Страсти по акцизам

СТРАСТИ ПО АКЦИЗАМ

]

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАХ ОСТАНОВИЛОСЬ

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

Как объяснил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, раньше акцизные сборы тяжким грузом висели на шее у нефтеперерабатывающих предприятий — на это уходила львиная доля их оборотных средств. Впрочем, место для маневра оставалось: производители просто продавали часть бензина «налево», избегая таким образом выплаты налогов да к тому же получая дополнительную выручку. Налоговики мириться с этим, понятно, не могли и придумали новую авансово-зачетную схему взимания акцизов. Суть ее в том, чтобы переложить уплату налоговых сборов с заводов-изготовителей на розничную сеть, иными словами, на АЗС. Казалось, схема приемлема для всех, включая нефтеперерабатывающие предприятия, которые только и ждали, чтобы освободиться от акцизного бремени. Но выяснилось, отнюдь не все так просто.

«На пальцах» это выглядит так: завод продает оптовику энное количество бензина, который в конечном итоге попадает на АЗС. Никто из всей этой цепочки акциз не платит, кроме последнего продавца — именно он включает его в цену бензина. А потом туда-сюда начнут курсировать ведомственные бумажки, и тяготы по выплате акцизного сбора равномерно распределятся между всеми. Все бы замечательно, но только на весь этот бумажный процесс отводится 10 дней по окончании месяца, не уложились — налоговые инспекции «слупят» налог с каждого нарушившего срок. Конечно, МНС потом разберется и вернет деньги, но когда это случится?.. Есть и другие мелкие и крупные закавыки в новом законе, а посему ныне платят акциз только... заводы-изготовители. Словом, думали, как лучше, но работает по-прежнему старая схема, только с иными результатами.

ПОСТРАДАВШИЕ

Сегодня страдают региональные бюджеты, в особенности же не повезло дорожным фондам. Теперь они наполняются за счет акцизных сборов, транспортного и земельного налогов, причем акциз, выплачиваемый местными АЗС, должен, по идее, стать основной статьей «дорожных» доходов. Как рассказал гендиректор ассоциации «Радор» Александр Афанасьев, по плану Минфина РФ в этом году в бюджет региональных дорожных фондов предполагается собрать около 40 млрд. «акцизных» рублей — половину всех дорожных денег. Но сделать это смогут только в 20 российских регионах, где успешно функционируют нефтеперерабатывающие предприятия. Там дорожные фонды будут процветать, а в других областях и республиках — извините, придется «сосать лапу».

Вот как это выглядит в цифрах. В нефтяной Башкирии, где запланировали собрать за 2003 год 1,5 млрд. «акцизных» рублей в дорожный фонд, только в I квартале получили с акцизов 730 млн. руб.! А в Московской области, где дорожники рассчитывали на 1 млрд. руб. акцизных сборов за год в том же I квартале удалось получить лишь 45 млн. В Псковской области еще хуже: из предполагаемых 300 млн. руб. в год в I квартале собрали только 2,5 млн. руб.! По имеющимся данным, такие же показатели «акцизных» поступлений в региональные дорожные фонды сохранятся и в дальнейшем. Для территорий, на которых нет нефтеперерабатывающих заводов, по мнению А. Афанасьева, это просто катастрофа.

— Если в прошлом году мы в территориальный дорожный фонд собрали 2 млрд. руб., то в этом будет ориентировочно 130 млн., — жалуется Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. — Поступления сократились почти в 20 раз! Во многих районах республики дорожные организации на грани остановки. И такое во всех регионах страны. Я недавно встречался с мэром Москвы Лужковым, другими губернаторами и теперь все вместе готовим обращение к Президенту, Председателю Правительства и Госдуме с просьбой немедленно пересмотреть порядок формирования дорожных средств. Иначе страна может остаться без дорог, и до Европы мы никогда не доедем.

Словом, проблем прибавилось у всех, кроме... налоговиков. Они свои 40% от акцизных сборов на нефтепродукты (именно так он делится: 60% уходит в регион, 40% — в федеральный бюджет) получают полностью. Пусть из одних регионов «нефтерубли» льются рекой, а из других текут тоненьким ручейком — на общий результат это не влияет. Но живем-то мы в регионах и ездим по местным дорогам, причем далеко не всегда трассы эти пролегают по богатой нефтью Башкирии. Увы — чаще по Нечерноземью, где не видать ни одного НПЗ...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии