Предотвратить? нет, предугадать

ПРЕДОТВРАТИТЬ? НЕТ, ПРЕДУГАДАТЬ

]

ТЕХНИКА

Безопасность

СИСТЕМА PRE-SAFE

ПРЕДОТВРАТИТЬ? НЕТ, ПРЕДУГАДАТЬ

АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Системы безопасности автомобиля — как рубежи обороны: сначала электроника старается предотвратить аварию, обеспечивая управляемость и максимальное замедление машины. Если худшее все же произошло, ремни удерживают водителя и пассажиров в «седлах», а подушки безопасности принимают их в объятия, не допуская серьезных травм. То есть сначала работают системы активной безопасности, а потом — пассивной.

Конструкторы постоянно совершенствуют технику, но, похоже, предел, по крайней мере теоретический, уже близок. Не так уж много можно успеть за те несколько миллисекунд, пока сминается передок кузова. Поэтому-то, кстати, в дело пошла пиротехника: лишь взрыв способен практически мгновенно натянуть ремни, раскрыть подушку...

Но сегодня в помощь пассивным устройствам пришли активные. Ведь современные системы стабилизации работают на основе сигналов датчиков, отслеживающих линейные и угловые ускорения, проскальзывание каждого из колес. Так называемый активный круиз-контроль «Дистроник» с помощью радара определяет расстояние до впереди идущей машины. В общем, не так уж трудно научить компьютер распознавать вероятность надвигающегося ДТП: фиксировать момент, позже которого водитель уже не успеет затормозить или отвернуть, не сможет предотвратить опрокидывание. Но до столкновения еще не милли-, а целые секунды. А значит, пока визжат шины, а водитель судорожно вцепился в руль или закрыл лицо руками, можно успеть что-то предпринять.

Новый класс систем безопасности получил название «Пре Сейф» (Pre-Safe). Эти устройства с помощью электроприводов (тут вполне можно обойтись без пиротехники) изменяют положение сидений, натягивают ремни, закрывают люк. Более того, компьютер подготовит тормоза к работе... еще до того, как водитель перенесет ногу с педали газа. Электроника повысит давление в специальном ресивере и уменьшит зазор между дисками и колодками. Когда водитель поймет, что пора тормозить, замедление начнется без задержки. Здесь важна даже доля секунды!

Начало системам «Пре Сейф» было положено в 1989 году, когда на родстере «Мерседес-Бенц SL» появилась автоматически выдвигающаяся за 0,3 с защитная дуга. Уже тогда компьютер научили определять начало опрокидывания. Современные устройства могут решать более сложные задачи.

«Пре Сейф» не только подвинет сиденья, но и притянет к панели баранку, а к коленям переднего пассажира придвинет мягкую (но не надувную) подушку. При угрозе сбоку выдвинутся обивки дверей и стоек: они сработают как амортизаторы, смягчив удар. Бампер с помощью гидроцилиндров-амортизаторов ринется навстречу опасности, а если радар предскажет столкновение с высоким грузовиком или джипом, активная подвеска максимально поднимет кузов, чтобы уменьшить вероятность подката.

Важное преимущество «активно-пассивной» системы в обратимости процессов: если столкновения или опрокидывания все же не произойдет, тогда ремни ослабнут, сиденья вернутся в комфортное положение. В общем, все устройства «успокоятся», но будут готовы к следующей нештатной ситуации.

Так работает «Пре Сейф»: а — с началом экстренного торможения ремни мягко, но настойчиво притягивают седока к спинке; б — спинка занимает вертикальное положение, подголовник и подушка сиденья поднимаются; в — закрывается люк в крыше, баранка уходит вперед, к коленям пассажира придвигается мягкая подушка; г — сбоку придвигаются обивки двери и стойки кузова, создавая необходимый для энергопоглощения зазор между человеком и железом.

Преднатяжитель «Пре Сейф»: электромотор вместо пиропатрона.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии