Долгий путь... "на дачу"

ДОЛГИЙ ПУТЬ... «НА ДАЧУ»

]

ИСПЫТАНИЯ

ДОЛГИЙ ПУТЬ... «НА ДАЧУ»

Бедная «десятка», как ей не повезло! Спокойная жизнь даже не снится. Потребительские испытания журнала «За рулем» — дело серьезное. Сначала вся зима за двое суток (1997, №4), а теперь, весной, когда городские земледельцы потянулись к своим наделам, дачный зуд проснулся и у нас. Мы тоже решили прокатиться на VAZ 2110 до своих, не существующих в действительности, шести соток.

Правда, от посева до жатвы проходит слишком много времени, а испытания у нас, напомним, ускоренные. Поэтому «дачный сезон» пришлось утрамбовать до восьми дней. Причем, мотокультиватор мы не заводили и шанцевый инструмент в руках не держали — просто ездили на полностью загруженном VAZ 2110 как бы туда и обратно.

СОБИРАЕМСЯ В ДОРОГУ

Наш земельный пятачок находился... одновременно в 14 областях России. Самый южный — под Волгоградом, самый северный — в окрестностях Санкт-Петербурга. Расстояние от города до мифического участка приняли равным 100 километрам. Москвичи нередко ездят и дальше; в провинции, напротив, «фазенда» не столь удалена. Но в среднем пусть будет «сотня». Если мотаться на дачу каждый выходной, то с апреля по ноябрь можно проехать тридцать раз по двести — шесть тысяч километров. Именно на такой пробег ориентировались, прокладывая маршрут «дачного теста».

Кстати о выходных. Для простого автомобилиста красные числа календаря — дни тяжелые. Загородные дороги запружены собратьями по земледелию, сервисмены-профессионалы расслабляются после трудовой недели, сотрудники автоинспекции проявляют повышенную активность. В случае чего рассчитывать приходится только на свои силы. И мы для чистоты эксперимента решили отказаться от страховки. Отмахали маршрут протяженностью 5,5 тыс. км в майские праздники, со 2-го по 10-е число, без горы запасных частей в багажнике и заезда к знакомым мастерам. Единственное исключение — плановый осмотр машины в середине маршрута, проведенный в лабораторно-техническом центре «За рулем» всего за полтора часа. Итак, испытательный пробег состоял из двух петель — южной и северной. Стартовали из Москвы. Далее Тамбов, Волгоград, Саратов, Сызрань, Тольятти, Пенза, Шацк, Шилово, Касимов, Москва. Столицу огибали по кольцевой дороге, заскочив ненадолго на диагностику в техцентр ЗР, что в Тушино. Потом — северная петля: Тверь, Торжок, Осташков, Ржев, Великие Луки, Пустошка, Псков, Луга, Санкт-Петербург, Москва.

Учитывая, что «плавание» предстояло одиночное, готовили автомобиль особенно тщательно. Перечислять все стандартные регулировки не будем, ограничимся ключевыми моментами.

За пару недель до пробега из-под капота стал слышен неприятный громкий шорох. Источник «нештатного» звука искали недолго. Грешили на водяной насос, но оказалось — генератор. Изделие «всемирно» известной словенской фирмы «Искра» попытались разобрать для ремонта. Увы, тщетно — пришлось ломать. После чего выяснили, что «сверхкачественный» задний подшипник, созданный в каком-то сарае, не имеет аналогов ни по размеру, ни по сомнительности примененных материалов. Что интересно, второй подшипник — хороший, немецкого производства и — в отличие от своего убогого напарника — промаркирован. Недолгая жизнь генератора «Искра» бесславно закончилась на 23-й тысяче пробега. Стартер одноименной фирмы, как вы помните, «умер» десятью тысячами раньше.

Столь ненадежные комплектующие доставят владельцу «десятки» массу хлопот. Мало того, что оригинальный генератор не сыскать днем с огнем даже в столице, так еще и цена его заставляет ужаснуться. Мы отправились в пробег, позаимствовав подходящую бортовую электростанцию с редакционной «восьмерки» с системой впрыска. Такой донорский агрегат оказался спасением, ибо замену отказавшему нашли только по возвращении из пробега после долгих поисков. Выложили 1400 тыс. рублей и были рады, что не пришлось платить вдвое больше за «бошевский» генератор, который обещали нам доставить по заказу через пару недель.

Стоит отметить: замена словенского электрооборудования на аналоги решает одни проблемы, но тянет за собой новые. После зимнего пробега вместо «Искры» был установлен отечественный стартер. А он чуть больше по размеру — и посему в его корпус стал упираться наконечник троса сцепления. Осмотрев борозду, которую он натер, мы укоротили наконечник ножовкой.

Диагностика передних тормозов показала, что не стоит ждать от контрольных ламп сообщения об износе колодок. Последние давно стерлись, причем неравномерно, но контакты электропроводки сгнили намного раньше! Изношенные колодки заменили самыми обычными, без индикаторов износа.

Здоровенный стальной лист, закрывающий снизу моторный отсек, пришлось снова рихтовать: автомобиль где-то прополз по колее и лист оказался сильно помят. Защитить двигатель он, конечно, может, но только от воды и грязи — никак не от ударов.

На нашей «десятке», еще не совсем серийной — из опытно-промышленной партии — отсутствовал прикуриватель. Установили его взамен штатной розетки. Место, конечно, не самое удобное — внизу панели под рулем. Но без гнезда прикуривателя нельзя — на него рассчитаны штекеры всех электроприборов: компрессора, переносной лампы и даже блока питания видеокамеры.

Вместо штатных колесных дисков, на которых были смонтированы зимние покрышки, установили экспериментальные легкосплавные колеса. Эффектные, покрытые импортным лаком, они облагородили внешний облик «десятки». А обули машину в шины Бл-85 — такими комплектуют VAZ 2110 на заводе.

ПОВЕЗЕТ — НЕ ПОВЕЗЕТ,

ДОВЕЗЕТ — НЕ ДОВЕЗЕТ?

Чего ждать в дальней дороге от полностью загруженного отечественного автомобиля, к тому же едва освоенного в производстве, собранного с использованием обходных технологий? Предчувствия подсказывали — ничего хорошего. Увы, они не обманули. Хотя справедливости ради отметим — «глобальных» поломок не было. Подолгу не простаивали и довольно жесткий график все же выдержали.

Начиналось путешествие гладко — первую тысячу километров от Москвы до Волгограда мы проскочили за один присест по хорошей дороге. Уже в городе, подъезжая к гостинице, обратили внимание на подсевшее заднее колесо. Подкачали компрессором и отправились на поиски шиномонтажа. Работник последнего — маленький человечек «кавказской национальности» с печальными глазами, окунув наше колесо в ванну с водой, стал еще печальнее: заработать на ремонте шины ему не пришлось. Пузырьки воздуха прорывались не через прокол, а через трещину в ободе магниевого колеса, что без труда установил волгоградский специалист по ремонту покрышек. Кстати, такой дефект легкосплавных дисков можно обнаружить только на колесах с бескамерными покрышками. Поэтому настоятельно рекомендуем владельцам эффектных литых дисков не монтировать на них шины с камерами. Нам же в пути пришлось купить обычное, штампованное колесо для запаски.

От Волгограда до Саратова дорога терпимая, а вот дальше в сторону Сызрани... Сей тракт, построенный, очевидно, при царе Горохе, — ни дать ни взять стиральная доска. На здешних ямах и ухабах оторвался самый ценный элемент интерьера — передняя панель. Не выдержав тряски, открутились винты-саморезы — пластмассовая громадина повисла на рулевой колонке. Опасения перетереть или оборвать жгуты электропроводки заставили сразу взяться за инструмент.

После въезда в Рязанскую область на малой скорости стали беспокоить стуки со стороны левого переднего колеса и увод машины в сторону. Проверили крепление рейки рулевого управления, состояние шаровых опор и наконечников рулевых тяг, причину же стука обнаружили, подтягивая передние колеса, нештатные болты крепления которых оказались ослаблены. Заподозрили склонность к самоотворачиванию и не ошиблись — впоследствии подтягивали регулярно. Кроме того, обнаружили, что на левой передней шине без видимых причин на третьей тысяче километров пробега появилась небольшая грыжа — впрочем, дело для отечественной «резины» вполне обычное...

Едва подтянули колеса — хлынул ливень. Стеклоочистители (правый — штатный, левый — фирмы «Чемпион») вступили с потоками воды в битву, как вскоре выяснилось, неравную. Дело в том, что стекло «десятки» сильно выгнуто и следовать его форме ни один, ни другой «дворник» не смогли — через некоторое время оба легли на бок, царапая своими каркасами ветровое стекло. Причем пластмассовый «иностранец» при участии грязи ободрал стекло не хуже железного российского. Купили щетки «Бош» — вроде бы чистят получше, но что будет через несколько месяцев?

При переходе с петли на петлю в Москве провели плановый профилактический осмотр машины. Ограничились чисткой салона, мойкой автомобиля, протяжкой ходовой части. А вот защиту моторного отсека снова пришлось рихтовать. Дело в том, что «десятка» на ходу мягче своих предшественниц и несколько склонна к раскачке. Однажды на неровном участке шоссе автомобиль клюнул носом и чиркнул нижней частью передка по асфальтовой кочке. Прежде с подобным мы сталкивались лишь на иномарках. Однако лист и элементы его крепления нельзя править без конца — сдается, они вряд ли выдержат еще одну рихтовку.

Уходим на северную петлю. Здесь вам не Волгоград — по ночам холодно. После очередной стоянки завести автомобиль удалось с большим трудом, «играя» педалью акселератора. Карбюратор с автоматом пуска — штука, конечно, удобная, но только не в таком исполнении. Зимой он не хотел открывать воздушную заслонку, летом — вовремя прикрывать. Сейчас на «десятке» установлен новый, а с первым разбираются специалисты ВАЗа. О результатах мы непременно сообщим читателям. Попутно заметим, что двигатель стал слишком долго прогреваться. Виновник — постоянно открытый термостат. Может, именно из-за недогрева двигателя на северной петле возрос расход масла. За всю поездку мы долили 0,65 л «синтетики» «Спектрол-Галакс» 5W-50. Раньше с тем же маслом мотор вообще не требовал долива от замены до замены.

К концу пробега стала плохо закрываться водительская дверь, а из ее нутра раздавался жуткий грохот: в который раз разболталось крепление замка. Ремонт занял две минуты, но все равно обидно. Между прочим, этот дефект присущ только замкам левых дверей нашей «десятки» — правые стоят незыблемо. На пустом шоссе спидган инспектора ГАИ подтвердил наши зимние расчеты, связанные с работой спидометра. Прибор VAZ 2110 показывал 95 км/ч, милицейский — 105. Чей точнее, вопрос спорный. Но то, что спидометр «десятки» занижает показания, очевидно, поэтому не будет лишним определить его погрешность.

В самом начале пробега еще в Волгограде один владелец «десятки» пожаловался нам на люфт в механизме регулировки рулевой колонки — мол, болтается вверх-вниз. Мы порадовались, что на нашей машине такого нет, и... в Петербурге обнаружили у редакционного автомобиля тот же люфт, правда, в меньших пределах.

«ДЕСЯТКЕ» — ЖИТЬ?

Подведем некоторые итоги «дачных скитаний». Полная нагрузка, длительные пробеги, высокие скорости не помогли выявить какие-либо особые дефекты. Все, что случилось, могло произойти в городе, на шоссе, да где угодно. Теперь личные впечатления и цифры.

Все-таки «десятка», даже с двигателем VAZ 21083, — самый динамичный и быстрый отечественный автомобиль. Паспортных 165 км/ч он достигает даже с полной нагрузкой, во многом благодаря хорошей аэродинамике кузова. Она же способствует высокой топливной экономичности: наши замеры показали, что по сравнению с автомобилями «восьмого» семейства это качество наиболее заметно проявляется на высоких скоростях. Да только где их развить на российских дорогах?

На ходу автомобиль мягче и комфортабельнее предшественников. Но у всякой медали есть оборотная сторона (вспомните о рихтовке защиты). В салоне почти не слышно двигателя, зато «наслаждались» шорохом шин, скрипом обивки, а больше всего — воем ветра, обтекающего наружные зеркала. Посадка за рулем заметно отличается от той же «восьмерки». Она не хуже и не лучше — просто другая. И все так же далека от совершенства. Для нас, длинноногих и обутых в ботинки немалого размера, камнем преткновения стал педальный узел. Правую ногу, работающую акселератором, приходится изгибать так замысловато, что через час езды ее уже не ощущаешь. Вторую нижнюю конечность надо ставить на педаль сцепления с точностью до миллиметра, иначе на половине хода рант ботинка упрется в подобие площадки для отдыха и трудно будет включить очередную передачу.

Багажный отсек порадовал вместительностью, удобством погрузки и возможностями трансформации. С полностью разложенными задними сиденьями «десятка» — тот еще универсал! Правда, центральная часть спинки несъемная, но все равно багажник здесь лучше, чем в любой другой отечественной машине. Возможность установки дополнительного багажника на крышу не предусмотрена. Конечно, убогая конструкция из прутков на крыше столь элегантного автомобиля — нонсенс. А как перевезти длинномерный атрибут здорового образа жизни: горные лыжи или серфер?

В общем, впечатление от машины двоякое. Она вовсе не безнадежна, как кажется многим скептикам. Потенциал у «десятки» большой. Если над ней поработать, да еще собрать по-человечески... современным европейским автомобилем она все равно не станет. Однако будет хоть и не революционным, но все же шагом вперед.

Все это лишь предварительные выводы — предстоят новые испытания. Надеемся, машине волей-неволей придется раскрывать нам свои слабые и сильные стороны.

Вадим КРЮЧКОВ,

Игорь ТВЕРДУНОВ

Фото авторов

Наш железный конь у подножия Медного всадника.

Смываем со стекла несчастных насекомых с помощью современной «химии».

Счастливые обладатели «десяток» из Волгограда и Москвы, конечно же, нашли о чем поговорить.

Самая северная точка маршрута. Остался лишь один перегон протяженностью 700 километров.

Степь да степь кругом — унылый пейзаж Нижнего Поволжья.

Чем знаменит Волгоград? Мамаевым курганом. А еще — огромным нефтеперегонным заводом, который опутал полгорода трубопроводами.

Тормозные колодки изношены неравномерно.

Вышедший из строя подшипник генератора стал причиной износа коллектора.

Древний автобус неустановленной породы готов в любое время накормить утомленных путников.

По пути на нашу «дачу» тоже были проселочные дороги.

А это мы в Жигулевских горах.

Перед тем, как браться за фотокамеру, вооружились тряпкой. И так — по нескольку раз на дню.

Закат, дорога, автомобиль — поездка «на дачу» по-своему романтична.

Гостиница, конечно, хорошо, но на природе лучше.

Разбитые улочки наших городов автомобиль вполне способен преодолеть.

Рязанская область, разлив. Преодолевать этот брод мы не решились.

Церковь в Торжке повидала на своем веку немало. А вот «десятка» у ее стен появилась, наверное, впервые.

«Десятка» в пейзаже типичной российской глубинки.

Очень «выгодный» ракурс!

ТЕСТ «ДАЧА» В ЦИФРАХ

Общий пробег 5322 км

Из них:

— загородные шоссе 4924 км

— городские дороги 330 км

— проселки 68 км

Средний расход топлива за пробег 7,44 л/100 км

Средняя скорость по шоссе 68,9 км/ч

Расход топлива на шоссе (мерный участок)

при средней скорости 120 км/ч 7,2 л/100 км

Нагрузка автомобиля 400 кг

Расходы на запасные части, руб.:

— генератор 1 400 000 

— диск колеса 100 000 

— щетки стеклоочистителей 150 000 

— фильтр воздушный 20 000 

— фильтр масляный 20 000 

— масло моторное 140 000 

— прикуриватель 20 000 

— тормозные колодки 70 000 

— термостат 60000 

ИТОГО, руб. 1 980 000 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии