Как сохранить гарантию на автомобиль: советы адвоката

Автомобиль — это товар, который следует правильно использовать, а нарушение правил его эксплуатации — одна из причин отказа в гарантийном ремонте. Так что же это такое — «нарушение правил использования (или эксплуатации)»?

01

01

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

Говоря о нарушении правил, подавляющее большинство автомобилистов подразумевают исключительно Правила дорожного движения. Но существует и другой документ, куда более важный с точки зрения возможных финансовых последствий: в нем перечислены правила использования автомобиля.

Во всех профильных статьях, законах и постановлениях указано, что гарантийные обязательства относительно товара (в том числе автомобиля) действуют при условии соблюдения правил его хранения, транспортировки и использования. Если доказана причинно-следственная связь между нарушением правил использования и возникшей неисправностью гарантийного автомобиля, санкцией станет его ремонт за счет владельца. В большинстве случаев административный штраф покажется сущим пустяком в сравнении с более-менее серьезным ремонтом. Здесь речь пойдет исключительно о гражданско-правовых отношениях между собственником машины и дилером, несущим гарантийные обязательства изготовителя либо импортера автомобиля. Так что же кроется за сухими словами «нарушение правил использования (или эксплуатации)»?

ТРИ ВИДА

В классической теории права все нарушения обязанностей, правил, норм права делятся на умышленные, неосторожные и не зависящие от воли стороны (форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы — в гражданском праве).

НА АВОСЬ

Самые тяжкие нарушения — умышленные. К таковым относится перегрузка, от которой могут пострадать подвеска автомобиля, его ходовая часть, трансмиссия, двигатель. Трудно представить, чтобы водитель, усадивший в пятиместный автомобиль семь человек с багажом, не осознавал, что поступает неправильно. Это, кстати, будет и административным правонарушением — редкий случай в рассматриваемой теме.

Возможно еще одно умышленное нарушение — эксплуатация машины на дорогах низкого качества или использование легкового авто вне дорог. Даже для вседорожника существуют правила езды по бездорожью (да, есть и такие — читать инструкции полезно). Тут в зону риска попадают также подвеска и ходовая часть, но возможны даже нарушения геометрии кузова. Не может водитель не видеть и не чувствовать, что дорога неподходящая, но в большинстве случаев надеется на авось и пытается ее преодолеть.

Нарушение правил эксплуатации автомобиля — одна из причин отказа в гарантийном ремонте

Распространены нарушения допустимых атмосферных условий и температурного диапазона эксплуатации. Дело в том, что подавляющее большинство автомобилей сертифицировано у нас в температурном диапазоне от —25 до +40 ºС и при нормальном атмосферном давлении. Полярные, тропические и горные модификации автомобилей существуют (не у всех марок), но могут сильно отличаться по цене от обычных либо недоступны покупателям данного региона. И хотя автомобильная жизнь при низких температурах не прекращается, формально попытка пустить двигатель при температуре —30º и ниже может быть истолкована как нарушение правил его использования.

Ничем не оправдать серьезный перепробег между очередными ТО. Наиболее вероятная жертва такого нарушения — двигатель. Он может пострадать и от заправки топливом низкого качества. Это одно из самых частых нарушений правил эксплуатации, которое бывает как умышленным (в случае, если водитель знал, что заливает в бак не то топливо, которое предписано руководством по эксплуатации), так и по неосторожности (если он не был достаточно осмотрителен и заправился без кассового чека на безымянной АЗС, не вызывающей доверия, с изношенным оборудованием и неухоженной территорией). К умышленным нарушениям можно отнести и сознательное обращение в «чужой» сервис, а также использование нерекомендованных масел, жидкостей, запасных частей и расходных материалов.

Впрочем, независимо от того, было ли нарушение умышленным или неосторожным, главное — какое заключение выдадут эксперты. Если виновным признают иное лицо (дорожные службы, АЗС, сервис, продавец запчастей или расходных материалов), возможна (с разной вероятностью успеха) судебная перспектива переложить на него расходы по ремонту.

Во избежание неприятностей внимательно прочтите инструкцию по эксплуатации!

Что касается случаев неосторожности, то помимо уже упомянутой заправки сомнительным топливом отнесем к ним использование некачественных масел, жидкостей, запасных частей и расходных материалов. Пострадать может любой узел или агрегат автомобиля, на который влияет выбор упомянутых материалов. К неосторожности чаще всего относят также наезд на препятствия и дорожные неровности, способные повредить подвеску и ходовую часть, а также ДТП. Да-да, попадание в аварию также категорически не рекомендовано производителями и является вторым редким случаем комбинированного административного и гражданского правонарушения. Правда, здесь или часть, или даже все последствия могут принять на себя страховщики — в зависимости от вида страхования: ОСАГО или ОСАГО + каско. Едва ли не в каждом руководстве по эксплуатации вы встретите рекомендацию не нарушать правила дорожного движения и водить автомобиль аккуратно, — но многие ли придавали значение этим словам?

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

Нарушения, не зависящие от воли владельца, обычно вызваны природными или иными неуправляемыми явлениями. Конечно, падение на кузов оборвавшегося электропровода под высоким напряжением или удар молнии ничего хорошего автомобилю не принесут, но сделать здесь практически ничего нельзя. Наоборот, лучше держаться подальше.

А вот с птичьим пометом бороться можно и нужно: если не смыть как можно быстрее, он способен изрядно попортить лакокрасочное покрытие кузова. Упоминание об этом встречается в инструкциях, но не у всех марок. Помет некоторых видов птиц способен в теплую погоду за несколько дней вызвать разрыхление одного-двух верхних слоев ЛКП, и при мойке неизбежно частичное его разрушение. Внешность автомобиля будет изрядно подпорчена. Конечно, вины владельца в этом не найдут, но и ответственность возложить не на кого, кроме как на страховщика — если есть каско. Ворону или ястреба в суд не вызвать — не являются они субъектами гражданских отношений.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (8)

Самые новые

Что значит «визит в „чужой“ сервис»? Вроде бы Сергей Смирнов писал, что ТО у неофициалов не лишает гарантии: ссылка
Уважаемая редакция, внесите, пожалуйста, ясность.

Ответить#
0

Ухты. В шоке. Смотрю на свой диплом юриста и думаю, то ли меня не тому учили, то ли это колонка юмора.Ну такого бреда и так написанного давно не читал. Комментировать даже не хочется, в статье зачем то рассматривается то, что в реальности не встречается и вина.. умысел. Вы чего УК читали? Реальных ситуаций не рассмотрено, как я понимаю автор о них и не знает.

Ответить#
0

ЗР скатился окончательно... Никаких советов не прочел. Автору советую ознакомиться с ЗоЗПП.

Ответить#
0

На сайте появилась колонка «Юмор за рулем»?

Ответить#
0

Какие то бредни, а не статья. Мои отношения с дилером закончились на ТО-0. Машина простая с атмосферником и ручкой, езжу не много так что кормить дилера и трястись над мифической гарантией нет никакого резона.

Ответить#
0

Если самая дорогая деталь в машине не превышает 30 тыс., то можно и забить.

Ответить#
0

Это не юрист, а копипастер какой-то писал. Надёрганы цитаты, но юридической логики в составлении их в статью — нет. Но это ещё полбеды, беда в том, что статья содержит откровенный обман. И это уже личная вина господина Владимира Рубанова."Топливо ненадлежащего качества" — это должна _доказывать_ страховая. Если заправка не закрыта контролирующими органами, значит, продаёт топливо установленного качества. Водитель не имеет ни обязанности, ни возможностей контролировать её работу. Так что даже при доказанном плохом качестве на указанной клиентом заправке — регресс на неё. Но никаких ограничений для клиента."Дороги низкого качества" — что за бред? Откуда выдрана эта глупость, кроме как из внутрикорпоративного руководства "как обдурить клиента"? Если дорога открыта для движения, не имеет знака, запрещающего движение легкового, скажем, автомобиля — значит, она надлежащего качества. Претензии должны (опять же, страховой компанией) предъявляться дорожным службам.Ещё раз — дело должно рассматриваться формально. Формально открытая для движения дорога имеет надлежащее качество. Претензии по поломкам подвески и чего угодно вследствие плохой дороги должны предъявляться регрессом к дорожным службам. Водитель не ездил под запрещающий знак, и никакой его вины, соответственно, нет.И так далее. В общем, статья — простое задуривание мозгов в стиле "страхкомпания uber alles". И надо было бы в подзаголовке уточнить — чей адвокат автор.

Ответить#
0

Вполне аргументированный ответ.

Ответить#
0