Чертова дюжина: самые громкие провалы российского автопрома

Рейтинг отечественных автомобилей, которые за последнюю четверть века так и не заняли своего места на нашем рынке.

Некоторые модели губит нежизнеспособная конструкция, иные — неконкурентоспособная цена, третьи — и то и другое… Самое обидное, когда, казалось бы, вполне приличный автомобиль просто появляется не вовремя. И таких примеров в последние десятилетия тоже было немало. Впрочем, и модели-неудачники оставили свой след в истории.

1-е МЕСТО

ЗИЛ-4102, 1989

01

01

Перестройка, ХIХ партийная конференция КПСС. Именно ее делегатам впервые показывали этот автомобиль — новый флагман советской автоиндустрии. Инженеры и дизайнеры ЗИЛа подготовили два революционных для завода опытных образца с несущим кузовом и независимыми подвесками. Агрегаты, правда, остались прежние. На заводе машины прозвали именами лидера страны и первой леди — «Михаил Сергеевич» и «Раиса Максимовна». Время для такого проекта оказалось самое неподходящее — у страны были иные проблемы.

2-е МЕСТО

ГАЗ-3105 «Волга»

02

02

Вместо безвинно убиенной в борьбе с привилегиями «Чайки» Горьковский автозавод предложил новый представительский автомобиль со множеством свежих для ГАЗа да и для всей отрасли решений. Мотор V8 объемом 3,4 л с карбюратором или впрыском развивал около 170 л.с., предусмотрели автоматическую коробку передач и даже полный привод. Кузов выглядел достаточно современно. Машину несколько лет выпускали, по сути, штучно, для обычных потребителей она была непомерно дорогой. А те, кто покупал не на свои, уже распробовали импортные модели, по цене вполне сравнимые с ГАЗ-3105. Нынче машинами интересуются коллекционеры.

3-е МЕСТО

«Автокам-Рейнджер», 1990

03

03

Магическое словосочетание «совместное предприятие» — одна из надежд на скорую, но кардинальную перестройку советской промышленности. Малоизвестная британская фирма FSV вместе с еще менее известной ассоциацией «Автокам» взялась наладить на недостроенном тракторном заводе в Елабуге производство утилитарных автомобилей с кузовом из пластика на пространственной раме и с агрегатами «Форд». Мелкосерийные машины с импортными комплектующими ожидаемо оказались недешевыми, особенно с учетом бешеной инфляции. В Елабуге собрали полсотни «Рейнджеров», затем производство пытались развернуть в Менделеевске и Перми. Но и отечественные моторы проект не спасли. Тираж «Рейнджеров» остался мизерным.

4-е МЕСТО

«Шевроле-Блейзер», 1994

04.

04.

Компания «Джи-Эм» пришла на многострадальный завод в Елабуге с бразильским вариантом американского вседорожника. Россиянам предложили задне- и полноприводные версии с четырех- и шестицилиндровым моторами мощностью 106 и 180 л.с. соответственно. «Дешевый» «Блейзер» стоил 22 000 долларов, дорогой — 39 500. За эти деньги можно было приобрести вполне приличный подержанный импортный вседорожник или три-четыре «Нивы». Рыночные позиции «Блейзера» ухудшил связанный с дефектами одной из машин скандал, который фирма неуклюже довела через прессу до всеобщего сведения. За пару лет выпустили всего 3780 автомобилей.

5-е МЕСТО

Иж-2126 4×4, 1994

05

05

Полноприводные «Оды» появились еще в самом начале 1990-х стараниями ижевских мастеров тюнинга. На прототипах пробовали моторы ВАЗ, УЗАМ, затем «Хёндэ». Создали даже вариант с независимой задней подвеской. Со временем этими работами заинтересовался завод, и на рубеже 2000-х даже начал мелкосерийное производство самой простой версии «Иж-2126 4×4» — с отечественным мотором и неразрезным мостом сзади. Казалось бы, мечта отечественного потребителя! Вот он, недорогой полноприводный автомобиль с пятидверным кузовом. Но спрос на устаревшие и ненадежные «Ижи» стремительно падал. Конкуренты наступали широким фронтом, и спасти марку не смог даже полноприводный автомобиль.

6-е МЕСТО

АЗЛК-2142R5 «Иван Калита», 1998

06

06

Руководство московского завода во второй половине 1990-х приложило все усилия, чтобы загубить вместительный, неплохо управляемый, недорогой «Москвич-2141». Немалую роль в этом сыграли удлиненные (а потом и наоборот — урезанные) версии, не нужные ни чиновникам, которым их адресовали, ни тем более обычным покупателям. На вершине лестницы в никуда стоял сверхдлинный «Иван Калита» с мотором «Рено», решеткой радиатора в стиле советского электросамовара и светлым аляповатым салоном. Обещания наладить выпуск серийных полноприводных машин прозвучали финалом грустного анекдота о том, кто длиннее в попугаях.

7-е МЕСТО

ГАЗ-3111, 1998

07

07

Один из самых многообещающих проектов конца 1990-х. На него возлагали надежды и заводчане, и поклонники марки. Совершенно новый кузов, заметно переработанные подвески, впрысковые моторы ЗМЗ, в перспективе — дизель. Параллельно, кстати, показывали передне- и полноприводные образцы ГАЗ-3103 и —3104. «Волгу» ГАЗ-3111 даже начали выпускать малой серией. Но в машинах было много недоработок. Государственные структуры отнеслись к новинке с недоверием. Кроме того, за те деньги, что просили за «Волгу», можно было купить вполне приличный импортный автомобиль, пусть и размерами поменьше. Что и делали рядовые потребители.

8-е МЕСТО

«Мишка», 1999

08

08

Созданный на обломках советского Минавтопрома «АСМ-холдинг» в поисках занятия разрекламировал народный автомобиль, который, по уверениям идеологов модели, можно собирать на маленьких заводах и чуть ли не в гаражах. В НАМИ сделали образец с неважно выклеенным стеклопластиковым кузовом на пространственной раме и с агрегатами стандартной «Оки». Еще несколько лет на выставках показывали прототипы, разросшиеся для моторов «Таврии», в том числе ландо, пикап и даже бензоэлектрический вариант с мотор-колесами. Но вскоре разговоры о новом чуде отечественного автопрома прекратились.

9-е МЕСТО

«Кинешма», 1999

09

09

Еще один несостоявшийся народный автомобиль. Творение кинешемского завода «Автоагрегат» оснащали примитивным кузовом, мотоциклетными моторами в 11–13 л.с. (российским и американским, применяемым в основном на газонокосилках), коробкой передач с последовательным переключением. Повозку, которая с трудом развивала 50 км/ч, адресовали небогатым гражданам и инвалидам (они у нас, к сожалению, тоже люди малообеспеченные). Но даже объявленная цена в тысячу долларов не вызвала ажиотажа. Говорили, что несколько машин продали в Испанию для перевозки ящиков с мандаринами от плантации до грузовика. Этот эпизод стал самым ярким в жизни «Кинешмы».

10-е МЕСТО

«Шевроле-Вива», 2003

10

10

Недорогая иномарка российского производства с уважаемым именем, 1,8-литровым мотором в 125 л.с. и в хорошей комплектации. Казалось, именно этого с нетерпением ждали потребители. Готовя к производству в Тольятти «Опель-Астра», снятый с производства в Германии, руководство «Джи-Эм-АВТОВАЗ» обещало конкурентоспособную цену. На поверку цена оказалась как у более современных моделей того же класса. Производство шло несколько лет, но в мизерных количествах. Не спасла и «Вива Адреналин» с обвесом порогов, модными дисками и спойлерами. Всего построили около 3500 экземпляров. А ведь автомобиль-то был в самом деле неплохой…

11-е МЕСТО

«Фиат-Албеа», 2007

11

11

Эту модель тоже собирали в Елабуге. Седан с 77-сильным мотором объемом 1,4 л был лишен заметных недостатков — как, впрочем, и достоинств. У ближайших конкурентов за такую же цену всё вроде бы то же самое, но, как правило, немного лучше. Сказалось, вероятно, и недоверие к марке, чье прошлое несерьезное отношение к нашему рынку помешало создать нормальную сервисную сеть.

12-е МЕСТО

«Волга-Сайбер», 2008

12

12

Как и «Шевроле-Вива», автомобиль вполне приличный, пусть и тесноватый для своего класса. Был даже вариант с мотором 2,4 л и «автоматом». Но заманить чиновников отечественной эмблемой было уже невозможно. Остальные в большинстве своем предпочитали газовскому воплощению «Крайслера-Себринг» более современные модели, пусть и не такие внушительные внешне. Жизнь непопулярному автомобилю продлила программа утилизации и связанные с нею скидки, но — ненадолго.

13-е МЕСТО

«ТагАЗ-Вега», 2009

13

13

Громко представленный автомобиль с вполне приличным салоном и 124-сильным двигателем, помнится, очень неплохо показал себя на первых тестах. Да и доверие к Таганрогскому автомобильному заводу, выпускавшему популярные седаны «Хёндэ», у покупателей было. Но вскоре после начала производства ТагАЗ обвинили в несанкционированном копировании «Шевроле-Лачетти». Скандал утих, но модель делать перестали.

Фото: Из архива «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о ТагАЗ Vega

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии (42)

Самые новые

Альбея была неплоха. Сейчас ее нишу заняли Рио-Солярисы и Лоханы

Ответить#
0

жаль газ 3111 вполне приличная машина я бы такую купил

Ответить#
0

на газе же вроде была смена руководства поэтому газ-3111 прикрыли а вообще классная машинешка была даже сейчас многие хвалят, сейбер готовы выпускать был бы спрос, постоянно газовцев хаят а газ-3105 стоил дешевле чем жигули

Ответить#
0

ГАЗ-3111 даже со «сковородой» V6, 3.0л, 418 двигатель, был обречён: цена была непомерной. Я говорил это гл.инженеру ГАЗ, но в ответ слышал «А почему Волга должна быть дешёвой?» — Потому, что за эти деньги можно купить 3-х летку Mersedes!. Время показало, что был прав я. Так же и по Сайберу — цена высока, стоимость эксплуатации непомерна! По городу 17л! Для справки: ГАЗ-3110 с 406 двигателем мозги 12.0 по городу кушал 10.0л! Кому нужен такой недоносок?

Ответить#
0

......А где Е мобиль?....Маруся..?

Ответить#
0

Они серийно не выпускались, чего про них говорить. Да и частные это проекты.

Ответить#
0

А ЗиЛ и Калита с Мишкой, значит, выпускались? Н-да... Логика та ещё...

Ответить#
0

Идея «Кинешмы» не так абсурдна. Многие бы купили недорогой «сельско-дачный транспортёр» с хорошей проходимостью, возможностью перевозить объёмистые грузы и даже... с валом отбора мощности для навесных агрегатов. За основу бы пошла чуть увеличенная в размерах «Ока». Жаль, что наш автопром слишком стандартно мыслит, пытаясь выпускать то, что уже широко растиражировано, но с худшим качеством.

Ответить#
0

Шеврол еБлейзер...Дымбицкий Дмитрий, Москва.

Ответить#
0

на троечку

Ответить#
0

4 года на Сайбере, затраты на ремонт 1500руб, (расходники не в счет). Отличный авто, купил бы еще раз, если бы делали.

Ответить#
0

Согласен на все 100, Виталий, машинка — мечта и по дизайну и по качеству и по цене (АКПП правда «тормозит»).Даже не знаю на что менять дальше, когда одряхлеет...

Ответить#
0

Один аккумулятор в крыле чего стоит. Снимай колесо. Нет, спасибо!

Ответить#
0

Если машинки не будут ломаться —Новые кто же начнет обретать ?Дымбицкий Дмитрий, Москва.

Ответить#
0

У меня «Сайбер» из последнего выпуска ноябрь 2010г., Volga Siber 2,4АТ LUX, 4-й год идёт, ни разу не пожалел о покупке, доволен как слон!!!(:smile:)

Ответить#
0

Не уверен, что даже безмозглый слон обрадуется Volga Siber

Ответить#
0

Вадик, чем выше макака лезет на пальму, тем большему числу людей видна её красная Jofa!!!

Ответить#
0

Кинешма рулит. Сюда бы колёса нормальные, а не от садовой тачки, и получился бы русский Smart по адекватной цене (а не по заоблачной, как у импортного сабжа).

Ответить#
0

ага, или «Ока»

Ответить#
0

а бабке —яйца ... был бы дедка!

Ответить#
0

Вот Кинешму бы взял,на дачу))

Ответить#
0

е-мобиль еще агонирует, поэтому и нет в списке.Документацию вроде куда-то отдали(продали) значит еще есть надежда.Мне «мишка» понравился гибридный. Блин опять опередили весь мир и обосрались в сторонке. Жаль.

Ответить#
0

Да — да, даешь Ё-мобиль! И Прохорова туда втиснуть и посмеяться)

Ответить#
0

А ё-мобиль где?:) ссылка

Ответить#
0

И на эти чудища тратились, например, ввозные пошлины на иномарки?! Чтоб Минпромторгу автопарк поменяли на КинешмЫ с «Автоагрегата»!

Ответить#
0

«„Волга-Сайбер“ — автомобиль вполне приличный, пусть и тесноватый для своего класса. Был даже вариант с мотором 2,4 л и „автоматом“»Статья — просто ацтой!!!Ты, Канунников, в салон Сайбера хотябы свою тупую бошку хоть раз просовывал? Тесновато... У меня дочери 12 лет, сзади спит в полный рост!был вариант с автоматом... Тьфу...Да это основная, базовая комплектация, Оладух!!! С механикой вообще в природе никогда не существовало (пока наши чот там не сварганили в Нижнем!).Езжу на нём уже 4 года — ни одной поломки! Только масло и колёса меняю (пробег 150000км!) и это за 496000 деревянных за новый, бизнес-класс!!!Такие статьи читать противно...Представляю какая «правда» про другие авто в этом списке...P.S. Кстати, забыл спросить, ты не тот Канунников, который Автоваз уконтропупил?????????А закрыли выпуск, т.к. машинка поломала все цены на авторынке! Подержанные 6-летки стоили столько же! За это и оборзали её в глазах народа...

Ответить#
0

Юрий, вы ошибаетесь. Такая цена была установлена исключительно для того, чтобы распродать машины. Она даже не покрывала себестоимость. 90% комплектующих доставлялись из США и Европы.

Ответить#
0

Артём, здесь речь не о рентабельности, а об откровенных ляпах автора! К тому же открою тайну, уверяю Вас, рентабельность имела место быть, я 3 года встречался с Нижегородским руководством проекта, в частности с гл.инженером г-м Транквилевским. Дело в том, что продали всю линию почти за дарма, т.к. Crysler полностью менял оборудование. А железо вообще подарили! Все 10 000 экземпляров, что успели собрать и продать были исключительно из пендосовского железа!!! Да и расчёт был сделан на массовость производства, но переоценили свои силы, т.к. было подключено про-фрицевское лобби, так горячо любимое Вольдемаром. Поэтому уже на следующий день после Сайберов на этой же линии стали собирать VW-Passat...

Ответить#
0

Ляпы может быть и есть. Но фактическая цена продажи автомобиля была ниже себестоимости. Конечно, сыграл свою роль и кризис, ведь продажи всех автопроизводителей уменьшились, но еще до кризиса было понятно, что автомобиль получается дорогой из-за огромных бюрократических процедур, кучей ненужных офисов на нескольких континентах и специалистов, полным отсутствием локализации. Машина могла бы занять свою нишу, если бы не куча нахлебников, выкачавших деньги из проекта. Если бы подошли с умом и не с такими аппетитами. Что касается удобства — лично мне не нравится, ездил много в качестве пассажира, машина низкая — не вылезешь. Но могла бы стать вполне достойной, если бы не внутренние и внешние обстоятельства.

Ответить#
0

Знаете, во всей этой истории у меня стойкое убеждение, что если бы машинка была плохая, её бы до сих пор выпускали, а тут...Словом, власть старается держать нас в чёрном теле, чтобы русские (не дай Бог!), людьми себя не почувствовали. ТАЗы за пол ляма — это то что надо. ИМХО!

Ответить#
0

Ну зачем так пускаться в эмоции. Да Канунников ляпнул немного, но и ты не знаешь о чем пишешь! С Механикой себринги были, правда с двигателем 2,7 турбо. Если погуглишь все найдешь.У самого сайбер, машинка неплохая, за свои деньги очень неплохая, но косячки так-же присутствуют! Волга все же больше (правда как внутри, так и снаружи).

Ответить#
0

Уважаемый, вот с чем я постоянно сталкиваюсь (уже достало, честно...), так это постоянная борьба с возражениями «умников» не умеющих читать кирилицу!Так мы здесь «Volga-Siber» обсуждаем или упомянутый Вами «Crysler-Sebring»???"Volga-Siber" 2.7-Turbo даже в "Красной Книге" никогда не фигурировал. Был только с мексиканской движкой 2.0, да и то буквально несколько штук!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Знаток...

Ответить#
0

КИНЕШМУ ЗА ШТУКУ БАКСОВ СЕЙЧАС БЫ РАЗМЕЛИ КАК ГОРЯЧИЕ ПИРОЖКИ, С ХРУСТЯЩЕЙ КОРОЧКОЙ. Машины по цене от 1 до 3 штук баксов сейчас бы просто создали не ажиотаж, а бум. Мечта дачника, молодёжи и студентов. Кинешма, где ты аууу...!!!!

Ответить#
0

Там же где и завод «Автоагрегат»

Ответить#
0

Фиат делали не в Елабуге, а в Набережных Челнах. Так для инфо.

Ответить#
0

Как всегда, 3111 у нас, оказывается, из-за высокой цены и каких-то недоработок оказалась «громким провалом». Мне вот интересно, вы на пару с авторевю такие недалёкие специально, или реально не хотите вникать и соображать?Специально для таких недалёких аналитегов поясняю. 3111, как и все предыдущие Волги, типа 3105, 3103, 3104, никогда не выпускались серийно, и никто их в серию не запускал. Всё, что попало в продажу, суть партия опытных машин, которые за несколько лет подсобирывали и скидывали в продажу, когда сам проект уже закрыли. Скажем спасибо дерипасочникам, которые с ГАЗом сделали тоже самое, что, в общем-то, и рособворэкспортники с ВАЗом.Поэтому тут об взвешивании цены и окрещивании её как высокой речи вообще идти не может принципиально. Вы не можете оценивать спрос на машину, если она не серийная. Это чушь полнейшая, не баламутьте мозги народу, у него и так вашими, перестроечников, стараниями, мозги набекрень.Тот же самый дебилизм преследует всех журналистов, когда они вспоминают про Шниву FAM. В продажу попала партия собранных машинокомплектов, около 1000, и продавали её тогда, когда славный ЖМ уже послал на все свои хотелки по сборке экспортной Шнивы. Тем не менее, все визжали, что она дорогая, ох-ох. А какой она ещё могла быть? Она собиралась из «золотых» силовых установок, её за даром должны были отдавать?

Ответить#
0

Да, с 3111 кинули страну, а ведь это был реально прорыв, переходная модель к 3103 и 3104, на уровне современных иностарнных авто. Красивый, самобытный дизайн, на который немцы заглядывались! Там даже диодная оптика (повортники, стоп сигналы) была в 1998 году, на Мерседесах её не было, да и вообще практически ни у кого!!! Очень и очень жаль, а ведь это реально был шанс закрепится в бизнесс классе, составить конкуренцию мировым автопроизводителям и далее развивать и улучшать от модели к модели. А теперь на логаны шилдики клеим и их старую платформу будем ещё долго юзать, и плестись вечно в заднице, продлевая жизнь старым моделям, под видом, отечественной новинки.

Ответить#
0

c ВАЗ-21236 история сложная. двигатель (поставка из венгрии) прекратили выпускать, кузов 21236 получился дороже 2123 (ВАЗ вложил туда стоимость оснастки). редукторы мостов и передние тормоза абсолютно недоразмерены, проседание пружин подвески, оригинальные амортизаторы...проблем много. могу посоветовать журналистам, пишущим на такие темы брать информацию только от первоисточника. по собственному опыту работ — можно сделать очень хороший автомобиль за приемлемые деньги и короткие сроки, но только при отсутствии «эффективных» менеджеров и маркетологов.

Ответить#
0

Я прекрасно знаю подробности проекта. Но я в первую очередь подмечал то, что машина эта по сути не серийная, хоть и вышедшая тиражом бОльшим, чем та же 3111, к примеру.Суть в том, что журнализды всегда говорят, что эти машины сняли с производства из-за низкого спроса на них. А там никаких оценок спроса/предложения проводить просто невозможно, ибо машины не серийные, их никто в серию не ставил, никто и не снимал — просто собрали все машинокомплекты, которые были, продали и забыли. А у народа потом в итоге складывается в корне неверное понимание ситуации, и начинают пересказывать вот эти бредни, про завышенные цены и плохой спрос."Эффективных" менеджеров в проекте Нивы ФАМ не было. Были ЖМ, которые захотели выжать бабла с уже не раз окупившихся, но устаревших ВАЗовских узлов и агрегатов. Вкладывать в нас они не хотели ни разу, не хотят и сейчас. Цену за завод моторный для тех самых движков Z18XE ломили немереную они ведь. И постройка завода этого, точнее, переезд из Германии, ложилась финансово больше на плечи ВАЗа. Пока ЖМ выё... и пытался нагреться на этом заводе, "внезапно" провалилась их Вива, один из потребителей данного двигателя, дело подошло к 2005 году, а потом пришёл РосОбворЭкспорт, и все договорённости, что были наработаны при Каданникове, улетучились — обломался ЖМ-ам и частичный переход ВАЗа на их моторы, и освоение всяких Опелей на ВАЗовском конвеере, и многое другое."Эффективные" менеджеры обломали 3111, это точно. Основная причина — отказ дерипасочников вкладывать средства в модернизацию производства, которое по своему уровню и проектным мощностям не вытягивало такую машину, как 11-я. Тоже самое происходило и при попытках освоения 3105. Так вот, вложись дерипасочники в новую машину тогда — они бы получали бенефиты с неё и по сей день, уж это точно. Самое главное, что тогда было необходимо сделать — это уйти от старого 24-го кузова. И сделано этого не было. А без нового кузова никакие новые машины невозможны. В итоге всего того ссанья, которым маялись дерипасочники аж до середины нулевых и чуть далее, пришли к тому, что все условия вложитсья в свои машины вообще пропали — проспали и подъём рынка, и благоприятные возможности кредитования, и свою инженерную школу.

Ответить#
0

Марусю

Ответить#
0

Ё-мобиль еще можно добавить

Ответить#
0

Много чести. Эти хоть что то делали реального. Были собраны машины........

Ответить#
0