В огне не горит

В ОГНЕ НЕ ГОРИТ

ТЕХНИКА

Новинки

ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

В ОГНЕ НЕ ГОРИТ

Что нужно от бензобака? Хранить пожароопасное топливо и не пролить его в случае аварии, противостоять агрессивной окружающей среде и быть легким... Сегодня этого недостаточно. Автомобиль компонуют настолько плотно, что зачастую места для параллелепипеда просто не найти или оно не устраивает по соображениям безопасности. Чтобы максимально эффективно использовать каждый литр свободного пространства, создают "стационарные канистры" головоломной формы. Технологи порой хватаются за голову - им ведь надо наладить массовое производство причудливых сосудов.

Выручают пластмассы, позволяющие воплотить любую фантазию конструктора. Но в дело вмешались экологи из солнечной Калифорнии (ЗР, 2001, № 4). Выяснив, что отдельные пронырливые молекулы углеводородов находят лазейки сквозь частокол молекул стенок бака, калифорнийские законодатели поставили пластиковые "бензохранилища" на грань вымирания. Экологи вновь подтолкнули металлургов и химиков на изобретательство.

Бензобак "Пермблок AS6", представленный немецким отделением "Tи Ай Отомотив" в содружестве с французской "Aтофия", выполнен по технологии Ship-in-a-bottle (корабль в бутылке). Это, по сути... шесть баков, вставленных один в другой. Четыре слоя обеспечивают безопасность и прочность, а два - берегут окружающий мир. Бак выдерживает температуру до 100°С, устойчив не только к бензину, но и к спиртовым добавкам, не говоря уже о реагентах, которыми зимой посыпают дороги. "Пермблок" первым среди пластиковых баков обеспечил выполнение норм PZEV (автомобиль с почти нулевым выбросом).

Стальные магнаты тут же предложили альтернативу: бак весьма сложной формы из нержавейки, тоже не пропускающий пары топлива и устойчивый к коррозии. Стенки изделия от "Круппа" имеют толщину всего 0,4-0,7 мм против 4-8 мм пластмассового конкурента. "Железный" бак получился даже на 20% легче. А технология гидроформования, разработанная учеными Дортмундского университета, позволила сделать процесс изготовления не слишком дорогим. Во всяком случае, по сравнению с шестислойным пластиковым противником.

Вероятно, победителя в этом поединке так и не будет. Если, конечно, не считать выигрыш для окружающей среды.

Два варианта бензобака для "Нью Битла". Тонкие стенки стального (а) варианта позволили вместить 74,3 л топлива против 71,5 л у пластикового аналога (б).

Шестислойный бак "Перм-

блок AS6" сложен по форме, материалу и технологии. Зато снаружи... ничем не пахнет.

Подпишитесь на «За рулем» в