Санкции против GPS ускорят развитие ГЛОНАСС

С 1 июня Россия приостанавливает работу 11 наземных станций GPS на своей территории. Наряду с развитием отечественной системы глобального позиционирования расширение инициативы по ограничению работы GPS может осложнить жизнь автомобилистам, транспортникам и пользователям мобильных устройств. Но конечный результат пойдет на пользу отечественной системе позиционирования.

Российское правительство намерено претворить в жизнь решение, которое может немного осложнить жизнь компаниям, работающим в сфере логистики, и автопроизводителям. Речь идет о запрете работы в нашей стране наземных станций GPS. Паниковать по этому поводу пока рано, а вот задуматься все же стоит.

Как вы помните, накануне было объявлено, что власти РФ решили приостановить работу 11 станций GPS на своей территории. Данное решение вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин связал с затруднениями по размещению наших станций в США. «Работа GPS в РФ будет прекращена окончательно 1 сентября, если переговоры по размещению станций ГЛОНАСС в США не будут завершены», — заявил Рогозин. Эти меры стали ответом на решение президента Обамы, фактически запрещающее размещение российских станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС на территории США. Министерство обороны США выразило опасение, что в случае разрешения разместить станции ГЛОНАСС Россия получит плацдарм на американской территории, что позволит увеличить точность попадания российских управляемых ракет. Кроме того, эти станции могут быть использованы для ведения разведывательной деятельности на территории США.

Как это решение российских властей повлияет на жизнь простых автомобилистов, компаний-грузоперевозчиков и пользователей смартфонов и навигаторов?

По словам Романа Пучкова из российского офиса Volvo Car, если с территории нашей страны будут убраны корректирующие станции системы GPS, то особого влияния на функционирование систем навигации в автомобилях это не окажет. Тем более что к 2015-2017 годам шведы намерены «подружить» свою систему Volvo On Call со спутниками ГЛОНАСС. Впрочем, наш собеседник согласился, что в случае полного запрета использования устройств, работающих с GPS, автопроизводителей ждут достаточно серьезные проблемы, но предположил, что подобное маловероятно.

В российском офисе Toyota были лаконично оптимистичны: «Мы внимательно следим за развитием ситуации и постараемся предпринять соответствующие меры, чтобы клиенты Toyota и Lexus не почувствовали изменений с точки зрения качества сервиса. Давать более детальные комментарии до 1 июня 2014 года считаем преждевременным» .

Начальник транспортного отдела логистического оператора и оператора телематических услуг 3PL-провайдера LogLab Антон Колошеин пояснил в беседе с «За рулем.РФ», что пока речь не идет о запрете всей системы GPS, а только о работе наземных станций. Соответственно, мы получим менее точное определение местоположения, а не полное отсутствие сигнала. «Спутники никто с орбиты убирать не собирается, — рассказал Колошеин. — Весь вопрос в итоге – насколько сильной будет погрешность в позиционировании. Если эта погрешность будет измеряться 3-5 метрами, то особых проблем не доставит. Если же ошибка будет составлять 100 метров, то станут бесполезными все системы навигации на дорогах в городе. Вне города и такая погрешность будет не сильно критична».

Отвечая на вопрос о том, насколько критичны антимеры GPS для грузоперевозчиков, использующих телематические системы на основе GPS, Колошеин пояснил, что в большинстве случаев оборудование, которое сейчас используется в автопарке страны, имеет двойную, дублирующую систему GPS/ГЛОНАСС. Эту информацию «За рулем.РФ» подтвердили в DHL Express. При этом по своим характеристикам российская система пока менее точна в позиционировании. Но эта погрешность равна нескольким метрам, что для целей грузоперевозок вполне подходит. Поэтому при ухудшении качества GPS или даже при полной потере связи с этими спутниками большинство приборов продолжит работу, будет показывать местоположение, пусть и не настолько точно. «Сейчас полным ходом идет модернизация российской системы, на новые спутники уже устанавливаются более точные приборы, да и сама санкция от нашего правительства направлена именно на улучшение качества позиционирования системы ГЛОНАСС путем размещения наземных станций по всему миру, в том числе в США», — заявил представитель LogLab.

Но даже несмотря на то, что российская ГЛОНАСС развивается, говорить о 100-процентном охвате рынка этой системой и полном отказе от GPS пока нельзя. По данным директора аналитического агентства «Телеком Дейли» Дениса Кускова, 90% смартфонов, находящихся на руках у россиян, поддерживают GPS и лишь 10% — ГЛОНАСС, но это соотношение постепенно будет меняться в пользу российской системы.

По словам Полины Смирновой, отвечающей за внешние коммуникации в российском офисе Sony Mobile, все модели смартфонов из нынешней линейки Xperia оснащаются модулем с поддержкой системы GPS. Вместе с тем в большинстве смартфонов Sony используются решения компании Qualcomm, которые позволяют определять координаты как с помощью системы GPS, так и ГЛОНАСС. «Таким образом, мы предлагаем владельцам смартфонов Sony возможность пользоваться всеми преимуществами поддержки обеих систем определения координат для корректной работы смартфонов и различных приложений». К слову, последние поколения iPhone также взяли на вооружение двойную схему.

Полный запрет ввоза в РФ электроники с чипами GPS, по мнению Антона Колошеина, маловероятен: «Запретить такой поток грузов невозможно — это грозит практически полным отказом от иностранной мобильной электроники».

Стоит отметить, что инициатива Рогозина вызвала удивление у его коллег в правительстве. Так, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил телеканалу НТВ, что не понимает смысла в приостановке работы американских станций GPS. По его словам, «это все-таки глобальная система позиционирования, она пользователям выгодна, и российским в том числе. Работа GPS в России дает, в частности, возможность дублирования работы российских спутников ГЛОНАСС».

Справка (из Википедии)

ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система (GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19,1 тыс. км. Для определения координат приемник должен принимать сигнал как минимум четырех спутников и вычислять расстояния до них. При использовании трех спутников определение координат затруднено из-за ошибок, вызванных неточностью часов приемника.

Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Таким образом, группировка ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее срок службы спутников российской системы короче.

В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимаются Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»). С 2012 до 2020 год на развитие ГЛОНАСC из бюджета РФ выделено 320 млрд руб. В этот период планируется изготовить 15 спутников «Глонасс-М» и 22 «Глонасс-К».

Подпишитесь на «За рулем» в