От полуторки до полуторки

ОТ ПОЛУТОРКИ ДО ПОЛУТОРКИ

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

у камина

МУЗЕЙ ОАО «ГАЗ»

ОТ ПОЛУТОРКИ ДО ПОЛУТОРКИ

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

Где познакомиться с историей фирмы, как не в заводском музее? За рубежом именно там собраны самые полные и самые интересные коллекции автомобилей одной марки. Наши производители, увы, не могут этим похвастаться. Исключения случаются, но редко.

Один из старейших наших заводских музеев — газовский. Однако главное его достоинство не возраст, а то, что он богат живыми экспонатами — машинами разных времен, несущими эмблему ГАЗа. Долгие годы музей размещался в Доме культуры предприятия. Нынче живет в более просторном помещении, по соседству с заводским учебным центром.

В ухоженных залах собрано немало исторических документов. Причем не только связанных с нижегородским заводом. Постоянно действует выставка «Автомобили и их создатели» о наиболее значительных событиях мировой автомобильной истории. Но основная часть экспозиции, конечно, посвящена ГАЗу.

Старые фотографии, пожелтевшие документы... Котлован на окраине Нижнего, первые «красные „форды“ — полуторки и легковые ГАЗ-А... На конвейере легендарная „эмка“; война, разрушенные бомбардировкой заводские корпуса; проект знаменитой, до сих пор любимой „Победы“... Рождение „Волги“ и „Чайки“... Вседорожники, грузовики, вплоть до новой нижегородской полуторки — „Газели“.

Особый колорит выставке придают работы замечательного нижегородского фотомастера Николая Добровольского. На протяжении десятков лет он создавал уникальную в своем роде фотолетопись ГАЗа. Но от автомобильного музея, прежде всего, мы ждем «живых» машин. В нижегородской коллекции их около тридцати.

Любителей старины приятно удивят состояние и ассортимент легковых машин и грузовиков. Последние особенно ценны. Многие легковые авто были сохранены их владельцами-частниками если и не в идеальном, то, по крайней мере, пригодном для реставрации виде. Грузовики же обычно сгнивали на задворках автобаз и свалках (вы давно видели опрятный неперелицованный ГАЗ-51?), поэтому уцелевшие в хорошем состоянии экземпляры — настоящие раритеты.

Набор легковых моделей в музее тоже впечатляет, особенно если учесть, что экспонаты, можно сказать, в эталонном виде. Двухцветные ЗИМ и «Победа» (ГАЗ-М20 — последний, сошедший с конвейера в мае 1958 года), «волги» ГАЗ-21 разных лет и, конечно же, знаменитый ГАЗ-67, известный во время войны как «Иван Виллис», — родоначальник отечественных вседорожников.

Помимо серийных машин, на любом заводе, имеющем многолетнюю историю, немало работали над мелкосерийными, а порой единичными экспериментальными образцами. В нижегородском музее можно увидеть открытую «Чайку» ГАЗ-14-05 (ее сделали для военных парадов), уникальную малолитражку ГАЗ-18. Отрадно, что в музее сохранили два почти новеньких GAZ 3105. Неудавшийся проект представительской «Волги», о котором много писали в конце 80-х, совсем недавняя, но уже забываемая история. В музей попала и «Газель». Потомкам лет через двадцать, когда нынешняя полуторка станет реликтом, не придется искать ее по сараям и свалкам. Ведь многих машин даже недалекого прошлого, особенно редких, сегодня уже не найти.

В коллекции ГАЗа сохранены многие документы, рассказывающие об экспериментальных образцах и несостоявшихся проектах. Вы слышали о полноприводном GAZ 24? О ГАЗ-РАФ-3920 — 14-й «Чайке» с кузовом универсал? Обо всем этом можно узнать, посетив музей.

К сожалению, он работает по графику завода — в субботу и воскресенье, как правило, закрыт. Да и площадь залов невелика: пополнять коллекцию скоро будет просто невозможно. У музея есть план переехать в более вместительное помещение. Хорошо бы это состоялось.

Трехосный ГАЗ-ААА (1934–1943 гг.) — редчайший ныне автомобиль.

Кабриолет ГАЗ-14-05 «Чайка» изготовили всего в нескольких экземплярах.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ОАО «ГАЗ».

Нижний Новгород, пр-т Ленина, 95.

Часы работы: с 8.30 до 11.30 и

с 12.30 до 16.30.

Выходные: суббота, воскресенье.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии