конструкции 2-литровый к тому же наделен системой изменения фаз ГРМ и электронной педалью газа, отчего и капризнее в эксплуатации. Он также замечен в чрезмерном аппетите к моторному маслу, расход которого существенно возрастает при агрессивной манере езды. Гидрокомпенсаторов клапанов у двигателей нет – зазоры настраиваются подбором регулировочных шайб. Регламент их регулировки – 60 тыс. км, но обычно она требуется гораздо реже.

На первых машинах в плас­тиковом впускном коллекторе могут громыхать заслонки, изменяющие его геометрию. Дилеры обычно меняли узел по гарантии, а с 2005 года стали устанавливать деталь нового образца, и проб­лема была снята. Но, если вам достанется машина с таким дефектом, готовьте примерно 13 000 руб. на новый коллектор. С возрастом устают опоры двигателя (от 3400 руб.).

После 100 тыс. км пробега выходит из строя датчик массового расхода воздуха (от 3900 руб.). В группе риска также датчики холостого хода (от 2200 руб.) и положения коленчатого вала (от 2000 руб.). А в целом моторы неплохо переваривают наше топливо – случаев зависания клапанов в своих направляющих из-за смоляных отложений практически не было.

Трансмиссия

Автоматические коробки передач Activematic довольно надежны. Но, если на престарелых экземплярах при переключении почувствовали рывки и удары, выторговывайте у продавца 50 000 руб. – примерно столько будет стоить замена изношенных фрикционов. Хотя коробка и считается необслуживаемой, на 100 тыс. км пробега желательно поменять трансмиссионное масло. Уже практически на излете своей карьеры, в 2008 году, на 2-литровую модификацию начали устанавливать новый 5-ступенчатый «автомат», который проявил себя с самой лучшей стороны.

А на подержанных Mazda3 с механическими коробками (5-ступенчатая на моторе 1,6 л и с шестью передачами на 2-литровом) проверьте четкость включения третьей и четвертой передач. Если они втыкаются с заметным усилием, то в дальнейшем придется раскошелиться на ремонт в среднем на 20 000 руб. Причем на 6-ступенчатую МКП нареканий гораздо больше. Сцепление живет в среднем 120 тыс. км. Но может отказать и раньше из-за врожденных пороков – деформации лепестков диафрагменной пружины и течи главного цилинд­ра (замена – от 12 500 руб.). Зато приводы долговечны. Со ШРУСами проблем не возникает до тех пор, пока целы защищающие их чехлы. Если за пыльниками следить, то шарниры не придется менять, пока сам автомобиль не попросится на свалку.

Ходовая часть и кузов

У Mazda3 полностью независимая подвеска всех колес, что обеспечивает машине азартную управляемость и устойчивость в виражах. Слабое звено в ней – опорные подшипники передних стоек, которых хватает в среднем на 50−70 тыс. км пробега. Если при повороте руля слышен характерный скрежет, а усилие на баранке возрастает ступенчато, значит, надо готовить порядка 5000 руб. на их замену. Причем прослеживается прямая аналогия: чем хуже дороги или агрессивнее езда, тем чаще приходится их обновлять. Следующими в списке неблагонадежных компонентов фигурируют передние ступичные подшипники (по 2500 руб.), которые меняются отдельно от колесных ступиц и служат до 80−100 тыс. км. Примерно столько же живут амортизаторы (по 4600 руб.). Остальные детали ходовой – долгожители: даже стойки стабилизатора (по 1450 руб.) выдерживают более 150−170 тыс. км.

Подвеска отличается долговечностью. Из всех деталей ходовой можно выделить лишь опорные подшипники амортизаторных стоек (по 1600 руб.) и передних ступиц (по 2500 руб.), которые приходится обновлять соответственно через 60 и 90 тыс. км.

А вот задние стойки стабилизатора (по 1650 руб.), которые выхаживают в среднем 70−90 тыс. км, механики советуют контролировать на каждом ТО и по необходимости подтягивать их крепеж, поскольку со временем гайки ослабевают. Многие владельцы жалуются на скрип, который издают сайлент-блоки коротких поперечных рычагов задней подвески. Что удивительно, детали при этом полностью работоспособны – ни люфтов, ни повреждений резины нет. Как правило, помогает обработка силиконовой смазкой. Но этого надолго не хватит.

Кузов Mazda3 устойчив к коррозии. Но на старых машинах колесные арки и нижние кромки дверей могут покрыться ржавым налетом. А у хэтчбеков выступают коррозионные бляшки на крышке багажника вокруг фонарей. С удручающей периодичностью лопаются стекла противотуманок и отвисают задние подкрылки-локеры, которые целесообразнее поставить от рестайлинговой версии: они более крепкие. Нередки сколы и трещины на ветровом стекле – оно не отличается прочностью.

Модификации

Mazda3 хэтчбек

Пятидверный хэтчбек Mazda3 появился одновременно с седаном. Причем на вторичном рынке этих вариантов лишь немногим меньше, нежели модификаций с отдельным багажником. В общем-то, автомобиль красив в любой из двух предлагаемых кузовных версий, хотя бытует мнение, что пятидверка выглядит все же более выразительно. К тому же в предельных режимах она демонстрирует чуть более отточенную управляемость за счет более короткого по сравнению с седаном заднего свеса. Что касается технической части, то здесь обе модификации полностью унифицированы по применяемым двигателям и трансмиссии. Зато хэтчбек предпочтительнее в плане потребительских качеств и практичнос­ти. Например, при разложенных задних сиденьях полезный объем багажника со скромных 300 л возрастает до солидных 1280 л.

Mazda3 хэтчбек

Mazda3 MPS

Продажи заряженной версии Mazda3 MPS в кузове хэтчбек стартовали в 2006 году. Аббревиатура MPS расшифровывается как Mazda Performance Series – европейское название программы заводского «тюнинга». Под капотом – 260-сильный турбомотор от спортивного полноприводного седана Mazda6 MPS. Правда, в отличие от него «трешка» выпускалась с приводом на передние колеса. Технические характеристики впечатляют: двигатель мощностью 260 л.с. развивает максимальный крутящий момент в 380 Нм при 3000 об/мин, что поз­воляет разгоняться до 100 км/ч за 6,1 с и достигать скорости 250 км/ч (ограничена электроникой). Коробка передач – 6-ступенчатая «механика». Внешне Mazda3 MPS отличается от гражданских версий более широкими передними крыльями и высоким капотом, под которым разместился интеркулер, иными бамперами и спойлером на задней двери.

Mazda3 MPS

До рестайлинга

Если вы не являетесь поклонником или владельцем Mazda3, то при беглом взгляде первые «трешки» не так-то просто отличить от рестайлинговых версий, которые появились в 2006 году. Внешние различия кроются в основном в переднем и заднем бамперах и решетке радиатора. На модернизированных машинах японцы активно поработали над шумоизоляцией – у владельцев Mazda3 2003 модельного года по данному поводу было немало претензий. Есть изменения в интерьере, которые сводятся в основном к качеству отделочных материалов и оформлению приборной панели. Техническая начинка осталась без изменений за исключением того, что для 2-литровых модификаций в 2008-м в качестве опции стала предлагаться новая 5-ступенчатая автоматическая коробка передач.

Mazda3 2003 модельного года внешне практически не отличается от рес­тайлинговых версий

Вердикт

Сергей Федоров, редактор:

– Mazda3 первого поколения актуальна и сегодня, о чем свидетельствует просто космическое количество предложений о продажах. А с выходом в свет модели третьей генерации цены на автомобили 2003 модельного года наверняка понизятся. Самое время для покупки. Наши рекомендации, в общем-то, стандартны – чтобы не нарваться на «кота в мешке», входная диагностика необходима. Хотя у машины нет откровенно слабых мест, лучше подстраховаться. Если нужна модификация с «автоматом», советуем остановить выбор на экземпляре с мотором 2 л и 5-ступенчатой АКП. Дело не только в том, что эта коробка зарекомендовала себя очень надежной, но и в том, что сама модель к этому времени полностью избавилась от врожденных болезней.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Mazda 3

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв