Трамблеры и свечи

ТРАМБЛЕРЫ И СВЕЧИ

]

РЫНОК

ТРАМБЛЕРЫ И СВЕЧИ

Продолжение рассказа Антона УТКИНА о приборах электрооборудования, представленных торговлей Москвы (начало — генераторы, реле и катушки зажигания в предыдущем номере).

Группа 3706. Распределители зажигания. В нее входят разные по конструкции приборы, в том числе и те, которые не подходят под устоявшееся в литературе название «прерыватель-распределитель», поскольку не имеют прерывателя, и те, которые не имеют даже распределителя. Общее назначение их одно: задавать момент искрообразования при определенных положениях коленвала двигателя. Поэтому наиболее универсальным можно признать обиходное название этих приборов — трамблер.

Большинство моделей распределителей отечественных автомобилей имеют левое направление вращения (если смотреть со стороны крышки). Правое — только на классических моделях ВАЗ, нижнеклапанных двигателях ГАЗ, а также на шести- и восьмицилиндровых моторах всех заводов. Взаимозаменяемость распределителей разных моделей теоретически невозможна, поскольку для трамблера каждой модели двигателя подобраны соответствующие характеристики автоматов опережения зажигания. Но в некоторых случаях (о них — ниже) подходящий по креплению и приводу прибор можно установить вместо штатного.

Для легковых автомобилей распределители выпускают два завода. Лидирует АТЭ-2* (Москва) — наиболее современные и высококачественные приборы систем зажигания традиционно выпускают именно здесь.

СОАТЭ (Старый Оскол, Белгородская область) — аутсайдер, продукция которого всегда шла в основном на автомобили, предназначенные для госсектора. Правда, в последние годы он, освоив производство непрофильных для него «жигулевских» и «москвичовских» распределителей, пытается захватить и эту часть рынка. Однажды даже ВАЗ брал пробную партию старооскольских трамблеров на конвейер. Попытка сэкономить была единственной и больше не повторялась. Но менее придирчивая торговля охотно берет изделия СОАТЭ, которые процентов на 20 дешевле московских прототипов.

Для «жигулей» и «нив» с контактным зажиганием распределитель бывает в трех исполнениях: 30.3706–01 (для моторов 1200–1300 смз); 30.3706 (1500–1600 смз) и 30.3706–02 (так же как предыдущий, но со штекерным разъемом). В отделе сбыта АТЭ-2 любой из них вам предложат за 162 тысячи рублей, в московских магазинах они стоят 180–200 тысяч, а минимальная цена на рынке «Южный порт» (далее — Ю) — 100 тысяч. Точно такие же по конструкции и качеству венгерские распределители старейшего смежника ВАЗа фирмы «Баконь» в магазинах стоят столько же, сколько и московские, но на рынке — не ниже 150 тысяч. Трамблеры СОАТЭ отличаются конденсатором в алюминиевом корпусе и прерывателем старого образца. В магазинах они на 30–40 тысяч дешевле московских, но на рынках ниже стотысячного предела цена не опускается.

Гораздо менее распространены трамблеры с датчиком Холла для классических автомобилей ВАЗ. Все они только от АТЭ-2. Приборы 38.3706–01 (1200–1300 смз), 38.3706 (1500–1600 смз) и 38.3706–10 (1700 смз) на заводе стоят по 247 тысяч, в магазинах — до 350, в Ю — 180.

Распределитель 40.3706 для переднеприводных «самар» делают три предприятия. Прибор АТЭ-2 стоит на заводе 247 тысяч, в магазинах — 300–320, в Ю — 200. Примерно столько же стоит венгерский аналог, а старооскольский дешевле на 20–30 тысяч.

Для «москвичей» на рынке присутствуют три модели распределителей: Р147-А — для моторов объемом 1,5 и 1,6 л, работающих на бензине АИ-93; Р147-В — 1,5 л, бензин А-76; 4701.3706 — для моторов 1,7 и 2,0 л. При необходимости каждый из них можно временно поставить на любой уфимский двигатель вместо штатного. Прибор 4701.3706 имеет наиболее пологую характеристику, и на моторах объемом менее 1,7 л его можно слегка повернуть по часовой стрелке после обычной установки зажигания по меткам. При использовании трамблера Р147-В (имеющего наиболее крутую характеристику) на моторах со степенью сжатия более 7,2 надо отключить вакуумный автомат опережения, заглушив его штуцер на карбюраторе. Затем, поворачивая корпус распределителя против часовой стрелки, найти положение, при котором после резкого открытия дросселя на скорости 60 км/ч на высшей передаче детонация возникает кратковременно. Цена «московского» распределителя на заводе АТЭ-2 — 173 тысячи, а в магазинах — на 10–20 тысяч дороже. На рынке трамблеры этих моделей производства АТЭ-2 попадаются редко и стоят около 150 тысяч. Зато полно их аналогов от СОАТЭ, которые отличаются от прототипов наличием прерывателя старого образца и стоят около 100 тысяч.

Для тех владельцев «москвичей-214122», которые любят всячески модернизировать свою машину, существует распределитель 5406.3706 с датчиком Холла. В торговле его искать бесполезно, но можно купить на АТЭ-2 за 331 тысячу рублей.

Семейство распределителей для «Волги», УАЗа, РАФа, «Газели» включает два прибора с прерывателем: Р119-Б и Р132 (экранированный) и два с индуктивным датчиком: 1901.3706 (моторы ЗМЗ) и 33.3706 (для УАЗа). Экранированный выпускает завод АТЭ-2, остальные — СОАТЭ.

По присоединительным размерам эти приборы аналогичны «москвичовским» с той лишь разницей, что вместо современного клеммного крепления имеют устаревшую пластину со шкалой октан-корректора. Все приборы семейства взаимозаменяемы, поскольку незначительные различия в заданных характеристиках автоматов опережения с лихвой перекрываются разбросом параметров отдельных экземпляров как трамблеров, так и самих двигателей. Косвенно это подтверждает и то, что на обе модификации двигателя ЗМЗ-402, рассчитанные под марки бензина АИ-93 и А-76, завод устанавливает один и тот же распределитель.

На распределители Р132 спроса практически нет, поскольку владельцы «военных» «уазиков», устав бороться с утечками высокого напряжения на «массу», демонтируют экранированную систему зажигания. Приборы с индуктивным датчиком (цена — 220–250 тысяч, Ю — 110) объективно ненадежны. Внутренний обрыв в катушке датчика (2500 витков провода диаметром 0,08 мм) весьма вероятен и даже закономерен в условиях вибраций и перепадов температуры. Впрочем, есть владельцы, которым интересно повозиться со старооскольской системой зажигания. О том, как наматывать катушку датчика, паять с помощью буры нихромовые спирали вариатора, менять транзисторы и стабилитроны в коммутаторе, было подробно рассказано в ЗР, 1994, № 10. Ну а тем, кто больше любит ездить на машине, предпочтительнее купить контактный распределитель Р119-Б за 180 тысяч (Ю — 100) и поменять катушку зажигания на Б117-А или Б115-В.

Распределитель 5301.3706 для «Таврии» имеет оригинальные присоединительные размеры, и накаким другим его заменить нельзя. От прочих он отличается отсутствием ненадежного подшипника подвижной пластины, поскольку датчик Холла здесь установлен на маятнике, поворот которого и обеспечивает работу вакуумного регулятора. На АТЭ-2 это решение считают прогрессивным и собираются внедрить и на вазовских трамблерах. В отличие от последних, спрос на «таврические» распределители ограниченный, а точек, ими торгующих, несравненно меньше, отсюда и очень разные цены в магазинах. Например, прибор московского завода может стоить 270 тысяч, а в другом месте старооскольский — 350. В этих условиях кому-то покажется приемлемой цена на АТЭ-2 — 285 тысяч. Впрочем, в Ю его можно купить и за 250. Еще дешевле — старооскольский, на рынке в Ясенево — 225 тысяч.

Трамблер 5520.3706 для «Оки» в литературе называют «датчиком момента искрообразования», поскольку высоковольтное распределение в нем вообще отсутствует. По конструкции он представляет собой упрощенный «восьмерочный» и при необходимости может быть им временно заменен. Для этого потребуются четыре дополнительных высоковольтных провода. Коротким соединить один из выводов катушки с «массой», а длинным — второй вывод с центральным гнездом крышки трамблера. Провод со свечи каждого цилиндра надо соединить с тем гнездом крышки, напротив которого находится контакт «бегунка» в конце такта сжатия в этом цилиндре. Другие два гнезда — замкнуть на «массу».

Что касается цен на трамблер для «Оки», то это как раз тот случай, когда прибор выгодно купить на заводе. Отпускная цена АТЭ-2 — 211 тысяч, а в магазинах — 280–350 тысяч. На рынках он почти не встречается.

И наконец, об отдельных деталях распределителей, поступающих в запчасти. Контакты прерывателя в магазинах — в основном турецкого производства, цена — около 10 тысяч. Контакты «Бош» — около 25. В Ю — контакты от АТЭ-2, СОАТЭ, турецкие и даже «бошевские» — по 5 тысяч. Датчики Холла американского производства практически исчезли из продажи — вместо них вполне надежные, производства КЗАМЭ (Калуга) по 30–35 тысяч (Ю — 25).

Крышки и «бегунки» распределителей сейчас делают множество предприятий, но далеко не все — должного качества. Большинство изделий из традиционного довольно хрупкого карболита (фенопласта) черного или коричневого цвета. Крышки трамблеров обычно стоят в магазинах 15–20 тысяч, «бегунки» — 10. Крышки из Венгрии (30–50 тысяч) или Италии (23–26 тысяч в Торговом доме «За рулем») более стойки к растрескиванию или пробою. Кто-то может выбрать немецкую крышку «Беру» для «Самары» за 70 тысяч. Но наиболее удачный выбор — крышки и «бегунки» из светло-серой пластмассы ПБТ фирмы «Дюпон», которые теперь делают не только на АТЭ-2, но и на СОАТЭ и предприятии «Цитрон». Причем АТЭ-2 почти полностью перешел на применение только этого, прочного и эластичного материала, в том числе и в приборах для контактных систем зажигания. В магазинах крышки из ПБТ стоят около 25 тысяч, «бегунки» — около 10. На рынке в Ю цены практически одинаковы: за 10 тысяч можно купить крышку и кустарного изготовления, бурого цвета, без намека на маркировку, и венгерскую, черного цвета, и «родную» для «восьмерочного» распределителя, из ПБТ с фирменным ромбиком АТЭ-2.

Группа 3707. Свечи зажигания, наконечники свечей, высоковольтные провода. Рассказывать о маркировке свечей и их применяемости сейчас не имеет смысла — эта тема уже многократно освещалась в журнале. А вот оценить показатель цена/качество свечей попытаюсь. Начну с того, что искать какие-то сверхнадежные, долгоработающие и, соответственно, дорогие свечи оправданно лишь для владельцев иномарок, где они труднодоступны (с оппозитными и V-образными поперечными двигателями). В иных случаях разумнее использовать обычные свечи массовых моделей, заменяя их на новые через каждые 15–20 тысяч километров, как и предписывают заводские инструкции. Практика показывает, этот срок отрабатывают даже самые дешевые свечи всех солидных производителей, в том числе и российских.

Крупнейший из них — завод ЭЗАЗС (Энгельс, Саратовская область), выпускающий свечи всех типов, предусмотренных для отечественных автомобилей. Остальные заводы значительно отстают и по объему выпуска, и по качеству. Уфимский завод УАПО делает свечи А20Д и А17Д для уфимских же двигателей. Завод ТАТЭ (Тюмень), выпускавший свечи с короткой юбкой для двигателей устаревших моделей и мотоциклов, ныне ушел с этого рынка, и свечи с его эмблемой могут появиться лишь из старых запасов. И, напротив, несколько новых производителей, как из числа солидных предприятий — бывших «ящиков», так и полукустарных МП, освоили производство свечей. Но конкурировать с крупными фирмами им непросто, поскольку свечи — товар дешевый и нижний разумный предел отпускной цены уже почти достигнут. А средняя розничная сейчас — около 5 тысяч рублей за штуку. За эти деньги можно купить как высококачественную А17ДВ-10 из Энгельса в оцинкованном корпусе, так и неаккуратно сработанное изделие без опознавательных знаков. Из числа последних — печально знаменитые свечи с гжельскими фарфоровыми изоляторами розового и голубого цвета, которые делает какая-то контора неподалеку от ЭЗАЗСа и даже иногда пользуется его эмблемой, прибавляя к ней свою закорючку.

Импортные свечи («Бош», «Чемпион», «Беру» и др.) стоят в магазинах около 50 тысяч за комплект из четырех штук. Чешские «Бриск» вдвое дешевле. На рынке импортный товар более доступен. Скажем, «Бош» W7DC с биметаллическим электродом стоит 35 тысяч за комплект, то есть всего на 15 тысяч дороже комплекта из Энгельса.

Но ЭЗАЗС сдает позиции, я думаю, еще и потому, что не лучшим образом преподносит свой, почти не уступающий зарубежному по качеству товар. Если зарубежные фирмы аккуратно запечатывают свечи в прозрачные упаковки или отдельные красочные коробочки, то у нас до сих пор оперируют тоннами и кубометрами и к тому же консервируют свечи, окуная их в расплавленную смазку. Заплатив деньги и получив четыре завернутые в промасленные бумажки свечи, покупатель разворачивает каждую и, счищая ногтем смазку, проверяет маркировку, резонно полагая, что продавец мог запустить пятерню не в тот ящик и вместо нужных ему «двадцатых» свечей швырнул на прилавок «семнадцатые». А дома он будет полчаса промывать их в бензине, выковыривая застывшую между корпусом и изолятором смазку тонкой проволокой и мучительно пытаясь понять, неужели у ЭЗАЗСа до сих пор основными заказчиками являются автобазы и склады какого-нибудь «Глав...снаба», которые со свойственным им разгильдяйством годами хранят запчасти в затопленных подвалах. И в следующий раз, увидев в продаже законсервированные свечи даже по рекордно низкой цене — 13 тысяч за комплект (как в одном из магазинов в Ю), он заплатит на 20 тысяч больше и купит импортные — чистенькие и готовые к употреблению...

Впрочем, небольшую часть свечей ЭЗАЗС выпускает и в чистом виде, и в упаковке. Есть еще свечи А17ДВ, снабженные дополнительным изолирующим пластмассовым поясом над корпусом. Его делает другое предприятие и продает эти свечи под маркой «Чемпион России». Комплект стоит до 80 тысяч. То есть 5 тысяч — свеча и 15 — поясок на ней. Но и эти и другие модели с двумя и более боковыми электродами разных фирм, стоящие намного дороже обычных, находят своих покупателей. Ощутимого преимущества многоэлектродные конструкции не имеют, поскольку искра бьет все равно только в один электрод, который на современных свечах не успевает заметно выгореть за 15–20 тысяч километров межсменного пробега. Но упрекнуть фирму-изготовитель в обмане нельзя, поскольку уверенность владельца в улучшении работы двигателя и его хорошее настроение тоже стоят денег...

И, коротко, о высоковольтных проводах. Отечественные марки ПВВ, ПВВП и пр. постепенно уходят в прошлое, поскольку рынок почти полностью завоеван импортными, более современными с силиконовой изоляцией. В отличие от наших с поливинилхлоридной изоляцией, они не дубеют на морозе и не дают микротрещин. Практически все представленные на нашем рынке силиконовые провода делает английская фирма «Милфлекс», но продаются они под марками тех фирм, которые собирают готовые комплекты, нарезая куски нужной длины, обжимая концы пружинными контактами и надевая резиновые колпачки. Каждая марка имеет свой цвет, а цена комплекта зависит от того, насколько именита фирма-сборщик. Скажем, провода «Бош» или «Чемпион» стоят в магазинах не меньше ста тысяч за комплект, а не менее качественные, но собранные в Польше — около 60. Есть у «Милфлекса» и российский заказчик — фирма «Д и Г», за которой закреплен белый цвет проводов и торговая марка «Цезарь». Их цена — около 50 тысяч, причем комплекты есть для всех марок отечественных автомобилей, включая грузовики. А самые дешевые силиконовые провода — турецкие. Они желтого цвета и стоят около 15 тысяч за комплект.

Пластмассовые наконечники свечей также уходят с рынка, поскольку пружинные контакты современных силиконовых проводов рассчитаны только под специальные фигурные гайки типа АЕ, наворачиваемые на резьбу М4 стержня свечи и знакомые владельцам «жигулей» с начала 70-х годов. Поверх этого соединения на свечу плотно надет колпачок из термостойкой силиконовой резины.

Впрочем, рынок учитывает запросы всех категорий покупателей, и за 15 тысяч вы можете купить комплект архаичных хлорвиниловых проводов и к нему четыре карболитовых наконечника производства АТЭ-2 по 5 тысяч рублей за штуку.

Продолжение следует

Зеркально симметричные прерыватели от 

АТЭ-2. Слева — для «Москвича», справа — для «Жигулей». Различие обусловлено направлением вращения кулачка валика, который всегда набегает на подушку подвижного контакта со стороны его оси.

Прерыватели СОАТЭ на подвижных пластинах корпусов подшипников. Слева — для «Москвича», справа — для «Жигулей».

Распределители с датчиком Холла. Слева — для «Самары» (с подшипником), справа — для «Таврии» (с маятником).

Эмблемы заводов электрооборудования. Слева направо: АТЭ-2; СОАТЭ; ЭЗАЗС; ТАТЭ.

Свечи зажигания со всего мира.

Силиконовые провода «Цезарь».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии