Медвежья услуга

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

]

ТЕХПОМОЩЬ

Мастерская

РЕГУЛИРУЕМ ЗАЗОРЫ КЛАПАНОВ

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН

Когда к воротам подъехал этот VAZ 2111, в боксах посветлело: автомобиль чист, ухожен, серебристый металлик сверкает — и это при такой грязи на дорогах! Очевидно, хозяин не из числа беспечных ездоков, свою машину холит. Но невесел пожилой автолюбитель...

Жалобы владельцев обычно сводятся к одному: вчера машина хорошо работала, сегодня — плохо. Для нас, ремонтников, важно в потоке эмоций выудить золотой ключик к решению проблемы. Его может не быть — если рассказчик плохой, ненаблюдательный. А бывает, ключиком сразу не воспользуешься — заказчик ограничивает: «Это — не трогайте. Тут все в ажуре!» Приходится идти к цели обходными путями, мягко подводя владельца к правильному решению. Отсюда потеря времени, удорожание ремонта. Судите сами.

...Купил гражданин машину в одном из столичных автосалонов года полтора назад. Двигатель — восьмиклапанный 2111 — отлично работал. Универсал оказался на удивление шустрым и одновременно экономичным, на загородных трассах канистры бензина хватало на 300 километров даже при том, что скорость там редко ниже сотни. Очень удобна машина для поездок по грибы или на рыбалку. Что еще старику нужно? Но пришел черный день ТО (техобслуживания). Делали его в том же автосалоне. Нынче многие продавцы обзавелись лицензиями на эту услугу и навязывают ее покупателям: согласен — получаешь от салона дополнительные гарантии, нет — лишаешься вообще каких-либо гарантий! Экономические корни этой обираловки — тема особая. Сегодня мы говорим только о железках.

Важная деталь: по словам владельца, особенно тщательно «салонный» специалист регулировал зазоры в клапанах — возился больше часа. Представьте, машина новая — и уже проблемы с зазорами! Вы бы поверили?

С отметкой в сервисной книжке и полегчавшим кошельком хозяин двинулся домой и вскоре заметил, что мотор потерял тягу — впору ехать в первом ряду, да и там троллейбусы наседают! Помучившись несколько дней, решил воспользоваться гарантией.

Приняли радушно, как лучшего друга. Что-то отвинчивая-привинчивая, долго возился уже знакомый мастер. Но, как позже убедился клиент, безрезультатно.

Вновь и вновь ездил «на гарантию», но поведение автомобиля не улучшилось — все такой же тупой. А бензина подавай больше — и 10 л на сотню мало! Гарантийщики встречали как старого знакомого, а мудрейший из мастеров однажды отвел в сторону и шепнул, что машина, по его убеждению, «такою уж уродилась, поэтому самое время ее продать!» И выразил согласие купить, если не дорого. Понятно, владельцу веселей не стало.

Наконец, кто-то из друзей надоумил: забудь о «гарантиях» да поезжай к платным мастерам. Так многострадальный VAZ 2111 оказался у нас.

Предварительные выводы из этого рассказа мы уже сделали. Но автовладелец (видно, желая сэкономить) настаивал на том, чтобы клапаны мы не проверяли: их же в «гарантии» отрегулировали! Поэтому начали с общих проверок двигателя. Подключили газоанализатор, и мой диагност аж присвистнул: углеводородов «СН» в выхлопе больше 1200 единиц, тогда как ГОСТ даже при повышенных оборотах больше 600 не допускает.

Как в выхлопную трубу попадает несгоревший бензин? Причины разные — от пропусков вспышек из-за неполадок в зажигании до... неплотно закрывающихся выпускных клапанов. Проверить бы их, да хозяин не велит!

Ладно, а что покажет сканер? Полная белиберда! Показатели расхода топлива, воздуха и прочие «расползлись», хотя и сами датчики, и регулятор холостого хода вполне живые! Что ж, вернемся к механике. Немного повозившись, нашли неплотности (см. фото) в прокладках ресивера и выпускного коллектора. После их замены мотор стал работать лучше, но до победы далеко. Содержание СН все еще около 800...

Измерим-ка компрессию в цилиндрах. Любопытный результат: в первых трех — около 11–11,5 кгс/см2, что для двигателя 2111 уже маловато, а в четвертом... 7 кгс/см2! Скорее всего, дело все же в регулировке зазоров! Тут уж мы доказали клиенту необходимость проверки клапанов! Даже залив в «больной» цилиндр 20 мл масла, поднять компрессию не удалось, видно, здорово «свистит» мимо клапанов. Возможно, выпускной уже обгорел...

И вот сняли клапанную крышку. Да... Видать, высока квалификация «мастера», установившего зазоры! Он зачем-то поменял местами величины для впускных и выпускных клапанов и заодно занизил их «соток» на пять. Но особо досталось выпускному четвертого цилиндра, где зазор был меньше 0,1 мм! Все стало ясно: с такой регулировкой и телега не поедет.

Удивительно, что клапаны и седла от всего этого не пострадали. После установки правильных зазоров компрессия в цилиндрах выровнялась и поднялась до 13 кгс/см2.

Когда заказчик опробовал машину на ходу и, сделав небольшой круг по окрестностям, подъехал вновь, на его глазах блеснули слезы благодарности. Нечасто такое увидишь — тем более приятно!

Такие прокладки только менять.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии