Везучий голландец

ВЕЗУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СЕРИЯ DAF 95XF

СВОИ ЛОШАДКИ

У рядной 24-клапанной "шестерки" традиционный для больших ДАФов объем 12,6 л. Забавно, что мощность (от 380 до 530 л. с.) в индексе двигателя указана в киловаттах, а на двери грузовика - в лошадиных силах. Оно и понятно: лошадь - существо теплое, живое и домашнее, а киловатты пусть остаются у холодильников, пылесосов и прочих "днепроГЭСов". Самый мощный двигатель для 95ХF - 14-литровый 530-сильный "американец" Cummins. Моторы послабее, Евро II с механическим рядным ТНВД, интеркулером и турбонаддувом осваивали сами, а в ответ на более жесткие требования Евро III ударили припасенным до поры козырным тузом - применили систему электронного впрыска UPEC с персональным для каждого цилиндра ТНВД и давлением впрыска 1800 кгс/см2. (Поговаривают, что подобную систему будут ставить и ярославцы на свою перспективную рядную серию.) Мощность доросла до 530 л. с., и от "американца" отказались. Именно эти дизели DAF серии C стоят на новом XF95, а их работу в России можно рассматривать как испытания на живучесть. Для этого систему питания оснастили сепаратором-отстойником с электроподогревом, а топливозаборник в алюминиевом 870-литровом баке - с подогревом от системы охлаждения двигателя. Эту штучку назвали Arctic Fox. "Арктическая лиса", как известно, весьма морозоустойчива.

ГОЛЛАНДСКИЕ МОСТЫ

Как думаете, какие фирмы делают сцепление и коробку передач для большого DAF? Конечно же, "Закс" и "Цанрадфабрик". Свои коробки выпускают "Рено", "Скания" и "Вольво", но и они не пренебрегают продукцией ZF. А уж MAN и DAF - подавно. Так у двух конкурентов, приверженцев простых и надежных конструкций, появилась одинаковая коробка 16S181 Servo Shift. Демультипликатор с планетарным редуктором, делитель и основная четырехступенчатая коробка обеспечивают передаточные числа от 16,41 до 1,00. Благодаря пневмоусилителю передачи переключаются легко и четко. Поклонникам большего комфорта предложат механическую электронноуправляемую коробку AS-Tronic, опять-таки от ZF. Подобные давно применяют конкуренты: у Volvo - I-Shift, на IVECO - Euro Tronic, Telligent у Mercedes, вот и DAF подтянулся.

Задний мост голландский: или с планетарными колесными редукторами, для особо тяжелых условий работы, или не менее надежный, но более экономичный - с одинарной гипоидной передачей и блокировкой дифференциала. На "ограниченный тираж" поставили одинарный.

НА ДЛИННОЙ БАЗЕ

Для увеличения полезного объема фуры при существующих габаритных ограничениях приходится делать ее максимально высокой. На DAF 95ХF, как, впрочем, и на седельных тягачах других фирм, задний мост на пневмоподвеске с электронным управлением ECAS, низкопрофильные шины и низкое седло Jost. Седло на тягаче можно устанавливать в нескольких положениях и тем перераспределять нагрузку по осям тягача. Рама специально для России в самом прочном исполнении. Кронштейны и траверсы клепают "на холодную" или крепят высокопрочными болтами с самоконтрящимися гайками. База тягача - 3800 мм, на 100-300 мм длиннее, чем у конкурентов. Это позволило увеличить длину кабины, заодно улучшилась курсовая устойчивость. Тем не менее машина осталась очень верткой - передние колеса выворачиваются чуть ли не поперек.

На этой машине тормоза еще барабанные - былая гордость голландцев, но теперь с электронной системой EBS (на новом DAF ХF95 тормоза на всех осях уже дисковые). В дополнение к заслонке на выхлопе и основной тормозной системе есть эффективный моторный тормоз DEB (DAF Engine Brake). При отключенной подаче топлива мотор работает, как гигантский компрессор, сжимая воздух. Но в конце такта сжатия выпускные клапаны двигателя приоткрываются и воздух, вобрав в себя энергию торможения на 400 л. с., вырывается на свободу. Кстати, практически такие же системы есть у всех конкурентов. А вот гидродинамический тормоз-интардер на КП голландцы решили не ставить. Оно и верно, стоит ведь он 5000 долларов. За такие деньги в России тормозные накладки можно переклепывать хоть каждый месяц, не то что раз в два года.

МИР КОЖИ В ЭЙНДХОВЕНЕ

Из трех возможных кабин DAF 95XF у Limited Edition самая высокая и длинная - Super Space Cab. Ручка двери пристроена в самом низу стальной панели. Ниже дверь, чтобы не ржавела, уже пластмассовая и закрывает от грязи и снега две ступеньки. На фоне синевы кабины благородно выглядит бежевая формованная обивка дверей. Два удобных поручня спрятаны внутри дверного проема и в любую слякоть остаются чистыми. При взгляде на роскошную натуральную кожу кресла охватывает легкая оторопь - уж если сидеть на этом бежевом великолепии, то только в белых штанах! Из кожи еще и руль, и чехольчик на рычаге КП. Обычно применение этого благородного материала в кабине грузовика исчерпывается ремнем на штанах водителя. Оба сиденья на пневмоподвеске с широким диапазоном регулировок, а рулевая колонка с плавным подбором высоты и угла наклона, еще и пневмоприводом фиксатора.

Комбинация приборов - серебристый фон и спрятанные чуть в глубине циферблаты. Модного дисплея пока нет, он появился только на XF95. Все кнопки, клавиши и рычаги - под рукой. Шторы лобового и боковых стекол, люк в крыше - все с электроприводами, иначе не дотянуться. Над лобовым стеклом три больших ящика с крышками на газонаполненных упорах - у видео, микроволновки и прочих аксессуаров жизни дальнобойщика здесь есть свои места. Под широкой (81 см) нижней полкой спальника холодильник и два ящика. Один открывается только снаружи и, наверное, для тех вещей, которые могут убить аромат роскоши в кабине - заправочные перчатки, сапоги, спецовка и инструмент. К другому доступ и с улицы, и из-под матраца, его используют по усмотрению водителя. Третий ящик - для постельного белья. Говорят, в комплект могут включить одеяло и подушку из пуха, нащипанного с жирных голландских гусей, но обязательна мощная автономка, так что тонкого пледа вполне достаточно. Ну а летом жару разгонит кондиционер.

Хороши обеденный столик, выдвигающийся из консоли, ниши с резиновыми поддончиками и полки со встроенными динамиками аудиосистемы над дверями кабины. Общий объем полочек, ящиков и ниш больше кубометра! Что и говорить, роскошная кабина, комфортные условия для работы водителя, надежные, экономичные двигатель и трансмиссия, обилие управляющей электроники - все это по справедливости отмечено титулом "Грузовик года", но то было в далеком 1998-м. Повторит ли XF95 успех предшественника?

Прозрачный стакан подогреваемого фильтра-отстойника позволит вовремя заменить воду в топливе.

Каждому цилиндру - свой ТНВД (слева вверху).

"Арктическая лиса" не даст солярке превратиться в кисель.

В дизайне интерьера учтены все законы эргономики.

Ступеньки ловко спрятаны в решетку радиатора.

Пешеходный мостик - обязательная принадлежность современных седельных тягачей.

Под кабиной - традиционная рядная "шестерка".

Подпишитесь на «За рулем» в