Шведский "speed" — надежный

ШВЕДСКИЙ «SPEED» — НАДЕЖНЫЙ

]

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ШВЕДСКИЙ «SPEED» — НАДЕЖНЫЙ

Российский автолюбитель стал разборчив: он уже не поставит на машину абы какие шины. Сообразуясь с условиями эксплуатации, качеством и свойствами покрышек и, разумеется, ценой, купит те, что отвечают его конкретным требованиям — благо, выбор широк.

Шведское предприятие «Гиславед» расширило предложение, выпустив к летнему сезону новинку — шину «Спид-516» (Speed-516), которая, по мнению конструкторов, должна отменно работать и на хороших европейских дорогах, и на российских проселках.

Чтобы подтвердить заявленное, журналистов пригласили на тест новых шин. Там был и наш корреспондент Вячеслав СУББОТИН.

Мое первое и основательное знакомство с шинами «Гиславед» состоялось давно на крупной свалке автомобильных покрышек. Тогда я отважился поставить на свою «пятерку» изрядно поношенные, но еще годные шведские шины. «В северной стране должны знать толк в „резине“ для сурового климата», — думалось мне. И не ошибся: остаток определенного им пробега шины преодолели достойно.

Удивляться не приходится: предприятие «Гиславед», одно из старейших и передовых в мире, уже сотню лет выпускает шины высокого качества. Первые колеса (вперемежку с резиновыми калошами) выкатились за ворота завода в 1893 году. Первые «вольво», как, впрочем, и самые последние были обуты в шины «Гиславед». Известно, сколь эта автомобильная компания требовательна к обеспечению безопасности своих машин, а значит, и к колесам.

С 1993 года «Гиславед» входит в мощную транснациональную компанию «Континенталь», чьи корни в земле немецкой. Только так удалось устоять, сохранить марку и выпускать самые современные шины.

Результат сотрудничества — новая покрышка «Спид-516», которая заменит предыдущую «316-ю» модель. Замечу, новая шина — логичное продолжение целого семейства летних шин с дорожным рисунком протектора, ведущего начало с 1981 года. Тогда конструкторы создали удачную покрышку «Спид-216», а в 1985-м представили следующую модель «Спида» — «190-ю», которую выпускали целых шесть лет. Но все это время гиславедовцы создавали «Спид» нового поколения. И в 1991-м появилась модель «316», вовсе не похожая на предшественницу. Она, как «190-я», продержалась в лидерах по продажам шесть лет.

Но нынче пришла пора менять и «316-ю» на новую — «516-й» «Спид». Впрочем, это не означает, что ту сразу прекратят выпускать, ведь у нее много поклонников. Но постепенно, по мере освоения новой покрышки всех размеров (на 12, 13, 14 и 15 дюймов), она вытеснит старую.

Чем же хорош «Спид-516»? Прежде всего, лучшими (в среднем на 4%) показателями устойчивости и управляемости автомобиля на разных покрытиях. Чтобы машина была послушной на мокрой дороге, необходимо вывести воду из пятна контакта. Использовать для этого центральную и продольные канавки, как в «316-й»? Но их объем ограничен. А если разделить и немного развернуть боковые прорези, то общая длина и объем канавок заметно увеличатся. Значит, и воды поместится в них куда больше. Компьютерное исследование и натурные испытания подтвердили эффективность этих решений. Кроме того, диагональные канавки удачно пересекают поперечные — у воды больше путей для «отхода». Так, скорость, на которой автомобиль всплывает (а водитель теряет контроль над ним), повысилась на 5%.

При движении автомобиля воздух, попадающий в продольные и поперечные канавки, громко хлопает, если у него нет выхода. На «516-й» ламели позволяют воздуху беспрепятственно, а потому почти бесшумно покинуть полость в любом направлении. Чтобы лучше представить этот эффект, попробуйте похлопать в ладоши со сжатыми и растопыренными пальцами. Последний способ схож с работой «516-й» шины. Ступенчатые канавки, переменный шаг, круговые ламели снизили уровень шума на целых 6%!

Вдобавок щелевые прорези расположены таким образом, что у покрышки образуется достаточно много граней в пятне контакта, каждая из которых способна зацепиться за дорогу. А это важно для эффективного торможения и ускорения. «516-я» и по этим параметрам лучше предшественницы на 5 и 3% соответственно.

Внимательно приглядимся к центральной зоне протектора: на «516-й» уже нет центральных неразрезных дорожек, повышающих (как было прежде) устойчивость автомобиля к боковому уводу. Ныне эту функцию взяли на себя группы шашек возле центральной канавки. Они «не разъезжаются» даже в крутых поворотах — таков новый профиль «Спида-516». Контур протектора ближе к прямой, нежели к холмику, как на привычных нам отечественных покрышках. Иные конструкции и материал боковин определили новый профиль. Боковины стали заметно мягче, но вовсе не в ущерб прочности. Такая конструкция лучше противостоит ударным и прочим воздействиям, нацеленным на протектор и боковины. Кстати, податливость шины добавила комфорта автомобилю. Шина хорошо поглощает удары на ухабах и ямах, которые сильно передаются машине с жесткой подвеской, например «Самаре». Новый профиль изменил площадь и форму пятна контакта — с такими шинами машина легче катится: сопротивление качению удалось снизить на 2%. Разумеется, автомобиль с ними и топлива расходует меньше.

Одно из главных достижений шведских и немецких шинников — увеличение ходимости: у «516-й» она больше, чем у «316-й», на 2%. В обычных условиях на «Жигулях» или «Самаре» «516-я» покрышка должна пробежать не менее 60 тыс. км.

Чтобы мы попробовали новинку в деле, шведы «обули» несколько автомобилей «Вольво» в «316-ю» и «516-ю» шины и предложили настоящую испытательную программу.

Начиналась она с несложного упражнения — «змейки», разумеется, на время. Я старался вовсю — легкий свист и дымок из-под колес свидетельствовали, что конуса я объезжал на хорошей скорости. Разница между шинами, как показалось за рулем, была нулевой, но секундомер расставил все по местам. На новых покрышках всякий раз удавалось выполнить упражнение на секунду-полторы быстрее, а это весомо.

Возможно, на замкнутой (кольцевой) трассе, где повороты не столь часты, все будет иначе? Первый круг даже по сухому асфальту кольца (где когда-то выступали гонщики формулы 1) выявил лидера — «Спид-516». Каждый круг приносил новой покрышке преимущество: 3–4 секунды на пяти километрах кольца. В поворотах с большим радиусом можно было развить немалую скорость и попробовать пустить машину в занос, то есть достичь экстремальной ситуации. Новая шина вела себя надежнее — поведение машины было более прогнозируемым. В критической зоне податливая, мягкая «516-я», предупреждая об опасности, начинала плавно скользить вместе с машиной. Стоило сбросить газ — движение автомобиля так же просто стабилизировалось. С «316-й» это выглядело иначе. Примерно на той же скорости момент срыва осей, особенно в первых заездах, предсказать было не просто. Он наступал как-то неожиданно — попробуй-ка, успей сориентироваться, чтобы не дать машине сорваться в неуправляемый занос.

Наши возможности тестирования расширил выпавший снег. Немного погодя он растаял, и на асфальте оказалось много воды. Такая неприятная для обычной езды погода еще больше развела шины между собой.

Самую большую разницу ощутили на автомобилях с задним приводом. Многие, в том числе и я, уверившись в надежности новой модели (и почувствовав себя «гонщиком»), на старой, «316-й», по нескольку раз побывали за пределами трассы.

Заключительная часть — торможение. Автомобили (все оснащены АБС) со 180 км/ч останавливались на 4–6 м раньше, когда катились на новом «Спиде».

Еще раз отмечу: шина «Спид-316» вовсе не плохая, как могло показаться в сравнении. Просто «516-я» в отдельных режимах проявила себя лучше.

Немаловажно, что новая шина будет стоить столько же, сколько «316-я», — примерно 60 долларов. Цена может оказаться решающим фактором выбора. Как эта шина будет выглядеть в сравнении с моделями других производителей, в том числе отечественных, мы расскажем в других номерах, когда наша экспертная группа закончит цикл редакционных испытаний подобных шин.

Фото автора и фирмы «Гиславед»

Шина «Спид-216» — родоначальница семейства (1981 г.).

Шина «Спид-190» была также популярна в 80-е годы.

«Спид-316». Глубокие и широкие продольные канавки вбирают большой объем воды в пятне контакта и заметно повышают скорость, при которой возникает аквапланирование. Поперечные напоминают профиль лопатки турбины. На высокой скорости вода будет убегать через них в плечевые зоны заметно быстрее, чем, к примеру, через прямые. Разбивка блоков ламелями — щелевидными прорезями определила хорошее сцепление шины с дорогой.

«Турбинное» расположение поперечных канавок осталось в «516-й» модели, но здесь они выстроены ступеньками и уже не сливаются в одну линию, разделенную центральной канавкой. Преимущество — «Спид-516» заметно меньше шумит. Этому способствуют и по-иному выстроенные ламели — изобретение шведских и немецких исследователей «Континенталя».

Завод «Гиславед» не мешает зеленеть лесам.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии