Трепещи, кассета, мини-диск идет

ТРЕПЕЩИ, КАССЕТА, МИНИ-ДИСК ИДЕТ

]

МУЗЫКАЛНЫЙ САЛОН

ТРЕПЕЩИ, КАССЕТА, МИНИ-ДИСК ИДЕТ

Вспомните, когда в последний раз вы видели на прилавке магазина катушечный магнитофон. А проигрыватель грампластинок? Впрочем, последние еще выпускают для поклонников классического, одного из первых, способа звукозаписи. Новые носители звука — компакт-кассета и компакт-диск вытеснили с рынка магнитную ленту на катушках и грампластинки. Однако и они невечны, уже появился новый конкурент. Не придется ли нам скоро выбросить автомобильные магнитолы?

Торопиться пока рано, тем не менее самое время рассказать о последней тенденции в развитии автомобильной радиоаппаратуры. Но чтобы понять ее истоки, два слова о достоинствах и недостатках столь привычной многим автомобилистам кассеты.

Родилась она в 1963 году и поначалу с трудом пробивала себе дорогу. Придумала ее голландская фирма «Филипс». Лет через двадцать компакт-кассета вытеснила с рынка бытовые катушечные магнитофоны и надолго «прописалась» в автомобилях. Главные достоинства — простота в обращении (вспомните, как долго приходилось заменять катушки в магнитофонах) и универсальность: ее можно слушать дома, в автомобиле, гуляя по улице и т. п. К тому же кассета недорога. Недостатков, однако, у нее куда больше.

Главное — малая полоса воспроизводимых частот. Например, максимальная частота звука, которую можно записать на ленте «типа I» — 14000 Гц — это меньше, чем способно воспринять ухо человека. То есть высокие ноты (кстати, и басы) просто пропадают. Сравните: у компакт-диска верхний предел аж за 20 000 Гц — большинству меломанов этого хватает.

Другой недостаток — большой шум, в чем легко убедиться. Время непрерывного звучания мало — обычно не более 45 минут (очень редко 60 — за счет ухудшения качества пленки), потом нужно переходить на следующую дорожку. При проигрывании на другом магнитофоне кассета иногда звучит хуже, чем на том, на котором ее записали. Головки разных аппаратов настроены немного по-своему.

Положение пытались исправить, применяя системы шумоподавления и более совершенную ленту («тип II», «тип IV») — что, конечно, удорожает магнитофоны. Наверное, поэтому большинство покупателей делают выбор в пользу простых аппаратов и ленты «тип I».

Были и продолжаются попытки внедрить на кассетах цифровую запись сигнала, как на компакт-дисках. Упрощенно говоря, аппаратура превращает каждую ноту в цифровой код, который и записывают на ленте. При расшифровке принимаются во внимание только эти коды, а шумы почти не воспроизводятся. Цифровой сигнал позволил расширить и частотный диапазон. Тем не менее новые стандарты записи (DAT, DCC и др.) в любительской аппаратуре не прижились. Каждый из них стоил трудов целой армии инженеров и больших капиталовложений...

Может, все дело в недолговечности кассеты? Если она очень хорошего качества, то выдерживает лишь около 800 проигрываний — лента изнашивается. О низкокачественных вспоминать даже не хочется, а если у кого-то они до сих пор остались — выбросите их поскорее, пожалейте магнитофон!

Во время хранения один слой ленты намагничивает другой, поэтому на старых кассетах порой слышится «посторонняя» музыка. Рекомендуют периодически перематывать кассеты, но в этом случае запись ухудшается лишь более равномерно. От таких недостатков цифровая запись, конечно же, не спасает.

Совсем другое дело — компакт-диск (стандарт записи CD — «Си-Ди»). Большой динамический диапазон, малый шум, звучит больше часа, да и почти не изнашивается. Стоит дороже, но не настолько, чтобы это мешало массовому распространению. Недостатков у диска меньше, крупных всего два: нельзя записывать самому, неудобно заменять диски одной рукой. Последнее для водителей автомобилей весьма существенно, поэтому для них придумали Си-Ди-ченджеры. Гораздо позже, лишь года два назад, подобные устройства появились в домашней аппаратуре. Пытаются внедрить, пока не очень успешно, стандарт CD-R, который позволяет сделать запись на диск, но только один раз: стереть ее и заменить другой нельзя.

Неужели нельзя избавить диск от недостатков? «Можно!» — решили на японской фирме «Сони» и изобрели мини-диск (MD). Пластмассовый корпус с металлической шторкой — точь-в-точь дискета для компьютера, только начинка другая — диск для лазерного проигрывателя. Время звучания — 74 минуты, как у «Си-Ди», хотя размер меньший.

Навязчивая реклама: «Смотрите, он легко помещается в кармане тенниски!» Действительно, ни кассета, ни компакт-диск этим похвастать не могут. Новый носитель звука так же прост в обращении, как кассета. Мини-диск трудно поцарапать, стала ненужна громоздкая коробка. Он не так боится высоких и низких температур, как пленка в кассете. Как и на компакт-диске, легко найти любой музыкальный фрагмент — перематывать, в отличие от кассеты, не надо, доступ почти мгновенный. Порядок воспроизведения записей нетрудно запрограммировать.

Главное, можно записать любимую музыку и взять в дорогу. Причем не просто записать, а смонтировать: сдвинуть музыкальные произведения, вставить новое, стереть, объединить два в одно и т. п. Каждое можно сопроводить коротким текстом — потом он высвечивается на экране. Возможности — колоссальные!

О них еще рассказывать и рассказывать, но... автомобилисты смогут лишь проигрывать мини-диск, а записывать только дома, как, впрочем, и компакт-кассету.

Неужели у мини-диска нет никаких минусов? Основной — запись звучит хуже, чем на компакт-диске. Однако «Сони» поработала над недостатками, и новая версия алгоритма записи — она называется ATRAC-4.0 — намного лучше прежних. Теперь даже меломаны путаются, пытаясь отличить воспроизведение звука с мини- и компакт-дисков.

Другой недостаток — высокая цена. Записывающие устройства — деки стоят на российском рынке 350–1500 долларов, в зависимости от модели. Ныне их выпускает не только «Сони», но и другие известные фирмы: «Джей-Ви-Си» (JVC), «Маранц» (Marantz), «Айва» (Aiwa), «Денон» (Denon) и др. Как видите, рассказ о мини-дисках — не «вести из лабораторий», аппаратура уже продается.

Наибольшую популярность новые носители звука снискали в странах Дальнего Востока, где объем продаж довольно велик. Рассчитывают, что в нынешнем году половина автомобильной аппаратуры, проданной на японском рынке, будет с мини-дисками. Здесь цепная реакция, как в ядерной физике: чем больше покупают, тем больше выпускают, а значит, падает себестоимость и вслед за ней — цена в магазине. А чем она ниже, тем больше покупают, соответственно больше выпускают... см. выше. Поэтому цены на МD-аппаратуру стремительно падают.

Удастся ли «Сони» «раскрутить» новый стандарт звукозаписи и достойно ответить «Филипсу»? Пока однозначно ответить сложно. Скорее всего, да. Однако и старушка кассета на пенсию не торопится. В Западной Европе примерно 60% продаваемой автомобильной аппаратуры — с проигрывателями для кассет, а не для дисков. Вспомните, как долго не сдавались катушечные магнитофоны. Так и кассеты — своих позиций на рынке без боя не уступят.

Удавалось ли когда-нибудь «Сони» внедрить на рынке свой собственный стандарт? Да, сейчас в Западной Европе большинство покупателей бытовых видеокамер предпочитают стандарт «Видео-8» (Video-8), придуманный «Сони». Здесь он вытесняет появившийся немного раньше стандарт «Ви-Эйч-Эс» (VHS), изобретенный фирмой «Джей-Ви-Си». (Кстати, в России этого почему-то не происходит.)

В общем, для успеха нового начинания требуется вложить деньги, наладить рекламу и... убедить изготовителей музыкальных записей перейти на новый носитель звука. А им, понятно, не очень хочется менять налаженное производство. Впрочем, «Сони» занимается и этим видом бизнеса.

Теперь перейдем к тому, что предлагают российским автомобилистам. Во-первых, ченджер мини-дисков «Сони-МDX-61», который совместим со многими магнитолами этой фирмы. От Си-Ди-ченджеров его отличают малые размеры (176х84х125 мм). Прибор рассчитан на шесть дисков и легко помещается в перчаточном ящике или в подлокотнике, который устанавливают в иномарках между передними сиденьями. Это стало возможным благодаря небольшим размерам дисков. Еще преимущество: во время работы ченджера диски можно вынимать, разумеется, за исключением того, который в данный момент воспроизводится. Поскольку маленькому аппарату легче найти место «под рукой», заменить диски водитель сможет даже во время движения.

«Сони» предлагает также проигрыватель мини-диска с приемником МDX-С670RDS максимальной мощностью 4х35 Вт и приемник с четырехдисковым проигрывателем MDX-400RDS высшего класса без усилителя мощности. Интересно, что последний размещен в корпусе стандартного размера — как магнитола. Сделать подобный прибор с четырьмя компакт-дисками еще никому не удалось, а с мини-дисками удается. К обоим аппаратам можно подключить еще Си-Ди- или мини-диск-ченджер, что заметно расширит музыкальный репертуар.

В заключение отметим, что, поскольку рынок мини-дисковой аппаратуры только формируется, она не везде есть в продаже, а цены в магазинах могут существенно различаться.

Дмитрий ПОСТНИКОВ

Не правда ли, мини-диск похож на компьютерную дискету?

Ченджер мини-дисков «Сони-MDX-61».

Приемник с проигрывателем мини-дисков «Сони-MDX-C670RDS». Такие аппараты называют также MD-магнитолами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии