В воздухе пахнет угрозой

В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ УГРОЗОЙ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

совет безопасности

ЧЕМ МЫ ДЫШИМ

В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ УГРОЗОЙ

МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

КТО ВИНОВАТ?

Мы давно уже привыкли к тому, что автомобиль - это средство повышенной опасности, имея в виду угрозу для жизни при дорожных происшествиях. Между тем ежедневные "дозы" выхлопов действуют не менее коварно, хотя внешне это и не выглядит столь устрашающе, как кровь на асфальте.

Объем вредных выбросов современного легкового автомобиля достигает 300 кг в год, наша же среднестатистическая легковушка изрыгает их в несколько раз больше. И это на фоне растущего числа машин! В 70-х годах по московским улицам колесило около 100 тысяч "частников", к 1993 году их популяция достигла 800 тысяч, сегодня перевалила за два миллиона, а по прогнозам через пять лет преодолеет отметку в три миллиона! Средняя скорость движения в Москве упала до 13 км/ч.

В России ныне около 150 городов, где наибольшую долю вредных примесей посылают в воздух именно автомобили (кому-то больше "повезло" с промышленными предприятиями...).

В воздух столицы - самого загазованного российского города - ежегодно попадает до двух миллионов тонн выбросов, или более пяти тонн ежедневно! Превалируют в общем объеме угарный газ СО (70%), углеводороды СН (15%) и окислы азота NOх (10%). При работе двигателя в выхлопную трубу вылетает более 200 веществ и соединений, среди которых тяжелые металлы и бенз(а)пирен - опаснейший канцероген, вызывающий даже в мизерных концентрациях мутации, а через поколения "аукающийся" рождением нездоровых детей.

Металлы, особенно свинец, аккумулируются по обочинам крупных дорог: концентрация до 30 раз превышает нормы. На особо оживленных трассах "зона поражения" распространяется на полкилометра в сторону.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Частичное решение проблемы выбросов известно: это полный отказ от этилированного бензина (недавно его производство наконец-то и у нас официально запретили) и тотальное оснащение автомобилей каталитическими нейтрализаторами. Тем не менее пройдут годы, пока "безвредные" автомобили вытеснят чадящих старичков-долгожителей. Здесь нам, к сожалению, не под силу радикально что-то изменить. Но, положа руку на сердце, разве мы сами зачастую не усугубляем ситуацию, варварски относясь к чужому и своему здоровью? Предлагаем несколько элементарных действий, способных сделать так, чтобы дышать всем стало легче (фото 1-3).

Выключайте двигатель в глухих пробках. По нашим замерам в салоне машины, оказавшейся в пробке, концентрация СО варьирует от 17 до 50 мг/мз. Пешеходам достается ненамного меньше - от 15 мг/мз.

Уважайте живущих поблизости! Если действительно необходимо прогреть мотор (например, морозным зимним утром), делайте это на удалении от жилых домов: 68 мг/мз - это опасно! А лучше - в движении: двигателю хуже не будет, соседи же не получат дозу 22 мг/мз (измерено в квартире!).

НАША СПРАВКА

СО - бесцветный газ без запаха, препятствующий наполнению крови кислородом; в больших дозах смертельно опасен.

NOх - окись азота, газ без цвета и запаха, виновник красновато-коричневого оттенка воздуха. Активно взаимодействует с углеводородами СН под влиянием солнечных лучей, в результате чего выделяется озон O3. Последний раздражает слизистую носа и горла, вызывая кашель и насморк, а также способствует возникновению астмы и бронхитов.

Бенз(а)пирен, хризен, флуорантен - углеводороды-канцерогены; даже в малых дозах чрезвычайно опасны - способствуют возникновению злокачественных опухолей.

SO2 - бесцветный газ с резким запахом, смешиваясь с влагой, образует серную кислоту; виновник нарушения функции щитовидной железы, кислотных дождей, гибели лесов.

Наряду с этим каждая машина за свою жизнь поставляет в атмосферу в среднем до 8 кг резиновой пыли и 18 кг испарений из бензобака. На этом фоне не столь значительны, но оттого не менее опасны медь и цинк, попадающие в воздух при износе тормозных колодок. А еще никель, ванадий, молибден, хром... На высоте до полутора метров в воздухе мегаполисов сконцентрирована чуть ли не вся таблица Менделеева!

Подпишитесь на «За рулем» в