Опорный прыжок

ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК

МИНУС ДЕСЯТЬ

Именно на столько деталей "похудела" передняя подвеска GAZ 3110. Не впечатляет? Тогда напомним, что ее лишили фирменных атрибутов: шкворней, игольчатых подшипников, резьбовых втулок.

Наше первое знакомство состоялось в конце прошлого года (ЗР, 2003, № 2). Вкратце напомним: новая передняя подвеска "Волги" по конструкции похожа на "соболиную" или "жигулевскую" - поперечные рычаги (верхний штампованный, нижний кованый), шаровые опоры, сайлент-блоки. Стабилизатор поперечной устойчивости стал заметно толще. Сзади тоже установили стабилизатор, а на передних концах рессор - массивные сайлент-блоки.

Предвидим возражение "матерых волгарей": "Зачем все это нужно? "Волговским" подвескам сносу нет! Это - машина для размеренной степенной езды, а "гонщики" пусть ездят на других!" Оставим "сносу нет" речистым былинникам, а на "степенности и размеренности" немного задержимся.

С 1956 года, когда на ГАЗ-21 появилась подвеска, конструкция которой дожила до 2003-го, мир, в том числе автомобильный, сильно изменился. Та "Волга" была оснащена 75-сильным мотором, нынешняя - 130-сильным. Темп жизни и интенсивность движения неизмеримо выросли. При современных скоростях надежная управляемость автомобиля - не блажь профессиональных спортсменов и примкнувших к ним любителей острых ощущений, а необходимое условие безопасной езды для рядового водителя.

Попробуем оценить модернизированную "Волгу" с этой точки зрения. Довольно теории - добро пожаловать на спецдороги Дмитровского полигона!

ТАНЦЫ ПОД СОЛНЦЕМ И ДОЖДЕМ

Тучи набежали, как всегда, "вовремя": едва успели откатать "переставку" GAZ 3110 со стандартной (теперь уже старой) подвеской. Дождь, правда, быстро кончился, но дорогу намочил изрядно. КамАЗ разогнал лужи щетками, однако до сухого покрытия было еще далеко. Но терпения не хватило: "бесшкворневую" машину начали катать по мокрому. И... уже через пару заездов скорость прохода коридора почти сравнялась с предельной для "Волги" со шкворнями, но на сухом покрытии...

Но начнем все-таки от "печки" - то бишь от машины со старой, стандартной подвеской. Объезд препятствия, по-испытательному "переставка", для обычной "Волги" - мучение, видно невооруженным глазом. Глубокие крены, резкий срыв задней оси... Добавить пару километров в час - и автомобиль, сбивая многострадальные конусы, станет фактически неуправляемым.

За баранкой это ощущаешь так: "Волга" неохотно, с большим запаздыванием заваливается вправо, затем еще более задумчиво, словно удивившись желанию водителя, кренится на левый борт. Занос с ростом скорости - явление естественное. Однако если процесс удержания на курсе сначала вызывает лишь дискомфорт - приходится учитывать запаздывания машины, - то попытки увеличить скорость приводят к явному диссонансу между действиями водителя и реакциями автомобиля. "Волга" начинает выплясывать в выходном коридоре ламбаду, размашисто виляя кормой или, того хуже, делать вальсовые па с разворотом на 180 градусов. Причина та же: "сонные", замедленные реакции машины, последствия которых плохо предсказуемы для водителя. Ощущение, будто задняя ось автомобиля едет отдельно от передка, уже "заправленного" в поворот.

Чтобы почувствовать разницу, пересев за руль модернизированного GAZ 3110, не нужно быть матерым профессионалом, достаточно несколько лет ежедневно ездить на серийных "волгах". Сначала ощущаешь, что мелкие дорожные неровности перестали "приходить" на руль: езда сделалась заметно комфортней. (Это к вопросу о степенном и размеренном передвижении.) Попробуем немного покачать на ходу автомобиль - не баловства ради, а, скажем, чтобы объехать выбоины. "Волга" реагирует на небольшие отклонения руля непривычно послушно и без задержки.

А теперь "похулиганим" на поворотах: быстрее, еще быстрее... Вот сейчас сорвет заднюю ось... Чтобы сделать это, пришлось постараться. Впрочем, с этого мы начали наш рассказ.

На "переставке" автомобиль с новой подвеской охотней реагирует на повороты руля. Задний стабилизатор заметно уменьшает крен кузова и за счет увода шин заставляет заднюю ось послушнее следовать за передней, делая поведение "Волги" прогнозируемым. Машина стала более цельной, если хотите - гармоничной. Поверьте, выигрыш на "переставке" почти 6 км/ч (см. табл.) - результат очень показательный.

Третий вариант - "гибридный". Напомним: передняя подвеска в сборе взаимозаменяема со старой для всех "волг" с 15-дюймовыми колесами. Завод разрешает такую переделку без изменения задней подвески: для установки ее нового варианта потребуются довольно сложные сварочные работы. Итак, отсоединяем задний стабилизатор и вновь на дорогу.

Поведение "Волги" очень похоже на "стандарт": задняя ось вновь отказывается работать в полную силу. С точки зрения управляемости автомобиль практически не изменился.

Итак, "Волга" с новыми подвесками стала комфортабельней, послушней, понятней - ее поведение легче прогнозировать. Однако более точный подбор характеристик амортизаторов пошел бы на пользу.

ПРОЩАЙТЕ, ИГЛЫ И ШПРИЦЫ!

Теперь не нужно регулярно загонять смазку в резьбовые втулки и игольчатые подшипники шкворней, то есть, следуя заводской инструкции, делать ТО каждые 5 тыс. км. Согласитесь, такой межсервисный пробег в ХХI веке - нонсенс! Соревнования бывалых "волгарей", кто быстрее прошприцует и при этом меньше испачкается, перекочуют из гаражей в мемуары.

Но главное даже не в этом. "Волга" стала не просто послушней и комфортабельней, а безопасней и, наконец, современней. Надежней? Заводчане заверяют, что новую переднюю подвеску пока не удалось сломать даже на специальном стенде. Но, конечно, окончательный ответ может дать лишь ежедневная эксплуатация обычного товарного автомобиля.

Мы планируем, что скоро носителем измененных узлов станет редакционная "Волга". Тогда и поговорим о бытовых проблемах. А пока - испытания GAZ 3110 на полигоне сильно укрепили желание переоборудовать знакомый, привычный автомобиль...

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ"

Варианты подвесок Упражнение

"переставка"

Скорость, км/ч

"Стандарт" 86,5

"Новая" 92,0

"Новая" без стабилизатора сзади 88,5

"Переставка" на стандартной "Волге" - занятие не для новичков и зрелище не для слабонервных.

Место - то же, скорость - выше, машина внешне почти неотличима, но ведет себя совсем по-другому.

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в