Не только отражать

НЕ ТОЛЬКО ОТРАЖАТЬ

]

ЭКСПЕРТИЗА ЗР 

НЕ ТОЛЬКО ОТРАЖАТЬ

... Казалось бы, что еще нужно от обыкновенного зеркала в салоне? Наша экспертная группа взялась оценить целую коллекцию зеркал заднего вида и обнаружила немало интересного.

К сожалению, многих автомобилистов не удовлетворяют штатные (а сколько над ними бились профессионалы), и каждый творит самостоятельно, укрепляя поверх заводского другое зеркало. Насколько хорош тот или иной экземпляр, к какой машине он лучше подходит, рассказывают специалисты Генерального департамента развития ВАЗа и наш корреспондент Сергей МИШИН.

Для сравнительного теста мы отобрали восемь внутренних зеркал заднего вида японской фирмы «Наполекс» (Napolex): четыре модели «Бродвей» — BW-2, BW-3, BW-6, BW-7, по два «Бродвей-Оптикс» — BW-94 и BW-95 и «Ф-классик» — FCL-3 и FCL-4. К ним еще предлагают дополнительный элемент — термометр, который легко устанавливать на торце всех моделей, кроме «Ф-классик». Их можно встретить на наших авторынках.

УСТАНОВКА. Все зеркала легко и быстро крепятся на штатных зеркалах благодаря специальным подпружиненным «лапкам». Крепления на разных моделях различаются, но каждое надежно удерживает зеркало даже при сильных вибрациях автомобиля. Это в полной мере относится и к варианту крепления зеркал «вверх ногами» — иногда для зеркала такое положение — лучшее. Шесть зеркал «Бродвей» чуть шире (выше) штатного зеркала, а вот «Ф-классик», наоборот, немного уже. Что лучше? Посмотрим!

СЕКТОР ОБЗОРА. Начнем с плоских — BW-2 и BW-94, они одинаковы по размерам. Различны в покрытии отражающей поверхности. На VAZ 2108, VAZ 2109, VAZ 21099/">VAZ 21099 и VAZ 2104 эти зеркала слегка расширяют зону обзора относительно штатных — в него видно правое заднее (не опускное) окно и соответствующая зона дороги за ним. Настраивать зеркало на левую сторону бессмысленно: кроме собственной физиономии, ничего не увидишь. Таким образом, эти зеркала на указанных моделях автомобилей частично компенсируют отсутствие правого наружного зеркала. Увы, такое зеркало "работает", пока в салоне нет переднего пассажира. Он перекроет своим лицом это небольшое преимущество.

На всех «жигулях„-седанах, а также „Оке“ и „Ниве“ зона обзора назад через такое зеркало почти не выходит за пределы заднего стекла — оно ближе к водителю. Правда, в „Ниве“ в зеркале все время маячит верхняя кромка стекла двери задка, ведь она недостаточно высоко расположена. Здесь зеркало лучше перевернуть — оно опустится и обзор улучшится.

Следующее плоское — FCL-3. Оно больше предыдущих, к тому же стильное — овальной формы и обрамлено рамкой под дерево. Для «Нивы» в самый раз, крепится чуть ниже серийного. Именно из-за такой посадки не советуем его ставить в VAZ 2108, 2109, 21099 и «Оку» — обзор в ветровое стекло с FCL-3 вперед-вправо будет ограничен, особенно для высоких водителей. Лучшее применение FCL-3 — в обычных «жигулях».

ВW-3 и BW-95 — панорамные. Они, как, впрочем, и FCL-4, захватывают сектор до средних стоек независимо от модели «жигулей». Значит, в них видно не только то, что творится позади, но и в соседних рядах, то есть можно наблюдать за автомобилями слева и справа. Практически полностью охватываются «мертвые» зоны штатного внутреннего зеркала и бокового. Правда, и ваше собственное лицо будет появляться в зеркале куда чаще, чем в обычном. Сказанное в полной мере справедливо и для «Самары», «Оки» и «Нивы». Серьезный недостаток панорамных зеркал — искажение масштаба. Объекты в зеркале уменьшаются, а расстояние до них зрительно увеличивается: легко ошибиться в определении дистанции до других автомобилей, особенно в городе. К этому можно привыкнуть, если после панорамного зеркала «ловить цель» в наружном плоском. И еще, в сферическом все предметы видны отчетливее. Это весьма важно для водителей в очках — далеко не всем линзы обеспечивают стопроцентное зрение.

Последние — BW-6 и BW-7 — самые большие. Первое плоское, второе панорамное. Полагаем, BW-6 понравится женщинам — в него можно смотреться без ущерба для обзорности: лицо займет небольшую часть зеркала. У BW-6 охватываемый взглядом сектор занимает среднее положение между панорамными (BW-3, BW-95, FCL-4) и плоскими (BW-2, BW-94, FCL-3), но меньшего размера.

Панорамное BW-7 — это для «автогурманов». В него видны даже предметы на уровне плеч. Оно, возможно, предназначено для тех, кто не любит крутить головой в тесном городском потоке — достаточно одного взгляда в зеркало, чтобы увидеть все вокруг автомобиля.

Помимо главной задачи — обеспечить обзор, зеркала решают еще несколько.

Первая часть — гасить солнечные блики. Для этого все представленные зеркала тонированы. У шести моделей (кроме BW-94 и BW-95) нейтральное серое покрытие. У 94 и 95 цвет розово-сиреневый. Благодаря этому зеркала отменно гасят прямые солнечные лучи и блики от поверхностей с повышенной отражающей способностью — плоских стекол и хромированных элементов, луж и льда на дорогах и т. п. Такое покрытие также смягчает излишне контрастные изображения. Тонировка зеркал при ярком солнце предупреждает раздражение и утомление глаз водителя и тем самым повышает безопасность движения. Впрочем, степень тонировки такова, что и сумрачным днем все предметы в зеркалах хорошо различимы так же, как и в обычном штатном.

Вторая — исключить ослепление водителя фарами сзади идущего автомобиля. В штатном варианте для этого есть переключатель, который меняет положение зеркала, и автомобиль отражается лишь в простом стекле. В навесных зеркалах такого нет, поэтому они снижают мощность светового потока благодаря покрытию. Явный лидер — панорамное «розовое» зеркало BW-95. Оно не только «гасит» ближний и дальний свет фар, но и позволяет полностью контролировать ситуацию позади автомобиля, различать, не прищуриваясь, все отраженные в нем объекты.

На втором месте — плоское «розовое» BW-94. Оно несколько хуже предыдущего, но все же полностью прячет в себе светящийся ореол вокруг фар. Все «серые» панорамные зеркала по этому эффекту на одном уровне. Они приглушают яркость дальнего света фар и позволяют разглядеть все, что происходит позади автомобиля, лишь когда преследователь отстал метров на 20–30. Плоские зеркала тоже предохраняют глаза от ослепления, но... если в них не смотреть вовсе. Увидеть картинку позади можно, когда у задней машины включен ближний свет фар и она удалена метров на 30–50.

У всех зеркал, разумеется, есть и недостатки. Все опробованные изделия в той или иной степени мешают противосолнечным козырькам. Их невозможно полностью повернуть — непременно упрутся в край зеркала. Правда, небольшие зеркала можно сместить влево, пока правый козырек не перестанет задевать зеркало. Для левого это не так важно, его всегда можно повернуть почти на 90° — ведь левый край зеркала приближен к ветровому стеклу.

Второй недостаток может возникнуть в автомобилях, где штатное зеркало плохо запреплено, то есть имеет люфт. Дополнительное зеркало прибавит вес конструкции, способствуя вибрации. Чаще всего она возникает с большим плоским зеркалом BW-6, самым тяжелым. Хотя не исключено появление небольшой вибрации и с другими плоскими. Панорамные модели лишены этого недостатка благодаря смещению центра тяжести конструкции к точке крепления. Меньше изгибающий момент — ниже вибрация.

Из десяти экспертов, принявших участие в оценке зеркал, трое отметили такой недостаток «серых» зеркал — в сумерки в отраженном изображении понижена контрастность. Водителям приходилось всматриваться напряженнее, чем обычно, тратить на это много времени, отвлекаясь от дороги.

Дополнительное оборудование — термометр. Игрушку можно закрепить на левом торце любого зеркала «Бродвей». Полезным назвать этот предмет язык не поворачивается. Во-первых, он легко нагревается от падающих солнечных лучей и поэтому показывает температуру не в салоне. Во-вторых, у него большая инерционность — слишком медленно реагирует на изменение температуры. В-третьих, чересчур мелкая, неинформативная шкала — пока будешь на ходу пытаться определить, сколько он показывает градусов, можешь въехать не туда. Если добавить, что термометр еще и ухудшает обзорность, станет ясно, стоит ли его покупать.

Подводим итоги. В городских условиях широкие зеркала приносят ощутимую пользу: заметно увеличивают сектор обзора назад, позволяя водителю увереннее чувствовать себя в плотном потоке машин. Наиболее эффективны панорамные зеркала, хотя кое у кого могут возникнуть затруднения (как мы отметили) с определением расстояния до идущего позади автомобиля. Однако есть еще один плюс — заметный противоослепляющий эффект.

Женщинам за рулем, думаем, понравятся широкие зеркала BW-6 — в них водитель полностью видит свое лицо. Только бы не забывали смотреть на дорогу!

А вот тем, кому часто приходится ездить в темное время суток, причем за городом, где вероятность ослепления попутным светом фар наибольшая, лучше воспользоваться зеркалами BW-94 или BW-95.

Крепить такие зеркала на штатном легко и удобно — можно и «вверх ногами».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии