Прокладки на выбор

ПРОКЛАДКИ НА ВЫБОР

ТЕХПОМОЩЬ

Материалы

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГЕРМЕТИКИ

ПРОКЛАДКИ НА ВЫБОР

ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

Бывает, порвал при разборке агрегата прокладку - и попробуй найти на рынке новую! Особенно для раритетной машины. К счастью, химия полимеров выручает мастера в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. В продаже полно всевозможных герметиков, жидких прокладок - ими можно уплотнить самый замысловатый стык.

ЗАБЕЖИМ В МАГАЗИН...

Чего тут только нет! Начнем с анаэробных герметиков (на основе сложных эфиров диметилакрилата). То, что они полимеризуются только в отсутствие кислорода, во многих случаях служит важным преимуществом. Можно спокойно нанести герметик на одну из стыкуемых поверхностей и не спеша, очень точно выставить по ней вторую. Когда зазоры будут меньше 0,5 мм, герметик начнет полимеризоваться. Иначе говоря, он ведет себя "как надо" - удобен в применении. Правда, не без оговорок. Чтобы реакция хорошо шла на стекле или цветных металлах, поверхность, на которую наносят герметик, желательно обработать активатором.

Соединение на основе анаэробных герметиков очень прочное, химически стойкое.

Следующая группа материалов - герметики-клеи на полимерной основе (фото 1). Основное их назначение - дополнительная герметизация жестких прокладок, а также вклейка стекол. (Это применение мы сегодня не рассматриваем.)

Самая большая группа материалов - силиконовые герметики (на основе кремнийорганических каучуков). Они полимеризуются за счет влаги, содержащейся в воздухе. При влажности воздуха не меньше 50% и температуре 20°С скорость полимеризации достигает 2-4 мм в сутки. Наносить эти составы в мороз не рекомендуется - нормальной реакции не получается. Кстати, чтобы реакция хорошо пошла, нанесенный состав нужно выдержать на воздухе 10-20 минут и только после этого соединять детали.

Существуют и составы, полимеризующиеся при ультрафиолетовом излучении. Такие прежде всего нужны в промышленности, где важна скорость отвердения.

Важные достоинства силиконовых герметиков - высокая адгезия чуть ли не к любым материалам, после полимеризации - отличная прочность и химическая стойкость, простота применения и нетребовательность к геометрии стыка. Некоторые составы легко уплотняют зазоры до 6 мм. Полученные прокладки исключительно эластичны, выдерживают даже 10-кратное удлинение.

Некоторые фирмы выпускают специальные составы на основе эластомеров - для формирования съемных (многоразовых) уплотнений. Пример - Right Stuff фирмы Permatex. Этот материал выдавливают из тубы в специальную форму, где он полимеризуется за несколько минут. Полученные уплотнения по рабочим характеристикам часто превосходят традиционные, высеченные из листа.

Подобные уплотнения (фото 2) незаменимы там, где применение жидких герметиков недопустимо - из-за риска засорения каналов, сверлений и т. п. Например, в автоматических коробках передач.

Большинство производителей автогерметиков работает в США. Это фирмы Abro, Done Deal, Lion, Loktite, Permatex, Sega, Valco, Verdachem, Qulco и другие.

И УМЕЛЫЙ ИНОГДА ОШИБАЕТСЯ...

А неумелый - как правило. Вот типичные ошибки: к неочищенной (от грязи, масла, рабочих жидкостей) поверхности герметик не клеится, а впоследствии может выдавиться из стыка; характеристики герметика не соответствуют условиям работы (по температуре и т. д.); слой герметика слишком толстый: он выдавливается и может нарушить работу агрегата, забив масляные каналы, другие сверления, жиклеры и т. п.; то же - из-за чрезмерного стягивания стыка; герметик нанесен на обе стыкуемые поверхности, что затруднит последующую разборку.

"Универсальный инструмент" многих умельцев - палец! Небольшие поверхности нетрудно намазать ровным слоем герметика. Но если нужно уплотнить большой стык, побережем палец для чего-нибудь другого и, свинтив с тюбика крышечку, навернем дозатор. Отрежем его кончик так, чтобы получилось отверстие нужного размера. Теперь можно выдавливать герметик на поверхность стыка ровной полоской.

Кстати, следы прежнего герметика необязательно соскабливать, есть для этого специальные средства - например, Gasket Remover.

ЧИТАЙ ТЕКСТ!

Выбирая герметик, внимательно читаем инструкции! Многие составы применимы с определенными ограничениями. Некоторые, например, не выдерживают длительного контакта с бензином, водой. Другие предназначены для совершенно конкретных задач. Так, Permatex-Water Pump&Thermostat применяют преимущественно в системах охлаждения.

С точки зрения химика, силиконовые герметики делятся на две группы - кислотные и нейтральные. Первые при полимеризации выделяют уксусную кислоту (ее выдает характерный запах), вторые - спирт или кетоксим (запаха почти нет).

Уксусная кислота агрессивна по отношению к цветным металлам. На современных иномарках это учли - и применяют только нейтральные герметики. Таковы составы Grey серого цвета, медьсодержащие Cooper, герметики серии Ultra (Low Odor) фирмы Permatex. К нейтральным отнесем российские "Гермесил", "Полисил", "Авто", ВВF, но по своим характеристикам они не годятся для высоконагруженных стыков.

Для двигателей с нейтрализаторами в выпускной системе подойдут только те герметики, которые не выделяют веществ, загрязняющих кислородные датчики, например, с обозначениями Safe for sensor, Sensor safe (фото 3).

Важный показатель - максимально допустимая рабочая температура. По этому критерию герметики можно разделить примерно на следующие пять групп: до 200°С - в основном, отечественные; до 260-315°С - Blue, Black (голубой, черный - в зависимости от производителя); до 345°С - Grеy, Red (серый, красный); до 380°С - Cooper (с медью) (фото 4).

АССОРТИМЕНТ

В розничной торговле импортные герметики обычно расфасованы в металлические тюбики емкостью по 85 мл. В комплект входит наконечник-дозатор.

Ремонтники-профессионалы могут приобретать герметики и в пластиковых тубах большего объема. Для работы с ними удобен шприц-пистолет (фото 5). Поставляются составы и в аэрозольных упаковках.

С ценами на герметики все логично: чем лучше - тем дороже. Кислотные герметики стоят 60-90 руб. за тюбик 85 мл, примерно столько же все отечественные. Нейтральные - от 100 до 140 руб. Один из самых дорогих - высококачественный серый герметик по 175 руб.

Как мы уже не раз отмечали, не все торговые фирмы сопровождают товар инструкциями на русском языке. Встречаются в текстах и явные ляпы. Например, в английском тексте на упаковке ABRO RED указана максимальная температура применения 260°С, а в русском - 343°С. Перевод утверждает, что герметик безопасен для датчика кислорода, а в первоисточнике об этом - ни слова (фото 6).

Закончим на грустной ноте: в продаже немало подделок как отечественных герметиков (например, "Гермесила"), так и импортных. Будьте внимательнее.

1. Анаэробный герметик Anaerobic Gasket Maket и клей-герметик Super High Tack.

2. Уплотнения из герметиков Black и Grey Right Stuff фирмы Permatex.

3. Герметики для систем с нейтрализатором (Safe for sensor или Sensor safe).

4. Эти препараты рассчитаны на различные рабочие температуры.

5. Варианты дозаторов.

6. "Вольный перевод"...

Подпишитесь на «За рулем» в