Литр, поделенный на три

ЛИТР, ПОДЕЛЕННЫЙ НА ТРИ

]

ТЕХНИКА

ЛИТР, ПОДЕЛЕННЫЙ НА ТРИ

" Опель Корса" второго поколения появился в 1993 году. С тех пор 2,7 млн. машин разбежалось по 60 странам мира. При модернизации фирма сделала акцент не на обновлении внешности (оно минимально), а на технических новинках. Самая заметная из них — трехцилиндровый мотор с четырьмя клапанами на цилиндр.

Похоже, не только российский, но и повидавший всякое европейский автомобилист воспринимает двигатель, у которого меньше четырех цилиндров, как нечто неполноценное. Относительно немногочисленные трехцилиндровые машины занесены сюда «восточным ветром» из Японии (см. таблицу). Почему же «Опель» предложил для модернизированной «Корсы» мотор столь редкой схемы?

Теоретические предпосылки вполне основательны: в трехцилиндровом моторе число трущихся пар (поршень-цилиндр, вал-вкладыши, кулачок-коромысло и др.) примерно на четверть меньше, чем в четырехцилиндровом. Значит, существенно снизятся потери на трение — как следствие, улучшится экономичность. На нее влияет и другой фактор, термодинамический: по законам этой науки эффективность использования тепла в двигателе наибольшая, если рабочий объем одного цилиндра — около 500 смз. Она ощутимо падает, «увлекая за собой» другие удельные показатели, если единичный объем цилиндра — менее 300 смз. В техническом задании рабочий объем был ограничен литром — а потому, как заметил один из руководителей проекта, необходимость получить при таком объеме высокие мощностные показатели и экономичность «с неизбежностью» подвела конструкторов к трехцилиндровому мотору.

Заметим, что новый мотор должен был замкнуть «снизу» современное семейство двигателей ЭКОТЕК. При такой же мощности, как у 1200-кубового с двумя клапанами на цилиндр, литровый «ЭКОТЕК-Компакт» получился на 12,5 кг легче, на 129 мм короче, на 51 — уже и на 27 мм ниже предшественника. Главное же — благодаря более выгодной характеристике крутящего момента «Компакт» быстрее разгоняет «Корсу» как с места, так и на высшей передаче, к тому же экономит в среднем 10% топлива.

Надеюсь, у вас не создалось впечатления, что к таким результатам пришли, попросту «отрезав» один цилиндр. «ЭКОТЕК-Компакт» — мотор довольно сложной, если не сказать изощренной конструкции (рис. 1). Если распределенный впрыск стал, по сути, обязательным и на двигателях самого малого литража из-за жестких требований к токсичности и экономичности, то многоклапанная головка цилиндров с двумя распредвалами на литровом моторе — редкость: среди приведенных в таблице аналогов ею оснащен лишь " Ниссан Микра". Поток воздуха на впуске организован так, что он "дробит" капельки впрыскиваемого топлива на частички, диаметр которых втрое мельче обычного. Благодаря этому бензин лучше испаряется, меньше его оседает на стенках каналов — ниже стал уровень токсичности, мотор экономичнее работает в режимах разгона и принудительного холостого хода.

Важно и то, что максимальный крутящий момент приходится всего на 2800 об/мин: вдвое меньше, чем обороты максимальной мощности. Специалисты поясняют: такое соотношение говорит о хорошей эластичности двигателя, то есть его приспособляемости к изменению нагрузки (на подъеме, при обгоне и т. п.) без немедленного включения низшей передачи. Тем более, что в диапазоне 1500–5600 об/мин мотор «предоставляет» водителю крутящий момент, достигающий 90% от максимального! В одном из ближайших номеров мы надеемся поделиться впечатлениями от поездки на «Корсе» с таким мотором — а здесь приведем еще несколько важных его особенностей.

По-новому устроена система управления двигателем — то бишь зажиганием и впрыском топлива. Современная микросхемная технология позволила уместить блок управления в плоскую коробочку: 150х100х10 мм — меньше бухгалтерского калькулятора. Его разместили не в салоне, а непосредственно на двигателе; кроме того, применили индивидуальные катушки зажигания, надеваемые прямо на свечи — лишними стали многие провода и контакты, снизилась вероятность типичных дефектов и помех. Свечи с двумя «массовыми» электродами требуют замены лишь через 60 тыс. км — кто-то успеет расстаться с «Корсой», так и не проделав эту операцию...

А что тут вообще делать: толкатели клапанов гидравлические, зазор выставлять не надо — значит, меняйте масло, фильтры, заодно поинтересуйтесь, натянута ли моторная цепь, в каком состоянии поликлиновой ремень. Особого упоминания заслуживает масляный фильтр: он высоко поднят на специальной проставке и доступен не снизу — из-под капота. К тому же — вот пресловутая «спираль развития!» — фильтр здесь разборный: заменяется, как некогда в «Москвиче-412», только его элемент. Поневоле чешешь затылок: лет тридцать назад веским аргументом в пользу одноразового неразборного фильтра был выигрыш во времени при обслуживании. Иные времена — иные песни: теперь важно, что разборный фильтр намного упрощает утилизацию отходов. Что касается трудоемкости обслуживания (каждые 15 тыс. км), у нового мотора она, тем не менее, примерно на 12% ниже, чем у предшественника.

Выгодность этого владелец, по крайней мере, ощутит на своем кошельке. Ну а вопрос, из чего отлит блок цилиндров, казалось бы, для него скорее «философский»: пусть фирма утверждает, что чугунная (как у «ЭКОТЕК-Компакт») отливка вполовину дешевле алюминиевой — на цене машины это едва ли отразится. Но «Опель» заходит с другого боку: чугунный блок жестче, он эффективнее гасит вибрации и шум — вот вам практическая польза. Возможно, с этим согласится тот, кто предпочитает «жигулевский» мотор «Москвичу» — но так ли просто убедить европейца, который знает, что от чугуна к алюминию перешли в последнее время и «Мерседес», и БМВ (кто больше, чем они, печется о плавной, безвибрационной работе мотора!). И даже литровый мотор «Фольксвагена» — он появился чуть раньше «ЭКОТЕК-Компакта» — с алюминиевым блоком... Так может, «Опель» просто не захотел отступать от традиционной, более дешевой технологии, зато предпочел более сложную и дорогую конструкцию — «то на то»? Не имея цифр, на такой вопрос трудно ответить. Надо полагать, в споре «хорошего с прекрасным» участвовали не только техники, но и экономисты...

Последние, однако, хранят свои тайны, а вот инженеры все норовят вставить словечко: чтобы трехцилиндровый мотор стал меньше подвержен вибрациям, мы, двигателисты, постарались сделать его как можно «плотнее»: толщина стенок между цилиндрами — всего 5,5 мм!

...Похоже, «клиент созрел», но профессионалов не угомонить: «А еще мы сделали раму между блоком и поддоном: она заменяет отдельные крышки коренных подшипников и делает силовую схему гораздо жестче. Вы только послушайте — мы сделали пустотелые литые распредвалы — каждый на 590 граммов легче сплошного, к тому же не требуют термообработки после отливки! А на пятках коромысел — ролики, они-то и обкатываются по кулачку. Как „зачем“ — потери на трение в головке цилиндров снижены на 70% по сравнению с обычным мотором, а отсюда, сами понимаете, лучшая экономичность!» По данным фирмы, «ЭКОТЕК-Компакт» расходует в среднем на 0,7 л/100 км меньше, чем 1,2-литровый предшественник: ощутимо, когда речь идет всего о 5,8 л на «сотню»! 

Но если, при всех аргументах за новый мотор, клиент держится более традиционных решений — пожалуйста, на выбор три четырехцилиндровых мотора: 1,2 и 1,4 л с центральным впрыском и восемью клапанами; 1,4-литровый 16-клапанный, два дизеля — «атмосферный» и «турбо» объемом 1,7 л. Кстати, «тихо скончались» модификации с 1,6-литровыми моторами, в том числе 109-сильная GSi: усилен акцент на экономичность. Шаг вполне обоснованный: ведь половина покупателей «Корсы» в Европе (а в Германии — даже 60%) — женщины, которых практичность машины волнует куда больше, чем динамика и максимальная скорость.

Практичность, кстати, неотделима от удобства, легкости управления — а потому даже на литровой «Корсе» предусмотрен (за доплату) усилитель руля редкого пока типа — электрический. Его устройство поясняют рис. 2 и 3, а преимущества — меньше деталей, чем в гидравлическом, легче последнего на 8 кг, к тому же ненамного повышает расход топлива, поскольку отбирает меньшую мощность у двигателя. Последнее особенно ценно, так как усилитель нужнее всего при парковке, когда развиваемая двигателем мощность невелика.

Появление мотора «ЭКОТЕК-Компакт» приурочено к модернизации «Опеля-Корса». Слегка ретуширована внешность (облицовка, бамперы, молдинги); несколько изменена геометрия передней подвески — считают, что теперь машина лучше управляется в критических ситуациях. Передние концы растяжек установлены в гидроопорах: они уменьшают шум при работе подвески, делают рулевое управление менее восприимчивым к внешним воздействиям (толчки, дисбаланс колес и т. п.). Рассчитывают, что обновленная машина займет еще более прочную позицию на рынке.

В таблице мы попытались свести «Корсу» с основными конкурентами. Правда, «Дайхатсу-Куоре» и " Дэу Тико" классом ниже и взяты в компанию просто как редкие примеры применения трехцилиндрового мотора. Любопытно, что ближе других к новой "Корсе" оказался " Рено Клио", объем мотора у которого на целых 173 смз — 18% — больше! Снова правы те, кто утверждает, что "нехватку рабочего объема можно компенсировать только его приращением"? Весьма близок к "Корсе" по параметрам " Ниссан Микра" — однако его мотор "любит" высокие обороты, а потому гораздо более легкая "Микра" расходует бензина столько же, сколько "Корса". Кстати, обратите внимание: немецкие модели заметно тяжелее аналогов. Самое убедительное объяснение этому — более безопасная, то есть прочная, а стало быть, массивная конструкция кузова; наличие штатных устройств, повышающих комфорт и, опять-таки, безопасность пассажиров.

Пример «Опеля» показывает: чтобы достичь все более высоких показателей, фирмы идут на дальнейшее усложнение конструкции — теперь уже совсем маленьких автомобилей. Очевидно, исходят из того, что высокое качество комплектующих, тщательная сборка (и, в конце концов, развитый сервис) должны избавить покупателя от проблем с более сложной машиной. Не исключено и другое: определенной части покупателей льстит сознание своей приобщенности к самой передовой и современной технике.

Владимир АРКУША

Моторы «ЭКОТЕК-Компакт» делают на заводе «Вена-Асперн» в Австрии.

Рис. 2. Усилитель руля: электродвигатель постоянного тока (12 В, 45 А) связан с рулевым валом червячной передачей. Им управляет микропроцессор, получая сигналы датчиков скорости, оборотов двигателя и момента на рулевом валу. Благодаря этому эффект усиления точно соответствует совершаемому маневру.

Рис. 1. Особенности двигателя «ЭКОТЕК-Компакт»: 1 — коромысло с роликом на пятке; 2 — пустотелый распредвал; 3 — разборный масляный фильтр; 4 — чугунный блок цилиндров; 5 — алюминиевая плита с постелями для вкладышей коленвала; 6 — поликлиновой ремень для привода навесных агрегатов.

Рис. 3. Рулевое управление и передняя подвеска «Опеля-Корса»: 1 — электрический усилитель руля; 2 — травмобезопасная колонка; 3 — реечный механизм; 4 — шарниры поворотных кулаков; 5 — растяжки; 6 — гидроопоры растяжек; 7 — стабилизатор.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии