"нива" тормозит... 250 000 раз!

«НИВА» ТОРМОЗИТ... 250 000 РАЗ!

]

ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ «НИВЫ»

Хороших машин, которые наши конструкторы ни у кого не передирали — раз, два и... Устарела, конечно, но народ ее искренно любит. А если еще присовокупить новичка — «Шевроле-Ниву», то так и хочется спросить — а почему это мы давно не испытывали никаких «нивовских» деталей? Например, тормозных цилиндров, вон они там какие необычные — «трехглавые»... Вернее, трехпоршневые.

Неожиданно выяснилось, что разнообразием выбора тормозных цилиндров для «Нивы» прилавок похвастать не может. Во всяком случае, нам удалось раздобыть всего три их разновидности — каждой по две штуки. Причем одну пару пришлось покупать в сборе с суппортами: мол, не нравится — не ешь... Вся троица — без упаковки и «визитных карточек», только белорусско-немецкие «феноксы» смогли предъявить в качестве «документов» надписи FENOX на литых корпусах.

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ И... МАРАФОН!

Какую-то пользу от покупки цилиндров с суппортом в сборе все-таки удалось извлечь... На фото 2 хорошо видна металлическая скоба из комплекта поставки вазовских изделий — вот с ее-то помощью и решили оценить геометрические размеры остальных цилиндров. Сложностей это не вызвало: контрольная сборка прошла без замечаний — можно двигаться дальше.

После такой «разминки» пары разделились. Одному из цилиндров предстояло пройти испытания на механическую прочность и герметичность, а второго ждал настоящий марафон — как еще назвать ресурсные испытания?

Вопрос вроде: «Почему вы не проводите ресурсные испытания?» — один из самых повторяемых в редакционной почте. Да потому, что это всегда очень трудоемко и долго: ситуация на рынке порой меняется быстрее, чем марафонцы до середины дистанции добегают... Однако из уважения к «Ниве» решили сделать исключение: длина «марафона», определенная ВАЗом, — 250 000 срабатываний...

Методика такова. Цилиндры размещают в камере с температурой 70±5°С и повышают в них давление от 0 до 0,75 МПа с интервалом 2 с — при этом поршни находятся в положении, соответствующем одной трети от их максимального хода. Туда — сюда, туда — сюда: вот, собственно, и все — визуально ничего интересного. Если, конечно, никто не сойдет с трассы раньше срока...

На легкоатлетических соревнованиях марафонцам торжественно дают старт на стадионе и отправляют в путь — вы там, ребята, бегайте, а мы пока в других дисциплинах медали разыграем. Так и мы — дали старт, включив рубильник на стенде с названием СГПП-1ц, и начали испытания на другом стенде — СГП1. Названия стендов из специализированной лаборатории ИЦАИ НАМИ сообщаем намеренно для тех производителей, чье изделие займет место, отличное от первого, — именно у них обычно возникают сомнения в корректности, объективности и непредвзятости... Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, марафонцы выбежали со стадиона, а мы начинаем соревнования по герметичности и по прочности. Герметичность цилиндров оценивают при давлении жидкости, равном 20 МПа, — зачет получает тот, кто продержится в таком состоянии не менее двух минут. Само собой, падение давления при этом не допускается. Второе соревнование — из разряда «экстрим»: прочность определяют по моменту разрушения цилиндра при повышении давления в пределах до 35 МПа.

Зачет по герметичности получили все три цилиндра, но... Но стоило перейти ко второму испытанию и повысить давление всего-то на 0,5 МПа, как вазовское изделие неожиданно развалилось на куски. И в этот же момент поступило сообщение с трассы — дисквалифицирован белорусский марафонец! После 11 000 циклов у «Фенокса» появилась течь тормозной жидкости по среднему поршню, а за это снимают с дистанции. Таким образом две команды из трех лишились шанса победить в общем зачете...

Что ж, два марафонца бегут дальше, а мы повышаем давление и ждем, кто сдастся следующим. На отметке 27,0 МПа хрустнул «Фенокс» — жаль. Стрелка манометра доходит до 35,0 МПа — «тольяттинец» жив! Ему и присуждается малая золотая медаль...

...И большая тоже! Два оставшихся изделия завершили ресурсные испытания без замечаний, а потому единственной командой, выдержавшей все проверки, оказалась именно безымянная «тольяттинская».

НА БЕЗРЫБЬЕ

Честно говоря, по нашим правилам «бомжей» к соревнованиям не допускают, но тогда получится, что на «Ниву» вообще нельзя купить нормальную запчасть! Остается надеяться, что хотя бы победа в нашей экспертизе побудит неведомых изготовителей этих изделий выйти из подполья и начать уважать своих потребителей.

Иначе никакие «шевроле-нивы» никогда не станут полноценными автомобилями.

1. Изготовитель — не указан

(продавалось под именем «Тольятти»)

Маркировка — VAZ 2121 3501044 12 АЛЗ

Примерная цена — 500 руб.

Если бы это изделие предлагали в нормальной упаковке, то отличная оценка была бы выставлена единогласно. Ресурсные испытания пройдены без замечаний, герметичность нормальная, прочность прекрасная. Но... как опознать безымянного «героя»?

Оценка: (хорошо).

2. Изготовитель — не указан

(продавалось в сборе с суппортом под именем «ВАЗ»)

Маркировка — VAZ 2121 3501044 АЛЗ 8 

Примерная цена (с суппортом!) — 1500 руб.

Изделие успешно выдержало ресурсные испытания, но первое же резкое торможение при таком качестве может оказаться последним в жизни. Этакий «царь-колокол» получился — и всего-то при давлении 20,5 МПа! Как говорится, «а еще суппорт надел»...

Оценка: (плохо)

3. Изготовитель —

«Фенокс» (Fenox), Белоруссия

Маркировка — VAZ 2121 3501045 FENOX 3240 

Примерная цена — 600 руб.

На этапе покупки «белорусские немцы» выглядели чуть лучше остальных, однако «игра», как говорится, не пошла. Один цилиндр разлетелся на куски при давлении 27,0 МПа — рановато, другой почти сразу же «прохудился» на ресурсных испытаниях.

Оценка: (плохо)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии